5 декабря 2011

Михаил Кобалия: Нам есть к чему стремиться!

Руководитель российской делегации на первенстве мира среди юношей и девушек в Бразилии ответил на вопросы корреспондента сайта РШФ Марии Фоминых

– Выступление российских ребят, безусловно, оказалось успешным. Можно сказать, все получилось?

– Мне кажется, в таких соревнованиях нельзя говорить – всё получилось или не всё получилось. Каждый шахматист решает свои задачи, старается по максимуму использовать свой потенциал. Кто-то борется исключительно за первое место, а для другого попадание в десятку является безусловным успехом. На этом первенстве мира у нас была далеко не самая многочисленная делегация, но костяк составляли чемпионы России, которые хотели подтвердить обоснованность своих высоких амбиций. Поэтому, несмотря на явный успех и прогресс по сравнению с прошлым годом, нам есть к чему стремиться.

Слева - Кирилл Алексеенко, чемпион мира среди юношей до 14 лет

– Сложилось впечатление, что российские девушки играли увереннее и выступили в целом удачнее. Это так?

– Чтобы подтвердить это впечатление, достаточно просто посмотреть статистику: большинство российских медалей, как на первенстве Европы, так и мира завоевали девушки. Однако в Бразилии и юноши выступили уверенно, «золото» Кирилл Алексеенко и «серебро» Владимира Федосеева говорят сами за себя. Хочу отметить 13-летнюю Александру Горячкину, в этом году ее прогресс поражает. Выиграв Мемориал Л. Руденко среди женщин, она победила на первенстве Европы, а в Бразилии показала абсолютный результат – 9 из 9! Это напомнило мне выступление нашей женской команды на Олимпиаде в Ханты-Мансийске, которая выиграла все матчи. Среди девочек до 12 лет также успешно выступила чемпионка Европы Анна Васенина, заняв 2-е место.

Слева - Александра Горячкина и Анна Стяжкина, чемпионка и серебряный призер в группе девушек до 14 лет

– Как проходили сборы перед чемпионатом? Кто участвовал в подготовке? И кто работал с детьми во время самого турнира?

– Впервые в сборах юношеской сборной смог принять участие Владимир Крамник, что стало большим прорывом для детских шахмат. Само общение с 14-м чемпионом мира стало неоценимым опытом для юных шахматистов, не говоря уже о его практических и теоретических рекомендациях. В частности, в области подготовки к соперникам его ценные советы принесли несколько важных очков нашим шахматистам в Бразилии. Непосредственно на самом первенстве мира, кроме меня, в составе делегации были Сергей Рублевский и Сергей Архипов, которые оказывали не только шахматную, но и психологическую поддержку. И, несмотря на индивидуальный характер соревнования, наши игроки и тренеры держались вместе, у нас была дружная атмосфера, и нас смело можно было назвать единой командой.

Слева - Александра Оболенцева, чемпионка мира до 10 лет

– Не было ли типичных для юношеских форумов проблем, связанных с подсказками?

– К сожалению, без скандалов этот чемпионат не обошелся. Один из тренеров вьетнамской делегации был удален из игрового зала, хотя доказать со стопроцентной точностью его причастность к читерству так и не удалось. В целом, хозяевам не хватало опыта проведения столь масштабных мероприятий: это проявлялось в слабой организации и неквалифицированном судействе, что нередко приводило к конфликтным ситуациям, в одной из которых пострадал российский игрок.

– Какие впечатления оставила страна? Какова главная «фишка» Бразилии?

– Я уже во второй раз ездил в Бразилию на первенство мира. Но если в прошлый раз (16 лет назад!) я был участником, то теперь – руководителем делегации, поэтому у меня было гораздо больше хлопот. Впечатления от поездки разительно отличаются: когда ты молодой, окружающая действительность воспринимается в более ярких красках.

К сожалению, из-за того, что первенство мира перенесли из Рио-де-Жанейро в Кальдаш Новаш, участникам турнира познать истинный колорит Бразилии в полной мере не удалось. Термальный курорт, каковым является этот город, можно встретить и в более близких к нам регионах, в частности, в Восточной Европе. Для этого, правда, не придется провести в дороге более суток, сменив несколько аэропортов и лично познакомившись со спецификой работы бразильских служащих. Поэтому главными «фишками» для нас стали повсеместное незнание английского языка, расслабленность местного населения и резкий перепад температуры. Последнее, как нетрудно догадаться, было самым приятным и во многом компенсировало остальные недостатки!

"И я хочу в Бразилию к далеким берегам!"

– Следующий крупный юношеский турнир – первенства России? Какие до этого планируются турниры, сборы?

– Да, следующий главный турнир в российских шахматах – первенство России, которое будет проходить в апреле. В этом году мы создали систему региональных гроссмейстерских школ, действующую по все стране. У сильнейших детей появилась возможность участвовать в сборах недалеко от дома, что, с учетом российских расстояний, немаловажный фактор. В следующем году у нас насыщенная программа подготовки – уже во время январских каникул сразу в четырех Федеральных округах планируются сессии РГШ.

– Кого из тренеров или гроссмейстеров хотели бы привлечь к работе с юниорами?

– Помимо Крамника, в этом году в сборах РШФ принимали участие Петр Свидлер, Евгений Томашевский, Владимир Малахов, Никита Витюгов и другие сильнейшие гроссмейстеры, что дало ощутимый толчок в развитии наших молодых талантов. Надеюсь, что и в следующем году у нас будет не менее представительный тренерский состав, который поможет российской сборной успешно выступить на международной арене.

Анна Васенина, Александра Оболенцева, Елизавета Соложенкина и Алина Кашлинская с руководителем делегации гроссмейстером Михаилом Кобалия 

Фотографии Михаила Кобалия