12 ноября 2022

В ЦДШ обсудили проблему дискалькулии у школьников

Также состоялся сеанс одновременной игры А. Морозевича

Президент ФИДЕ Аркадий Дворкович принял участие в мероприятии благотворительного фонда «Образование для будущего», на котором были подведены итоги исследования проблем с математикой среди учеников начальной и средней школы, а также у детей с дискалькулией на основе швейцарской программы «Калькулярис». Мероприятие прошло в Центральном доме шахматиста им. М. Ботвинника при поддержке Международной шахматной федерации.

В рамках мероприятия состоялся сеанс одновременной игры детей с международным гроссмейстером Александром Морозевичем. Перед собравшимися выступил президент ФИДЕ Аркадий Дворкович, который подчеркнул взаимосвязь между развитием математических навыков и шахматами.

— Занятия шахматами и математикой положительно влияют друг на друга. Шахматы помогают лучше познать математические законы, а знание этих законов помогает понять шахматные стратегии. Кроме того, игра учит уважать партнера, действовать по правилам, логически мыслить и не повторять ошибки. 

Шахматы могут помочь, когда базовые математические принципы уже понятны. Для детей, у которых сложности возникают на начальном этапе обучения математике, была разработана инновационная программа «Калькулярис». Она помогает школьникам, испытывающим сложности с математикой, а также детям с дискалькулией (неспособностью к изучению арифметики) за 3 месяца улучшить показатели от 30% до 45%. 

Пилотный запуск проекта «Калькулярис» был инициирован фондом «Образование для будущего» и реализован благодаря Гранту мэрии Москвы. В проекте участвовало более 250 школьников столицы, которые «прокачивали» математические способности в программе «Калькулярис» в течение полугода.

— В России дискалькулия пока мало изучена. Даже в нормативных документах этот термин употребляется редко, в отличие от западных стран, — рассказала президент фонда «Образование для будущего» Анаида Шнайдер. — При том, что проблема масштабная: «математическая тревожность» присутствует у 70% российских учеников 2-7 классов. Проблемы с математикой есть не только у 3-6% детей с дискалькулией, но и у большинства других, которые испытывают страх перед математикой. Мы полгода наблюдали за ребятами, которые занимались в «Калькулярис».

Дискалькулия наблюдается у 3-6% детей. Кажется, что цифра небольшая, но в России живет 30 млн детей, из них 1,5 млн — с дискалькулией. А это 50 тысяч классов по 30 человек. Дискалькулия — не диагноз, это особенность, связанная с работой головного мозга. Oна не проходит сама: ей надо уделять внимание, чтобы у ребенка не развились эмоциональные расстройства, тревожность из-за того, что у него не получается вычитать и складывать, как у других детей в классе. Кроме того, у дискалькулии есть сопутствующие симптомы: СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и дислексия. И зачастую она передается генетически.

— При дислексии в задней теменной доле мозга, которая как раз отвечает за логику, в том числе за математические способности и шахматы, наблюдаются изменения: у ребенка кроме восприятия чисел может быть нарушено пространственное мышление, — пояснил исследователь нейрокогнитивных особенностей обучения и рабочей памяти, м.н.с. НИУ ВШЭ Никита Отставнов.

По итогам пилотной программы «Калькулярис» участники достигли следующих показателей: 75% освоили такой навык, как обработка чисел, 74% овладели сложением и вычитанием в пределах небольших чисел, делить и умножать научились 32%, складывать и вычитать числа в пределах 100 – 34% детей, а 12% овладели этими навыками с числами в пределах 1000. 

Подавляющее большинство детей в результате обучения освоили более легкие навыки. Анализ результатов показал, что чем регулярнее дети занимались, тем более сложные навыки — умножение и деление — они осваивали. Исследователи пришли к выводу, что «Калькулярис» можно использовать как для детей с дискалькулией, так и для школьников, чтобы подтянуть математику.

«Калькулярис» —  инновационная обучающая онлайн-программа по математике с искусственным интеллектом и элементами мультисенсорики, разработанная учеными нейробиологами, педагогами и специалистами Швейцарского университета ETH (Швейцарская высшая техническая школа Цюриха). 

Фотографии Бориса Долматовского

Командный чемпионат азиатских городов