6 мая 2015

Они не вернулись из боя. Лев Кайев

Гроссмейстер Евгений Соложенкин исследует судьбы советских мастеров, погибших во время Великой Отечественной войны  

Лев КАЙЕВ (1913 – 1942?)




«Погиб на фронте летом  1942 года» - Б.Вайнштейн  «Шахматы сражаются». 

«Погиб  31 марта 1942 года близ деревни Холмяки Смоленской области» - Википедия.

До сих пор судьба талантливого самородка из Пензенской губернии не подвергалась сомнению: шахматный организатор, неутомимый пропагандист, автор многих этюдов, мастер спорта СССР по шахматам Лев Алексеевич Кайев погиб на фронте.  

О Кайеве хорошо написано в публикациях «О тех, кто не вернулся из боя» и «Шахматист и солдат». Познакомиться с созданными им этюдами можно по следующей ссылке



Лев Кайев в гостях у шахматистов Стерлитамака, 1935

Во второй публикации приводится текст письма, который получили родные санинструктора Кайева:

8 июля Кайев получил повестку и сдал дела в комитете физкультуры. Кончилась жизнь шахматиста – началась жизнь солдата. 3 октября младший командир, санинструктор Кайев отправляется к месту формирования дивизии – на станцию Чишмы (под Уфой). 10 ноября воинский эшелон увез роту Льва Кайева на запад, где полыхала грандиозная битва за Москву. С декабря Кайев участвует в наступлении наших войск, а в январе 1942 года после легкого ранения попадает в госпиталь. После лечения его прикомандировывают к 447-му отдельному медсанбату, но 12 марта отзывают в свой полк на передовую. 18 марта дивизия, где служил Лев Кайев, переименована в 64-ю гвардейскую, о чем он с гордостью написал родным. А в мае 1942 года его родные получили скорбное письмо: 

«Сообщаем Вам, что Ваш сын Кайев Лев Алексеевич пропал без вести в бою за деревню Холминка Смоленской области 31 марта 1942 года. Видимо, он погиб геройски, как подобает советскому герою-патриоту, гвардейцу нашей Родины. За четыре месяца боев с немецко-фашистскими захватчиками Ваш сын показал себя настоящим героем, не раз получал благодарности от командования. Вы можете гордиться Вашим сыном.

Нач. сан.службы 1202 с. п. военврач 3 ранга В. Сальников».

Зафиксируем: Холминка, а не «Холмяки» из Википедии. Но имени Льва Кайева нет в документах о безвозвратных потерях ОБД! 

Имеется только документ, уточняющий потери, о том, что он пропал без вести в марте 1942 года:



Да еще упоминание в Книге памяти о том же самом факте.

Предположение начальника санитарной службы 1202 стрелкового полка 361 стрелковой дивизии (к моменту написания письма 1202 СП уже являлся 64 гв. стрелковым полком 21 гв. стрелковой дивизии) о судьбе шахматного мастера – это слова поддержки семье и причина, по которой Википедия зафиксировала 31 марта 1942 года днем гибели Льва Кайева. Так ли это было на самом деле?

То, что происходило в период с 31 марта 1942 в деревне Холминка Сычевского района Смоленской области, наиболее емко определяется выражением «Ржевская мясорубка».

1 апреля 1942 г.

Противник на участке 21 Гв. с.д. овладел Покусанка. Идет бой за Холминка, куда ворвались 4 танка и 150 человек пехоты противника. Бой продолжается.

Противник выбит из Холминка. В 14.00 противник силой до 700 человек и 8 танков вновь занял Холминка. Дальнейшее продвижение противника остановлено.

2 апреля 1942 г.

21 Гв.с.д. – Противник  в 10.00 силой до двух батальонов и 8 танков, артиллерийского огня и 7 самолетов начал наступление на Дубки и опушку леса 1 км южнее Дубки. Идет бой. Бой за дер. Двойня. К 24.00 противник овладел Дубки, Видное.

3 апреля 1942 г.

21 Гв.с.д. в течение ночи вела три атаки на Холминка, но все они были отбиты противником.

6 апреля 1942 г.

21 Гв.с.д. в 5.00  овладела  Холминка. В 7.30  противник при поддержке 4 танков из направления Лобаны отбил  Холминка.


По спискам о безвозвратных потерях ОБД погибших в день 31 марта 1942 года только 64 гв. стрелкового полка – 236 человек.

Можно посмотреть оригинал списков: в нем нет никого, даже отдаленно напоминающего Кайева Льва Алексеевича, 1913 года рождения, уроженца Пензенской области. Вот титульный лист документа: 



Какие основания утверждать, что Кайев погиб 31 марта 1942 года в бою за освобождение или оборону Холминки? 236 учтенных погибших в этот день из его полка - немалое количество, а его самого не учли? Холминка переходила из рук в руки, весь плацдарм боевых действий хоть на какой-то промежуток времени да контролировался нашими войсками, следовательно, был бы и доступ к телу, если, конечно, тело было.

По ощущениям, пленных в боевых действиях того дня было немного. Я нашел карту одного, плененного в Холминке 31 марта, да и этот красноармеец был не из 64-го полка, а из 59-го (до переименования 1204-го, что у него соответственно и записано в персональной карте военнопленного). 



Фамилия: Сорокин   
Имя: Василий   
Отчество: Яковлевич   
Дата рождения/Возраст: __.__.1911   
Место рождения: Алтайский край   
Лагерный номер: 16723   
Дата пленения: 31.03.1942   
Место пленения: Холминка   
Лагерь: шталаг 336   
Судьба: Погиб в плену   
Воинское звание: солдат (рядовой)   
Дата смерти: 29.08.1942   
Место захоронения: Ковно-Каунас   
Фамилия на латинице: Sorokin   
Название источника информации: ЦАМО   
Номер фонда источника информации: 58   
Номер описи источника информации: 977521   
Номер дела источника информации: 1460

Что могло произойти с мастером Кайевым? 

Ранение, плен, транспортировка в лагерь для военнопленных в Вязьме или в Ржевский дулаг. В ОБД, например, есть список солдат и командиров Красной Армии численностью 5416 человек, умерших в немецких лазаретах г. Вязьма:



Среди документов встречаются и такие донесения, в которых фиксируется прибытие в лазарет неизвестных военнопленных «без документов в бессознательном состоянии»:



Мастер Лев Алексеевич Кайев, возможно, не погиб 31 марта 1942 года близ  деревни  Холминка.


Источники фото:

Б. Вайнштейн «Шахматы сражаются» (ФиС, М. 1985)



(с) Евгений Соложенкин

Продолжение следует...
Командный чемпионат азиатских городов