Персона Дня   -  8 АПРЕЛЯ 2023

ОЛЕГ ПЕРВАКОВ

ОЛЕГ ПЕРВАКОВ

Олег Викторович Перваков родился 8 апреля 1960 года в Кирове. Начал заниматься шахматами в местном Дворце пионеров, учился у мастера Михаила Шахова. Участвовал во Всесоюзном турнире Дворцов пионеров в составе кировской команды. После школы Олег поступил в Москву, став студентом МВТУ им. Баумана. В том же 1977 году дебютировал как составитель задач и этюдов.

«Мой дебют в этюдной композиции состоялся в 1977 году на страницах журнала «Шахматы в СССР». Увы, один из лучших тогда решателей в СССР – Михаил Рольник из Нижнего Тагила нашел в моем этюде тонкое опровержение. Год спустя я познакомился с ведущим рубрики «Композиция» в «ШВС» Анатолием Георгиевичем Кузнецовым и даже предложил ему исправление своего первенца, но и оно оказалось с «дырой».

Учеба в МВТУ им. Баумана, выступление за шахматную команду на студенческих соревнованиях и в личных турнирах «Буревестника» не оставляло времени на этюдное творчество. Лишь в 1983 году состоялся второй мой выход в этюдный «свет» – и сразу удачный: разделил 1-2 приз с самим Генрихом Моисеевичем Каспаряном.

Шахматную секцию в МВТУ в те годы возглавлял мастер Сергей Миронович Соколов (в начале 90-х жестоко убитый по наводке в поезде Варшава – Москва из-за нескольких тысяч долларов), а помогала ему Тамара Порфирьевна Касимова – супруга И. Зайцева. Она-то и предложила показать мой этюд Игорю Аркадьевичу. После гроссмейстерского «добро» этюд был опубликован в «Бюллетене ЦШК СССР».

Уже по окончании института, в 1984 году я познакомился с ведущими московскими этюдистами и проблемистами – Н.И. Кралиным, Э.Л. Погосянцем, К.Ю. Сумбатяном, Е.И. Умновым, Я.Г. Владимировым, А.П. Гуляевым... Стал постоянно посещать композиторские понедельники в ЦШК. Но больше всего мне как этюдисту дало общение с А.Г. Кузнецовым, которого считаю своим наставником. В те годы за успех считался уже сам факт публикации этюда в журнале «Шахматы в СССР» – настолько высоки были требования Кузнецова. Опекал он нас, молодых, жестко, но с любовью, каждому нашему творческому достижению радовался как своему собственному» (О. Перваков).

Всего составил около 500 этюдов. Олег Перваков с 2005 года – гроссмейстер по шахматной композиции. Четырехкратный чемпион мира по шахматной композиции (2004-2006, 2007-2009, 2013-2015 и 2016-2018; раздел этюдов), двукратный чемпион СССР и многократный чемпион России по шахматной композиции. Заместитель председателя комиссии по шахматной композиции ФШР.

Олег Перваков – авторитетный шахматный журналист, ответственный секретарь журнала «64 – Шахматное обозрение». В главном шахматном журнале России Олег Викторович работает уже четверть века! Первоначально попал по распределению в Институт атомной энергии им. И.В. Курчатова, причём в лабораторию, которую раньше возглавлял сам А.Д. Сахаров. В 1995 году Александр Рошаль пригласил известного шахматного композитора перейти в состав его редакции. С тех пор многие известные гроссмейстеры, зашедшие в редакцию «64», первым делом направляются к Олегу Первакову и просят показать новые этюды.

О. Первакову посвящена книга Сергея Ткаченко «Заклинатель шахматных фигур», выпущенная на голландском языке книга «Волшебные этюды Олега Первакова», а также глава книги Тибора Каройи «Гений на заднем плане» (англ. Genius in the Background, 2009). Совместно с заслуженным тренером СССР Марком Дворецким написал книги «Этюды для практиков» и «Этюд и партия едины». Редактор-составитель этюдных сборников седьмого чемпиона мира Василия Смыслова. Редактор десятков шахматных книг; в частности, перевел на русский язык и отредактировал книгу Йоханана Афека «Учитесь побеждать красиво». Судит и организует многочисленные шахматные конкурсы в стране и мире, директор отдела этюдов журнала «Шахматная композиция».

«Увы, 6-фигурные базы и компьютерные программы, призванные помочь этюдистам в анализе, всё чаще используются в качестве слепого инструмента составления. Посмотришь на иные «опусы» и диву даешься: разветвленная 20-ти, 30-ти... nx10-ходовая игра с эхо-вариантами, позиционными ничьими, тематическими ложными следами, другими этюдными идеями...

Прекрасно! Но понять, что происходит на доске, почему фигуры ходят так, а не иначе, порой не под силу даже чемпионам мира по шахматам!.. И кому, скажите, кроме тешащего свое самолюбие автора, такой этюд нужен? Уже двинули в 6-фигурную этюдную композицию люди, за свою жизнь до того не составившие ни одного этюда. Скоро, видимо, отметятся там и в шахматы вообще играть не умеющие...» (О. Перваков).