7 июля 2020

Копилка всеобуча

О новых инициативах педагогов рассказывает Александр Костьев, руководитель подкомиссии ФШР «Шахматное образование»

Коронавирус внес существенные изменения в нашу жизнь. Отразилось это не только на сроках и тематике конкурса всеобуча в этом году, но и на структуре публикаций материалов раздела сайта ФШР «Шахматный всеобуч». Поменялась система общения энтузиастов шахматного всеобуча. Если раньше в этом разделе периодически публиковались статьи о прошедших событиях, то в условиях вынужденной изоляции и определенной доли свободного времени произошло самопроизвольное извержение идей о школьных шахматах у тех, кто этим занимается постоянно. Публиковать все предложения было невозможно, и тогда один из наших активистов, педагог дополнительного образования из московской школы № 709 Сергей Борисович Климов предложил создать дискуссионную площадку в социальной сети ВКонтакте.


И началось… В первую очередь, не выдержали активисты всеобуча, уже вкусившие прелесть живого общения на конференции в Дагомысе-2018, а также педагоги, получившие заряд самых разных эмоций по итогам конкурса «Учитель шахмат-2019». Не стали молчать и учителя из глубинки, успешно ведущие уроки шахмат в своих классах без особой финансовой или методической помощи.

Структурировать различные предложения и задавать тон дискуссии добровольно взялся сам С.Б. Климов. Речь идет о создании методической копилки по шахматам в помощь учителю или педагогу. Таким образом, продолжается идея, заложенная на портале «Шахматный всеобуч» (см. ссылку на архив 2018 г.). Тематика копилки самая разная, но наибольший интерес может вызвать тема шахмат во внеурочной деятельности учителя. Опытные педагоги рассказывают о своих наработках, приводят примеры дидактических игр; появляются и новые лица с новыми идеями.

Так, например, оригинальную игру «Кубик 64» прислала Елена Озорнина (Свердловская обл.). Надежда Акишина (г. Урай, ХМАО) рассказывает о своих уроках на Ютюбе, Нина Супрунюк (Омск) иллюстрирует игру «На охоту вышел слон!», Ольга Кадырова (Москва) модифицирует игру «Волшебные шахматы». Новой рукописью поделился маститый автор В. Костров (Санкт-Петербург). Татьяна Огнева (Москва) делится своей концепцией сказочных сюжетов и мыслями о шахматных учебниках…

В дискуссию вступают не только учителя. Интересную реплику прислала заведующая аспирантурой ВНИИФКа Е. Скаржинская, внимательно следящая за темой школьных шахмат, вступили в диалог гроссмейстеры И. Глек и И. Ягупов, откликнулся даже И. Сухин, который в свое время отказался участвовать в проекте «Шахматный всеобуч России», так как (цитирую его письмо мне от 18.05.2017): «…Я не вижу, как мне в него вписаться».

В общем, «муравейник» расшевелили, и пошел процесс накопления примеров успешных практик. Кстати, уже пришло более пятисот откликов.

В итоге самое интересное будет выложено на сайте ФШР в разделе «Шахматный всеобуч» для свободного пользования. Хочется надеяться, что эта «народная инициатива» будет подхвачена на местах и обогатит арсенал учителя шахмат.

В заключение тоже хочу внести личный вклад в будущую методическую копилку.

Недавно мне пришлось редактировать русский текст ролика Европейского шахматного союза о шахматах как инструменте образования младших школьников (см. ссылки). Из текста видно, что тема шахматного всеобуча, рожденная в СССР, все глубже проникает не только в европейское, но и в мировое шахматное сообщество. Показывайте это ролик на занятиях и приходите на дискуссионную площадку в сети ВК!

 

Ссылки:

Первый ролик на русском

Второй ролик на русском

Тематический каталог «копилки» Климова

Вход в группу участников через заполнение формы: https://forms.gle/x38wZHmYzA5U9Kuq7

Группы/Сообщества:

WhatsApp +7-926-826-5400

https://vk.com/club162044196

https://ok.ru/group/59380357726432

https://www.facebook.com/groups/963578924101239