12 апреля 2013

Владимир Крамник: "Я был вынужден играть резко на выигрыш"

Экс-чемпион мира дал интервью "Независимой газете"

В интервью корреспонденту НТВ+ Марине Макарычевой для "Независимой газеты" 14-й чемпион мира Владимир Крамник подвел итоги выступления на турнире претендентов в Лондоне.

- Турнир законен, но у Вас наверняка осталось чувство разочарования. Ведь Вы так и не смогли победить. Что произошло в драматический партии последнего тура против Василия Иванчука?

- Да, конечно, я разочарован. Ведь победа была очень близка. Думаю, что мы оба – и я, и Карлсен – на равных заслуживали её, но выиграть должен был кто-то один, поэтому можно сказать, что мне немножко не повезло...

В последнем туре после, прямо скажем, случайной победы в ничейном окончании, одержанной накануне Магнусом над Теймуром Раджабовым, ситуация для меня сложилась крайне тяжёлая... Карлсен догнал меня по набранным очкам, но, к сожалению, из двух общепринятых дополнительных показателей регламент отдавал предпочтение числу побед. Это, конечно, вопрос случая, но для меня это означало, что, имея право делить со мной первое место, Магнус словно бы имел лишние пол очка.

В партии с Иванчуком у меня были чёрные фигуры, а у Карлсена со Свидлером – белые. Тем не менее, я был вынужден играть резко на выигрыш и, думаю, всё делал правильно. Ценой существенных уступок я создал напряжение – это была единственная возможность заставить Магнуса занервничать и также, пойдя на риск, резко заиграть на выигрыш. В результате появился шанс, что он ошибётся и проиграет, что в конце-концов и произошло.

Но, к сожалению, я перегнул палку. И в тот момент, когда стало ясно, что он проигрывает, уже не мог спастись сам. Я сжёг мосты очень рано – едва ли не с самого начала. Да, в один момент у меня появился вполне реальный шанс – он сохранялся буквально в течении одного-двух ходов...

- Мне кажется, что турнир показал, что у Карлсена, как и у всех смертных, есть нервы. Принято считать, что самая сильная его сторона – это безошибочная игра и полное хладнокровие... 

- Я думаю, что Магнус – выдающийся шахматист и прекрасный игрок, но возникшее в общественном сознании представление о его гегемонии в шахматном мире несколько преувеличено. Я полагаю, что и я, и Левон Аронян можем играть с ним на равных. Другое дело, что у него есть важнейшие качества – молодость, огромная энергетика, хорошая нервная система, жуткая мотивация, нацеленность на победу. Но в чисто шахматном плане я не вижу ничего, что бы позволяло считать его намного сильнее нас, да и вообще сильнее.

- А если взглянуть на будущий матч чисто по-шахматному?! Ведь у Магнуса Карлсена нет ударного дебюта. Как Вы полагаете: неужели он сможет со своими сицилианками со Сb5, в которых белые не получают никакого перевеса, на равных играть с Анандом?

- Трудно сказать, но, конечно, Ананд в дебютном отношении намного превосходит Карлсена. У него наработанные, наигранные системы, потому-то он так силён в матчах. Ананд очень сложный соперник. Даже играя белыми, получить с ним на выходе из дебюта какие-то шансы на выигрыш очень тяжело. Когда я играл с ним матч, то пошёл на очень большой риск, стремясь во что бы то ни стало выдавить его из этого панциря, но, к сожалению, риск этот себя не оправдал...

С другой стороны, у Магнуса имеются свои преимущества. У него блестящая, поистине феноменальная память, он очень гибкий, он может играть разные системы... Но дебют – это одна из проблем Карлсена... Я говорил над чем нужно поработать Ананду, а проблемы дебюта нужно решать Карлсену. Перед турниром претендентов он грозился, что подготовится очень серьёзно, но так ничего в дебюте и не показал. Потому-то так тяжело ему было играть, потому-то все у него здесь шло со скрипом.

А в матче с Анандом всё будет намного серьёзнее... Тебя постоянно прессуют в дебюте. Ты постоянно защищаешься, всё время попадаешь в несколько худшие позиции. Это давит на психику. Ему надо думать, что с этим делать. За полгода до матча такой отрыв полностью не ликвидируешь, но можно придумать какую-нибудь интересную концепцию и хитростью обойти эту проблему. Я уверен, что в любом случае Ананд будет подготовлен лучше. Вопрос – насколько лучше?


Командный чемпионат азиатских городов