Персона Дня   -  23 АПРЕЛЯ 2023

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

Сергей Сергеевич Прокофьев родился 23 (11) апреля 1891 года в селе Сонцовка на Украине. Прокофьев принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века. Народный артист РСФСР (1947), лауреат Ленинской премии (1957) и шести Сталинских премий (1943, 1946 – трижды, 1947, 1952). Многие произведения великого композитора вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Сочинения Сергея Прокофьева представлены различными музыкальными жанрами: 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов для сольного инструмента с оркестром, ораторий и кантат, камерной вокальной и инструментальной музыки, музыки для кино и театра. Симфонии, инструментальные концерты, оперы «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), балеты «Ромео и Джульетта» (1935), «Сказ о каменном цветке» (1950), кантата «Александр Невский» (1939) на основе музыки к одноименному фильму, музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Иван Грозный» (1945), – вот лишь некоторые произведения, которыми прославился легендарный композитор.

После революции 1917 года Сергей Сергеевич уехал в Японию, потом в США, гастролировал по миру, но в 1936 году вернулся с семьей в СССР. Был принят на родине тепло, так как никогда не примыкал к Белому движению. Пианист, дирижёр, литератор активно участвовал в культурной жизни страны.

Сергей Прокофьев любил шахматы и обладал немалой практической силой. В «Автобиографии» композитора приводится первая из сохранившихся авторских рукописей детских музыкальных сочинений, сделанная в 1898 году, на обороте которой записано положение незаконченной шахматной партии. Прокофьев часто встречался за доской с известными шахматистами. В сеансах одновременной игры сделал ничью с Эмануилом Ласкером (1909), победил Хосе Рауля Капабланку (1914); сражался также с Эдуардом Ласкером (1921) и Савелием Тартаковером (1933). Еще до революции композитор дружил с молодым Александром Алехиным.

«Часто Алехин и Прокофьев (студент консерватории, большой поклонник шахмат) приходили ко мне на квартиру, – вспоминал на склоне лет актер и режиссер Константин Рауш. – Мы устраивали четверные турниры. Четвертым был поэт из «Сатирикона» Петр Петрович Потемкин. В пылу сражения мои талантливые товарищи в полной мере показывали свой темперамент. Алехин серьезно убеждал нас, что станет чемпионом мира, Прокофьев в тон ему обещал стать великим композитором, ну а Потемкин предрекал себе известность в поэтическом мире… После шахматных баталий Сергей Сергеевич садился за рояль, играл Листа, Шопена – он их особенно любил».

Известны высказывания композитора: «Шахматы для меня – это особый мир, мир борьбы планов и страстей» и «Шахматы – это музыка мысли».

«Сергей Прокофьев, будучи страстным любителем шахмат, не всегда оставался в роли наблюдателя или пассивного болельщика. Время от времени он выступал в качестве шахматного журналиста. Его заметка, написанная для ТАСС об АВРО-турнире, никогда не увидела света. Вот один из абзацев: "Можно еще многое сказать о других участниках, но мне хотелось бы упомянуть тут об одном советском шахматисте, который хотя и не сражается в Амстердаме, мог бы там произвести немалые разрушения. Я имею в виду Левенфиша, проявившего исключительные боевые качества в ничейном матче против Ботвинника» (из книги «Мои показания» Г. Сосонко).

Действительно, очень часто симпатии Прокофьева были на стороне тех, кого не поддерживала официальная власть. Если на супертурнирах в Ноттингеме Сергей Сергеевич поддерживал старого знакомого Капабланку и молодого советского чемпиона Михаила Ботвинника, то вскоре его предпочтения всецело оказались на стороне Пауля Кереса.

«Это был тяжелый турнир. Много участников, мало выходных дней. Большой зал консерватории обладает отличной акустикой. Зрители вели себя вольно, шумели, аплодировали, акустика только ухудшала дело. Передавали, что после какой-то победы Кереса С. Прокофьев бурно зааплодировал. Соседи по ложе сделали ему замечание. «Я имею право выражать свои чувства», – заявил композитор. Но доволен ли был бы мой друг Сергей Сергеевич, если бы он участвовал в трио и после исполнения скрипичной партии зрители аплодисментами заглушали его игру на фортепиано? А ведь положение шахматиста хуже: пианист под аплодисменты мог бы и сфальшивить, шахматист лишен этого права» (М. Ботвинник о чемпионате СССР 1940 года).

Большой интерес общественности вызвал матч Прокофьева с Давидом Ойстрахом в Москве в 1937 году, выигранный скрипачом с минимальным перевесом 4:3.

Сын Ойстраха впоследствии вспоминал об этом поединке: «Помимо музыки, Ойстраха и Прокофьева объединяла еще одна страсть – шахматы. Многие артисты, музыканты увлекаются шахматами, но Прокофьев и Ойстрах были, вероятно, сильнейшими шахматистами среди музыкантов, не говоря уже, конечно, о том, что навсегда останутся лучшими музыкантами среди шахматистов. Отец и Прокофьев сыграли друг с другом бессчетное количество партий и у нас дома, и у Сергея Сергеевича, часто встречались в залах различных шахматных состязаний и международных турниров.

В ноябре-декабре 1937 года в Москве в Центральном доме работников искусств состоялся шахматный матч Ойстрах – Прокофьев. Матч проходил в переполненном зале. Здесь присутствовали и прославленные мастера искусств, и известные шахматисты во главе Михаилом Ботвинником. И Ойстрах, и Прокофьев познакомились с молодым гроссмейстером, будущим чемпионом мира на московских международных турнирах: Ойстрах в 1936 году, Прокофьев – годом раньше.

Условия матча были своеобразны: проигравший дает концерт в ЦДРИ. Однако из намеченных десяти партий сыграны были только шесть. Матч был прерван: начинались длительные гастроли отца. Поскольку пять из шести партий сведены были вничью, а одну выиграл Ойстрах, победа в матче считалась за ним.

Седьмая партия осталась недоигранной. Анализировавшие ее шахматисты пришли к выводу, что перспектива ее была ничейной. Отец рассказывал мне, что бывал огорчен, когда выигрывал у Прокофьева домашнюю шахматную партию, так как знал, что Сергей Сергеевич не будет после этого спать всю ночь...»

«Это была борьба характеров. Порывистый Прокофьев, воспитанный в духе дореволюционных русских шахмат (он играл королевский гамбит и прочие открытые дебюты, безрассудно стремился к атаке), и осторожный, хладнокровный Ойстрах, современный шахматист (он предпочитал закрытые начала; не рисковал и обладал достаточно высокой техникой)» (М. Ботвинник).

Прокофьев скончался у себя дома в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись при организации похорон с большими трудностями. Сергей Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска.