8 июня 2007

Потеплело

Шахматы и Кубкок УЕФА.
О разнице во вкусах.
Кумыс Бареева.
Задумчивость Камского.
Ничьи, которых могло и не быть.
Люди им теперь только мешают.
В репортаже Михаила Савинова из Элисты.

Перед последним выходным днём гроссмейстеры не щадили не себя, ни других. Двое добились убедительных побед, а ещё двое, проведя отличную подготовительную работу, испортили песню парой фальшивых нот. Теперь вместо комфортного двухочкового преимущества им предстоит отстаивать скользкие «+1», причём в основном чёрными.
Пятница начиналась (да и заканчивалась) по-доброму. Улыбались решительно все. Наверное, дело в улучшении погодных условий. В степь постепенно возвращается тепло.
У входа в Дом Правительства Калмыкии курил чемпион Европы по шахматам Владислав Ткачёв. Очень рад, что его мрачное предсказание не сбылось, и он каждый день появляется в пресс-центре. Ведь кто ещё может порадовать подобным сравнением:
– Матч Аронян – Карлсен – это ведь копия финала Кубка УЕФА! Более сильная команда жмёт-жмёт, переигрывает, забивает, пропускает, снова жмёт. Вот счёт уже 2-1, и на игрока больше, и кажется, что отстающих ничто не спасёт – и вдруг происходит чудо, счёт сравнивается. А потом пенальти, и тот, у кого должно быть психологическое преимущество, проигрывает в одни ворота.
Футбол, шахматы, литература, музыка, политика, кино – круг интересов Владислава очень широк. Недаром он играет за команду шахматистов в «Что? Где? Когда?». Но сегодня он был необычайно сфокусирован на одном. Разумеется, на партии своего подопечного.
На выходе из дебюта Леко получил долговременный позиционный перевес и занялся его реализацией по всем канонам военного искусства. Осада, манёвры, перегруппировки... Белые выжидают, усиливаются и готовят решающий удар, а чёрные и рады бы окопаться, но их загнали в такую вечную мерзлоту, которую не взять сапёрной лопаткой. Роли сторон предельно ясны.
– Позиция хорошая, но, по-моему, Петер только что упустил форсированный выигрыш! Давай-ка посмотрим 21.Qg3, – нервно предложил Влад. – Чёрные играют 21...Nh5.
– Надо дать компьютеру подумать, – озабоченно отозвался Аршак Петросян, глядя на ровные ряды ходов-кандидатов с оценкой «плюс-равно».
– Просто дело в том, что никакой компьютер здесь не сможет правильно оценить 22.Rxe5!! – обронил Влад. – А это выигрыш на бланке.
Это было очень красиво. У белых под боем ферзь, а они отдают еще и ладью. Варианты, правда, сравнительно короткие и очень убедительные, но самое сложное – быть в принципе готовым к такому повороту событий. Леко красивой комбинации не увидел и постепенно, часа через два, выиграл в классической позиционной манере. Став, таким образом, почти официальным мексиканцем. Евгению Барееву будет невероятно сложно отыграть гандикап в два очка.
– Я не знаю, что еще может помочь в этой непростой матчевой ситуации, – говорил после партии россиянин. – Может быть, я должен ехать куда-нибудь в степь, пить кумыс, чай калмыцкий, отправиться на дискотеку, попытаться получить второе место после Касымжанова за танцы... Но я думаю, что этого явно недостаточно. Нужно, помимо таких смелых решений, показывать и какую-то дебютную составляющую.
Странно прошла партия Камский – Гельфанд. Гата серьёзно задумался уже над третьим ходом. Борис даже успел прогуляться по сцене и налить себе чаю. Наконец, последовало 3.Bf4. На десяток следующих столь же неконкретных ходов Камский убил полтора часа. А в лихорадочной попытке отстучать положенные 40 ходов (последние 8 делались за 14 секунд) американец зевнул две пешки. Судьба партии была решена. Гельфанд вышел вперед в матче, и это очень серьёзно: впереди у него «белая» неделя.
Секунданты израильтянина Александр Хузман и Павел Эльянов провели весь день неподалёку от сцены. (Вообще прячутся от нас только Эрнесто Инаркиев и Максим Сорокин, но у них, наверное, очень много работы. Остальные приходят обязательно.) Эльянов довольно коротко подстригся. Вышло – на фарт. Как сказал бы папа-Карлсен, доказано эмпирическим путём.
