Персона Дня   -  31 АВГУСТА 2023

МАРК ЛИБУРКИН

МАРК ЛИБУРКИН

Марк Савельевич Либуркин родился 31 августа 1910 года в Витебске. В юном возрасте Марк переехал в Москву, где полюбил шахматы после международного турнира 1925 года. В кулуарах турнира юноша сумел достать книги «150 избранных современных этюдов» Василия Платова и «150 шахматных этюдов» Леонида Куббеля, что послужило толчком к самостоятельному творчеству.

Свои этюды Марк начал составлять с 1927 года и быстро завоевал всесоюзную известность. Всего Либуркин опубликовал около 110 этюдов, 53 из них отмечены отличиями на конкурсах, в том числе 33 удостоены призов (12 – первых). Любимая область – миниатюры. 23 композиции Либуркина вошли в «Альбомы ФИДЕ».

В 1933 году окончил бухгалтерские курсы, работал бухгалтером в Москве. Награждён медалью «За доблестный труд» и Почетной грамотой. После Великой Отечественной дважды побеждал в чемпионатах СССР по шахматной композиции (1947,1952). Редактировал отдел этюдов журнала «Шахматы в СССР» с 1945 года до конца жизни.

Однако наибольшую известность Либуркину принесла короткая стычка с Михаилом Ботвинником по итогам конкурса Всесоюзного комитета физкультуры и спорта (1948).

«После гаагско-московского триумфа Михаила Ботвинника появилась его именная страница в «Шахматах в СССР». И вот в одном из своих, говоря по-современному, постов он «наехал» на автора вышеприведенного этюда. «Как белый король, – вопрошал первый советский чемпион мира в тысячелетней игре, – мог попасть на поле а7? Только через поля с8 и b8, но ведь это чистая фантазия! Позиция белого короля с точки зрения шахматиста-практика настолько антихудожественна, что если бы в составе судейской коллегии был хотя бы один мастер (а не только мастера композиции), этюд Гуляева не мог бы получить столь высокого отличия».

Судьями конкурса были Рафаэль Кофман, Евгений Умнов и Марк Либуркин, но из них чистым этюдистом (и каким!) был только Либуркин, и он не оставил выпад чемпиона мира без ответа…» (В. Нейштадт).

В следующем номере журнала Либуркин опубликовал красивый этюд, где в пешечном эндшпиле решал единственный бросок короля на а7 через поля с8 и b8. «Автору хотелось показать возможность осуществления маневра, который некоторые гроссмейстеры считали “чистой фантазией”», – подытожил в конце публикации известный этюдист.

Последние годы своей жизни Либуркин трудился главным бухгалтером на одном из московских предприятий. Увы, почетное звание мастера спорта СССР по композиции двукратному чемпиону СССР так и не присвоили.

«Мастер спорта СССР по шахматной композиции – звание, присваиваемое (с 1934) пожизненно Госкомспортом СССР составителям задач и этюдов на основе нормативов Единой всесоюзной спортивной классификации. К 1988 году звание присвоено 80 шахматным композиторам: М. Барулин, А. Гуляев (Грин), Л. Куббель, А. Троицкий (все – 1934), А. Гербстман (1935), В. Корольков (1938), Е. Умнов (1945), Г. Каспарян (1946), В. Брон (1947), Л. Загоруйко, А. Казанцев, Л. Лошинский, А. Немцов (все – 1954)…

Чем объяснить этот странный длительный перерыв в присвоении звания – с 1947-го по 1954-й? А тут, очевидно, дело в «пятом пункте» главных героев состоявшихся в тот период чемпионатов СССР по композиции – 2-го (1948) и 3-го (1952), в задачных разделах которых четыре «золота» кряду взял Лев Лошинский, а в этюдном два кряду – Либуркин (во 2-м чемпионате поделил 1-2 места с Владимиром Корольковым, в 3-м одержал единоличную победу).

Его не стало в один день с лучшим другом всех народов – 5 марта 1953-го. И поэтому о смерти двукратного чемпиона СССР Либуркина «Шахматы в СССР» (где покойный с послевоенной поры и буквально до своего смертного часа прекрасно вел этюдный раздел) не дали тогда ни строчки. Только через три месяца при публикации в журнале предварительного присуждения 3-го Всесоюзного первенства о Либуркине будет сказано, что он безвременно скончался. А еще через пару месяцев в «Шахматах в СССР» появилась статья А. Гурвича и А. Казанцева «Мастер шахматного этюда», начинавшаяся так: «Шахматная композиция потеряла одного из крупнейших своих мастеров. Умер Марк Савельевич Либуркин». Дата смерти не называется. Впрочем, это-то понятно, ведь уже полгода как Марка Савельевича не было в живых, и возник бы вопрос: почему журналом была взята такая пауза?» (В. Нейштадт).

Когда врачи поставили Марку Савельевичу безжалостный диагноз, означавший, что жить ему осталось недолго, уже не выходивший из дома Либуркин продолжал работать над материалами для легендарной антологии «Советский шахматный этюд», насколько позволяли силы. Объемистая книга в 460 страниц вышла в свет спустя два года после смерти Марка Либуркина.

Творчеству Марка Савельевича Либуркина посвящена книга Рафаэля Кофмана.