Person of day   -  31 OCTOBER 2018

ALEXANDER ALEKHINE

ALEXANDER ALEKHINE

Alexander Alekhine is a considered a genius of chess combinations; many of his contemporaries said he fell in love with combinations and grew out of them. His chess heroes were Morphy, Anderssen, Labourdonnais and Chigorin- players that were famous for their sense of combination. He began to play chess when he was seven and achieved his first major victory when he was seventeen- he won the Russian amateurs’ championship while being the youngest competitor. But his true sensation came later; at the famous 1914 tournament in St Petersburg which brought together all the world’s greatest chess players including Lasker and Capablanca, 22 year old Alekhine came third, ahead of Nimzowitsch, Rubinstein, Tarrasch and Marshall. Russia now had a worthy successor to Mikhail Chigorin. 

The First World War, which caught Alekhine at a tournament in Mannheim, interrupted that tournament and the future champion’s career. Along with other chess players, he became a German prisoner of war and, after returning home in 1916, he volunteered to fight on the front. He joined a division of the Red Cross and rescued the wounded from battlefields, for which he was awarded to St George Crosses and the Order of Saint Stanislav. He suffered two contusions and had stay in hospital, where he played blindfold chess with local players. After his release from hospital, he returned to Moscow.  

During the Russian Revolution, the son of a noble Russian family suffered many nervous moments. At times, his life hung by a thread. He managed to resume his career only in 1920, when he won the first championship of Soviet Russia. Alekhine did not decline to cooperate with the Bolsheviks, but he nonetheless chose to leave his homeland at first opportunity. In 1921, he married the Swiss journalist Anneliese Rüegg, who was a member of the Comintern of the Swiss Social Democratic Party. Soon after his emigration to the West, he began his ascent to the top. His successes were great in scale: perhaps his most notable victory was at a strong tournament in Baden Baden in 1925. After this victory, Tartakower wrote: “Capablanca hasa title, Lasker has results, but only Alekhine plays with the style of a true world champion.”

After drawn-out negotiations with the world champion, Alekhine agreed to play against Capablanca in 1927 in Buenos Aires. Shortly before the match, both players participated in a four-round all-play-all tournament in New York, where the Russian champion came second, behind the champion. But Alekhine had no intention of losing in Buenos Aires, despite the widespread belief in Capablanca’s imminent victory. The details of this grandiose, dramatic contest are well known. Alekhine won the first game, lost the 3rd and 7th, equalized the score after the 11th and took the lead in the 12th, which he maintained until the end of the match. As a result, he won 6:3 and, after waiting for so long, became the world champion. 

The chess world was amazed by Alekhine’s heroics and his defeat of the “invincible” Capablanca. Following this, he won tournaments in Bled and San Remo. At one of these, his performance was so astonishing that a hypnotised Nizowitsch exclaimed: “He crushes us like little chicks!” In 1929 and 1934, Alekhine played two matches against Bogoljubov for the world champion’s title and won both with ease. In 1935, he unexpectedly lost to the Dutch candidate Max Euwe, but in 1937 he regained his crown. That was the last match of the great champion. He held discussions with Botvinnik, but they were interrupted by World War II. 

Fate prepared multiple trials for Alekhine. As a Parisian, he ended up in Vichy’s France and was forced to play in tournaments organised by Nazis in occupied territories. The newspaper Parizer Zeitung published anti-Semitic articles about Aryan and Jewish chess under his signature. After the Allied victory, Alekhine faced opprobrium from the chess world; multiple players threatened to boycott tournaments if he was invited, though he did have some defenders who spoke up for him. 

The Russian genius died suddenly in a modest hotel room in Lisbon in March 1946. He was the only world champion to die undefeated. Alekhine was buried in Portugal before being re-buried in Paris. His tragic life story, which contained two world wars and a revolution, became a symbol of the trials faced by Russia in the 20th century.

Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно

Декабрь 2017

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
27 28 29 30 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

АЛЕКСАНДР АЛЕХИН

Персона Дня - 31.10.2017

АЛЕКСАНДР АЛЕХИН

Александра Алехина называли гением шахматных комбинаций, говорили, что он влюблен в комбинацию, вырос из нее. Его кумирами были Морфи, Андерсен, Лабурдоннэ и Чигорин – шахматисты, прославившиеся своим комбинационным даром. На их партиях и учился молодой Алехин. Он начал играть в шахматы в 7 лет, а в 17 одержал свою первую значительную победу – выиграл Всероссийский турнир любителей, будучи самым молодым его участником. Но настоящую сенсацию принесло выступление Алехина на знаменитом турнире в Петербурге 1914 года, в котором играли практически все лучшие шахматисты мира во главе с Ласкером и Капабланкой. В этом соревновании «звезд» 22-летний Алехин занял 3-е место, опередив Нимцовича, Рубинштейна, Тарраша, Маршалла… В России появился достойный наследник Михаила Чигорина.

