24 января 2011

Гроссмейстерская школа РШФ


С 18 по 28 января на базе подмосковного “Огниково” 16 ведущих
шахматистов страны в возрасте до 14 лет испытывают тренерские
способности сильнейших гроссмейстеров – Петра Свидлера и Евгения
Томашевского.
В пятницу на первой сессии гроссмейстерской школы РШФ побывала Анна Буртасова







Шестнадцать ребят, отличившихся на первенствах страны, Европы или мира, члены юниорской сборной России собрались в пансионате “Огниково” – прекрасной спортивной базе с чистейшим воздухом, скрытым подо льдом озером и чудесным еловым лесом.






Корпус, где проходят занятия



На первой сессии, где в роли тренеров выступают Петр Свидлер и Евгений Томашевский, посчастливилось побывать Василию Усманову, Александре Батрак, Екатерине Гольцовой, Александре Оболенцевой, Любови Костициной, Алексею Саране, Егору Седых, Юрию Елисееву, Алене Корчагиной, Семену Ханину, Александре Димитровой, Александре Горячкиной, Савелию Голубову, Константину Савенкову. А участие Анны Стяжкиной и Вячеслава Татехина в школе гроссмейстеров стало возможно благодаря поддержке Группы “Синтез”.
Руководитель учебно-тренировочного сбора Сергей Николаевич Архипов рассказал, какой у ребят режим. В 9.30 утра начинается лекция одного из гроссмейстеров, которая длится два с половиной часа. В этот день у доски стоял Петр Свидлер.









Правда, помимо шахматистов и вашего корреспондента, в зале можно было заметить еще несколько человек. Они тихо и незаметно снимали происходящее на камеры. Благодаря вовлечению съемочных групп, которые работают на сборе два дня, будет записан уникальный материал из четырех лекций. Российская шахматная федерация сможет использовать его в методической работе со многими талантливыми юниорами страны.









Многократного чемпиона России, олимпийского чемпиона камерами не смутишь – он продолжает показ партий.









Ребята живо реагируют – предлагают свои ходы, переспрашивают, если что-то недопоняли.

















На задней парте притаился Евгений Томашевский.




После лекции по плану – обязательный час физкультуры!
Девочки предпочитают кататься на коньках:






Большинство же бегает наперегонки на лыжах вокруг заледеневшего озера.












На Крещение это озеро было популярным местом ныряния. Но не среди наших юниоров – за здоровьем ребят пристально следят С. Н. Архипов и Е. Н. Кучумова.



После обеда обычно проходят индивидуальные занятия. Ребят делят на две группы – постарше и помладше. С каждой из них работает один из именитых гроссмейстеров: идет разбор партий юниоров, анализ позиций. Но в этот день, чтобы съемочная группа смогла отснять столь важный материал, состоится еще одна лекция – на этот раз Евгения Томашевского.
“Моя лекция будет про эндшпиль. Я попробую представить ее в игровой форме. Мы с Петром Вениаминовичем (приходится привыкать к отчествам – Вениаминович, Юрьевич…) разделили темы, когда готовились к школе. Все, что связано с динамикой, инициативой, атакой взял на себя Петр Вениаминович. А я сконцентрировался на эндшпиле и реализации перевеса. Всем необходимо знание эндшпиля, в первую очередь самому лектору, судя по некоторым партиям…” - смеется за обедом Томашевский.
И тут же продолжает: “А первая моя лекция была про красоту шахмат. Если бы я стал сразу рассказывать про эндшпиль, боюсь, многие бы заскучали. А так я дал возможность детям разогреться, заинтересоваться. Сбор длинный, так что хотелось зарядить всех энтузиазмом”.
На вопрос о том, как экс-чемпион Европы ощущает себя в роли тренера, Томашевский признался, что ожидал, что будет проще: “Все хорошо. Мне все нравится. Дети - бодрые, живые, у нас складывается диалог. Только физически оказалось гораздо тяжелее, чем я думал. Я впервые в жизни смотрю на подобные процесс со стороны учителя. И выяснилось, что необходимо соответствовать. Дети мгновенно чувствуют, если им рассказывать ерунду. У меня родители преподаватели – папа уже лет двадцать пять читает лекции, он доктор технических наук. Мама тоже преподает, только медицину. Они, конечно, мне давали советы. Но я всегда думал, что пойти готовиться к лекции – это примерно то же самое, что пойти посмотреть партии Вейк-ан-Зее. Оказалось, серьезно недооценивал”.


Петр Вениаминович солидарен с коллегой: “Тяжело очень. Я с Женей во всем согласен. Я еще и менее методичен, чем он, по характеру. У Жени все было записано, а у меня были планы. Поэтому первые несколько дней здесь я жил в состоянии тяжелой депрессии: мне казалось, что я ничего не смогу рассказать. Но сегодня я дал первую лекцию, и все слушали с увлечением. Теперь морально полегче. В общем же хочется сказать, что ребята очень симпатичные: соображают, участвуют. Со взрослой группой у нас вообще сложились уже чуть ли не товарищеские отношения. Идет постоянное творческое обсуждение, от которого одно удовольствие. После просмотра их партий, я встал и понял, что отлично провел два с половиной часа”.
Тут вмешался Женя Томашевский: “У нас действительно неформальные отношения, расскажу пример. Вчера мы играли в футбол – ребята против тренеров. Мы победили, но с трудом. А в один момент при подаче углового раздался крик: “Держите жирафов!”



И все это – в окружении вот такой природы…














Суперфинал ЧР (мужчины)