7 декабря 2015

Кирсан Илюмжинов: Уверен, здравый смысл восторжествует!

Президент ФИДЕ дал эксклюзивное интервью нашему сайту

В связи с включением министерством финансов США в санкционный список Кирсана Илюмжинова, гражданина России и президента ФИДЕ, Илюмжинов проинформировал членов Президентского Совета ФИДЕ о том, что он временно передает юридические, финансовые и деловые полномочия, касающиеся деятельности ФИДЕ. До тех пор, пока его имя не будет исключено из списка санкций Отдела по контролю за иностранными активами.

После этого Кирсан Николаевич ответил на вопросы Кирилла Зангалиса.

– Кирсан Николаевич, с чем все-таки связано ваше для многих столь неожиданное решение, и долго ли вы над ним раздумывали?

– 25 ноября, находясь в рабочей командировке в Италии, принимал поздравления от местной федерации с 20-летием пребывания на посту президента ФИДЕ. И в этот же день мне пришел «подарок» из США. Минфин Соединенных Штатов Америки объявил, что я попал в санкционный список из-за связей с двумя гражданами Сирии, а также мне предъявили еще несколько нелепых обвинений. Со мной в Италии находился первый вице-президент ФИДЕ Георгиос Макропулос и многие другие коллеги. Мы решили собрать экстренный Президентский Совет в нашей штаб-квартире в Афинах. И я принял решение: если Минфин лишает меня права подписывать финансовые и прочие документы (а уже в марте в Москве пройдет турнир претендентов, где принимают участие два гражданина США, сам матч пройдет в ноябре в Соединенных Штатах), то мне нужно взять паузу и разобраться с этой ситуацией лично. Не подставляя ФИДЕ. И лучшее решение – временно передать ряд полномочий.

Президент делает свой ход


– До какого момента? И неужели вы думаете, что за это время Минфин США поменяет решение? Всем известно, что эта организация очень серьезно подходит к такого рода проблемам.

– Следующий Президентский Совет состоится через три месяца. За это время я хочу вместе с юристами получить все официальные обвинения в мой адрес, которые до сих пор до меня не дошли. Готов приехать в Вашингтон и ответить публично на все вопросы и обвинения. Я утверждаю, что эти обвинения – либо ошибка, либо провокация. А так как я уже пострадал морально, то мои адвокаты подают иск на 50 миллиардов долларов. Примерно во столько юристы оценили мой моральный и материальный ущерб.

– Вы советовались перед принятием такого ответственного решения с курирующим спорт в Администрации президента России Игорем Левитиным и пресс-секретарем президента России Дмитрием Песковым, который также является председателем Попечительского Совета РШФ?

– Это лично мой вопрос. И я не стал никого информировать, чтобы не подставлять ФИДЕ. Решил, что все свои проблемы разрешу самостоятельно, а Макропулос, который стал исполняющим обязанности президента ФИДЕ, будет заниматься шахматными соревнованиями. И так как я чувствую, что это решение Минфина принималось отдельными людьми в США, а не системой, то решил не прибегать к помощи российских чиновников. Моя совесть чиста, и я полностью уверен в своей правоте. Более того, в ответ на санкции каких-то пока неизвестных бюрократов я решил сделать подарок настоящим любителям шахмат США. Помимо того, что в их стране пройдёт матч на первенство мира, состоится чемпионат планеты по рапиду и блицу среди мужчин и женщин, будет проведет крупнейший детский турнир, мы также следующий, 2016 год объявили «Годом шахмат в США».


– Следующий Президентский Совет состоится уже через три месяца. Неужели вы думаете, что за это время с вас могут снять санкции?

– Я еще раз подчеркиваю, что в первую очередь хочу получить от Минфина США официальную бумагу, а потом с открытым забралом ответить на все интересующие их вопросы. Готов был лично приехать в Вашингтон, благо, что въезд в страну мне не закрыт. Но ведь из-за санкций я даже не могу оплатить ни наличными, ни картой свой отель, такси, ресторан и прочие бытовые услуги. Тем не менее, я надеюсь, что до следующего Президентского Совета справедливость восторжествует, и санкции будут сняты.

– Еще совсем недавно казалось, что в ФИФА позиции Блаттера и его сподвижников непоколебимы. Не боитесь, что во время вашей временной отставки активизируются конкуренты?

– Мы знаем людей, которые захотят воспользоваться этой ситуацией. Знаем настолько хорошо, что даже не нужно называть имен. Но я-то добросовестно поработал последние 20 лет, у меня такой кредит доверия в шахматном мире, что я знаю: он меня не подведет. По уставу, выборы президента ФИДЕ должны пройти через три года. И я уверен, что и через три года этот кредит доверия не будет исчерпан. Все прекрасно понимают, что именно нынешнему руководству ФИДЕ удалось выполнить главную задачу – мы объединили расколовшийся шахматный мир, создали идеальную, всем понятную систему определения чемпиона мира. ФИДЕ – настолько хорошо выстроенная открытая и демократическая организация, что бояться нам попросту нечего.

– Бывший президент ЕШС и президент Шахматной федерации Болгарии Сильвио Данаилов открыто обвиняет первого вице-президента ФИДЕ Макропулоса и остальных руководителей вашей федерации в так называемом «семейном бизнесе»…

– Насколько я знаю, к Данаилову есть серьезные вопросы по его деятельности на посту президента Европейского шахматного союза (ЕШС). Как меня проинформировали, сейчас идет разбирательство, где Данаилова обвиняют в том, что бюджетные средства использовались не по назначению. К тому же в США была открыта частная структура с примерно таким же названием, куда поступали взносы для участия в турнирах. Об этом открыто заявили знаменитый болгарский гроссмейстер Кирил Георгиев и шахматная федерация Черногории. Надеюсь, что в скором времени в этом деле будет поставлена точка.

– На фоне сложных политических отношений между Западом и Россией не захотят ли ваши противники нанести удар по России через шахматы, убрав с поста в год двадцатилетия правления российского гражданина – главу ФИДЕ Кирсана Илюмжинова?

– России часто пытаются вставить палки в колеса. Но здравый смысл восторжествует! СССР и Россия всегда были самой шахматной страной в мире. И сейчас всем понятно, что именно Россия является законодателем шахматных мод. Я свою позицию буду отстаивать до последнего, и уверен, что за меня встанет подавляющее большинство нашего замечательного шахматного мира.

Командный чемпионат азиатских городов