Первая мировая война, заставшая Алехина на турнире в Мангейме, прервала и сам турнир, и шахматную карьеру будущего чемпиона. Вместе с другими шахматистами он побывал в немецком плену, а летом 1916 года, после возвращения на родину, отправился добровольцем на фронт. В составе летучего отряда Красного Креста он лично выносил раненых с поля боя и был награждён двумя Георгиевскими медалями и орденом Святого Станислава. Был дважды контужен и даже попал в госпиталь, где играл вслепую с навещавшими его местными шахматистами. После окончания лечения вернулся в Москву.

В революцию представитель «правящего класса» дворянин Алехин пережил немало драматичных минут. Временами его жизнь висела на волоске. Он сумел вернуться к шахматам только в октябре 1920 года, когда победил в первом чемпионате Советской России. Алехин не отказывался от сотрудничества с большевиками, но при первой же возможности предпочел покинуть родину. В 1921 году он женился на швейцарской журналистке Анне-Лизе Рюгг, представлявшей в Коминтерне швейцарскую социал-демократическую партию, и вскоре после этого переехал на Запад, где начал восхождение к шахматному Олимпу. Его успехи были велики: особенно впечатлила шахматный мир победа на сильнейшем турнире в Баден-Бадене в 1925 году. Именно после этого триумфа Тартаковер написал: «У Капабланки – титул, у Ласкера – результаты, но только у Алехина – стиль настоящего чемпиона мира».

После трудных переговоров с чемпионом мира, которые длились не один год, Алехин договорился сыграть матч с Капабланкой в 1927 году в Буэнос-Айресе. Незадолго до матча оба его участника выступили в четырехкруговом турнире в Нью-Йорке, в котором русский гроссмейстер занял второе место – вслед за чемпионом. Но в Буэнос-Айресе Алехин проигрывать не собирался, несмотря на всеобщую уверенность в победе Капабланки. Перипетии этого грандиозного, драматического противоборства хорошо известны. Алехин выиграл 1-ю партию, проиграл 3-ю и 7-ю, в 11-й сравнял счет, после 12-й захватил лидерство в матче и не упускал его до самого конца противостояния. В итоге – долгожданная победа (6:3) и титул чемпиона мира.

Шахматный мир был восхищен подвигом Алехина, который обыграл «непобедимого Капабланку». Потом последовали триумфальные победы на турнирах в Бледе и Сан-Ремо, на одном из которых Нимцович, пораженный игрой Алехина, воскликнул: «Он расправляется с нами, как с желторотыми птенцами!» В 1929 и 1934 годах Алехин сыграл два матча на первенство мира с Боголюбовым и оба легко выиграл. В 1935 году он неожиданно проиграл матч голландскому претенденту Максу Эйве, но в 1937 году вернул корону в матч-реванше. Это был последний матч великого чемпиона. Он вел еще переговоры с Ботвинником, но они прервались после начала Второй мировой войны.

Судьба приготовила для Алехина множество испытаний. Парижанин, он оказался в вишистской Франции и вынужден был играть в турнирах, которые проводились нацистами на оккупированных территориях. В газете «Паризер Цайтунг» за его подписью вышли антисемитские статьи про «арийские и еврейские шахматы». После победы союзников Алехин подвергся обструкции со стороны шахматного мира: многие шахматисты обещали бойкотировать турниры, если в них примет участие Алехин, хотя раздавались голоса и в его защиту.

Гениальный русский чемпион скоропостижно скончался в марте 1946 года в своем номере одного из скромных отелей в Лиссабоне. Он остался единственным чемпионом в истории, который умер непобежденным. Алехин был похоронен в Португалии, после его тело перезахоронили в Париже. Его грандиозная трагическая судьба, вместившая две мировые войны и революцию, стала символом испытаний, через которые прошла Россия в XX веке.

< >
Позиция дня

Катовице

Инаркиев - Ярач
Поставить вилку и не получить мат: 35.Re8! Qh4 36.g3! Qxh3 37.Nf6+ Kg7 38.Nxd5 Bxd5 39.Qc3+ f6 40.Be4. В Польше проходит чемпионат Европы по рапиду.