Упустили вторые победы Левон Аронян и Алекснадр Грищук. Какая-то непонятная безалаберность начинает входить у Ароняна в привычку. Он долго поддерживал напряжение в равной позиции, дождался серьёзной ошибки потерявшего бдительность Широва, но воспользоваться ею толком не сумел. В ладейном окончании с лишней пешкой у белых получилась ничья. Что же касается Грищука, он, кажется, не угадал, выбирая из двух путей реализации добытого в сложной борьбе преимущества. Это был типичный coinflip, 50 на 50, и Александру немного не повезло – не удвоился. Конечно, для того, чтобы математически доказать факт этого невезения, Рублевский сделал всё, что в человеческих силах.
...Неожиданно любопытной получилась пресс-конференция сил нечеловеческих. Амир Бан и Шай Бушинский от «Джуниора» и Александр Кюр от «Фрица» показали, что параллельно матчам претендентов идёт очень серьёзное соревнование. В нём стороны используют совершенно секретные компьютеры, которые «рассекретят» только через несколько месяцев. Вносят изменения в программы после каждой партии. Скрывают имена гроссмейстеров, чьими усилиями пополняется дебютная база. Не любят общего врага – «Рыбку».
– Насколько позволяет мне судить мой плохой русский, Rybka переводится как little fish, – так начал отвечать на вопрос об этой программе Шай Бушинский. Насчёт плохого русского – кто его знает: как мне показалось, пару раз израильтянин терял бдительность и пытался ответить на вопрос до того, как прозвучит перевод.
– Всё-таки считаете ли вы, что «Рыбка» входит в тройку сильнейших компьютерных программ? – попробовал я добиться более конкретного ответа. Бан и Бушинский переглянулись и нехотя кивнули. На микрофоны и диктофоны это, как вы понимаете, не записалось – «кукловоды» тоже сделали всё, что могли.
Третью партию матча «Джуниор» выиграл при весьма любопытных обстоятельствах. Острейший вариант сицилианки с жертвой пешки на b2. Дли-и-инная теория. «Фриц» (чёрными) до 26-го хода идёт по книге следом за Фтачником, который заставил самого Широва искать спасения. Неудивительно, кстати, что «Фриц» в курсе – партия игралась в Бундеслиге.
Дебютная база «Джуниора» закончилась в этом варианте на 20-м ходу. Разница – 6 ходов. Ещё пару лет назад это бы означало приговор. А сейчас – с точностью до наоборот! Во-первых, «Джуниор» сравнительно быстро сделал все ходы Широва, а, во-вторых, на 27-м ходу придумал сильную новинку. Гроссмейстер Макарычев даже сказал, «закрывающую вариант». В первом приближении.
Как вам новости?! Люди компьютерам уже и в дебюте не то что не нужны – мешают, под ногами путаются! Кошмар.
В районе шести вечера в пресс-центре вдруг сразу появилось множество знакомых лиц. Прилетели наши коллеги. Николай Попов от «РТР-Спорт», Эльмира Мирзоева от «Маяка». Прилетел Фредерик Фридель из Chessbase. Каждый из претендентов счёл своим долгом остановиться и перекинуться с ним парой фраз. Улыбок стало ещё больше. И всем, разумеется, стало светлей.

Жители мегаполисов борются с избытком кислорода с помощью никотина

Аршак и София полны приятных предчувствий

О чём-то догадывается и Борис Гельфанд

В первый, но не в последний раз в этой партии Гата Камский задумывается всерьёз

Жизнь на проводе

Гордые помощники победителей

Глава пресс-центра Петер Райчаньи ловит маленькую рыбку

Амир Бан изучает сборник партий сеанса в Васюках

Спор-экспресс

Матч компьютеров проходит в духе мира и взаимопонимания

Петер Леко легко переключается на немецкий

Гата Камский там и не вспомнил, о чём он думал

Борис Гельфанд всё сделал правильно

Александру Грищуку не хватило двух лишних пешек

Сергей Рублевский показывает, где его обыгрывали

Пресс-центр оккупирован бородачами

Олимпийское спокойствие Алексея Широва

Улыбались даже самые официальные лица

Желаю удачи всем тем, кто сдаёт экзамены, и убываю на последний выходной. До послезавтра!