Person of day   -  13 OCTOBER 2018

NANA ALEXANDRIA

NANA ALEXANDRIA

Like Nona Gaprindashvili, Nana Alexandria was a student of the outstanding Georgian trainer Vakhtang Karseladze. When she was just 15, Alexandria was already the champion of Georgia. During her debut in the Soviet championship, she split 6th-7thplaces. It became quite clear that Georgia was home to another talented chess player who would eventually compete with Gaprindashvili. 

In 1966, 17-year-old Alexandria became the champion of the USSR- a competition she would win again in 1968 and 1969. After studying her performances, Mikhail Tal called her “an unusually multi-faceted player”. She was equally adept at east and difficult positions and she felt confident in endgames. 

In 1967, Alexandria joined the fight for the world championship and in 1971, after defeating M. Lazarevich, she played against A. Kushnir in the final candidates’ match, but she lost that battle. However, in the next cycle, she defeated M. Litinskaya 5,5:2,5 and I. Levitina 9:8 and won the right to play against world champion Nona Gaprindashvili. Alexandria lost that match in 1975 3,5:8,5

Six years later, in 1981, she played another match for the world champion. Before that, she defeated E. Akhmylovskaya 5,5:3,5, M. Litinskaya 7:5 and N. Ioseliani 6,5:2,5. In her match for the world championship, she was playing against the new champion, Maia Chiburdanidze. The match was rigorous and the opponents were equal. Alexandria was as good as her opponent, but victory proved elusive. The final score was an 8:8 draw and Chiburdanidze retained her title of world champion. Alexandria made another attempt to play Chiburdanidze, but after she won against T. Lemachko in the quarter-final, she lost to I. Levitina in the semi-final 6,5:7,5 in in 1983. 

Alexandria was successful in several international tournaments. She won 13 large tournaments, including ones in Tbilisi, Belgrade, Budapest, Pyatigorsk, Biel, Wijk aan Zee and Novi Sad. 

“When people ask me, who beside world champion made significant contributions to the development of chess, my answer is Nimzowitsch and Keres. In women’s chess, that person is Nana Alexandria. Believe me, it is much harder to be second best in the world for decades than first for two or three years!” (M. Tal)

Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно

Октябрь 2017

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5

НАНА АЛЕКСАНДРИЯ

Персона Дня - 13.10.2017

НАНА АЛЕКСАНДРИЯ

Как и Нона Гаприндашвили, она была  ученицей замечательного грузинского тренера Вахтанга Карселадзе. Уже в 15 лет юная Александрия стала чемпионкой Грузии. Дебютируя в  женском чемпионате СССР, она  поделила 6-7 места. Стало ясно, что в Грузии появилась еще одна талантливая шахматистка, которая со временем составит конкуренцию самой Гаприндашвили.

В 1966 году 17-летняя Александрия становится чемпионкой СССР, а потом (в 1968 и 1969 годах) еще дважды выигрывает всесоюзное первенство. Михаил Таль, познакомившись с творчеством Александрии, назвал ее «на редкость разносторонней шахматисткой». Она хорошо разыгрывала как сложные, так и простые позиции, уверенно чувствовала себя в эндшпиле.

С 1967 года Александрия включается в борьбу за мировое первенство, а в 1971 году, выиграв в полуфинале у М. Лазаревич, играет финальный претендентский матч с А. Кушнир, который, правда, заканчивается для нее неудачно. Зато в следующем цикле, победив последовательно Литинскую (5,5:2,5) и Левитину (9:8), Александрия получает право на матч с чемпионкой мира Ноной Гаприндашвили. Этот матч, состоявшийся в 1975 году, Александрия проиграла со счетом 3,5:8,5.

Спустя 6 лет, в 1981 году, ей довелось сыграть еще один матч на первенство мира. На пути к нему Александрия обыграла Ахмыловскую (5,5:3,5), Литинскую (7:5) и Иоселиани (6,5:2,5). В поединке за шахматную корону она встретилась с новой чемпионкой мира Майей Чибурданидзе. Это был очень напряженный матч, прошедший в равной борьбе. Александрия ни в чем не уступала своей землячке, но победить не смогла. В итоге – ничья (8:8), и Чибурданидзе сохранила за собой звание чемпионки мира. Александрия предприняла еще одну попытку добиться права на матч с Чибурданидзе, но, выиграв в четвертьфинале у Лемачко, проиграла в полуфинале претендентских соревнований в 1983 году Левитиной – 6,5:7,5.

Александрия успешно выступала во многих международных соревнованиях. Она выиграла 13 крупных турниров, в том числе в Тбилиси, Белграде, Будапеште, Пятигорске, Биле, Вейк-ан-Зее, Нови-Саде и ряд других. 

"Когда меня спрашивают, кто помимо чемпионов мира внес весомый вклад в развитие и популяризацию шахмат, я называю Нимцовича и Кереса. В женских шахматах такой личностью, бесспорно, является Нана Александрия. Поверьте мне, намного сложнее десятки лет быть второй в мире, чем первой два-три года!" (М. Таль).

< >
Позиция дня

Баколод

Нараянан - Шорт
Всё готово для прорыва: 40...d5! Найджел Шорт выиграл опен-турнир на Филиппинах.