Person of day   -  16 AUGUST 2021

VLADIMIR BAGIROV

VLADIMIR BAGIROV

Before the 1960 Soviet championship, it became known that Paul Keres would not be able to join the Soviet delegation in Cuba. Instead of Keres, a 23-year-old master from Baku called Vladimir Bagirov came after he won a semi-final that put him at the top of the list of Soviet substitutes. The debutant was considered an outsider, but he upstaged expectations and came fourth, after Korchnoi, Petrosian and Geller and in front of many notable grandmasters. In the tournament, he not only defeated Korchnoi, Spassky and Bronstein, but also fulfilled his first grandmaster norm and. 

It soon transpired that the relatively unknown chess player possessed remarkable determination in defence; years later, Bagirov, just like his countryman Vladimir Makogonov, was called “The Fortress from Baku”. He also stood out for his precise calculation of positions and subtle endgame technique. In 1960, he came fourth at another tournament- at the Central Chess Club in Moscow, where he once again overtook Korchnoi. Bagirov was included in the Soviet national team, where he won the European team championship in 1961. 

Vladimir Bagirov’s chess career began spectacularly, but it had its prolonged periods of failure. He got his second grandmaster norm only 17 years after his first one. He distinguished himself at the 1977 USSR championship, splitting 5th-7thplaces with Geller and Tal. And one year later, he finally won the title of grandmaster that he had deserved for so long. 

Bagirov played in 9 Soviet championships- this fact alone is testimony to his quality. He also won international tournaments in Jakarta, Baku, Batumi, Moscow and Tbilisi. He also won the world students’ team championship for the USSR and the European Club Cup with Burevestnik. In 1990, Bagirov also became world champion among seniors- chess players who were older than 60. 

Vladimir Bagoriv was a good trainer. He has worked with Lev Polugaevsky for nine years and after moving to Riga in 1979, he helped Mikhail Tal. Another player who made his start under him was Alexei Shirov, among other Latvian chess players. The Alekhine Defence owes its second resurrection to him.

Vladimir Bagirov died in July 2000 in Jyväskylä- a Finnish town. He was at a tournament, where he lost consciousness during a game. The doctors’ attempts to save his life were unsuccessful.

Федерация
Шахмат
России
Скачать шахматы бесплатно

Октябрь 2019

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

ВЛАДИМИР БАГИРОВ

Персона Дня - 16.08.2019

ВЛАДИМИР БАГИРОВ

Перед началом чемпионата СССР 1960 года выяснилось, что в нем не сможет играть Пауль Керес, выезжающий в составе делегации СССР на Кубу. Вместо Кереса в турнир включили 23-летнего бакинского мастера Владимира Багирова, удачно сыгравшего в полуфинале и стоявшего первым в списке запасных участников. Дебютанту всесоюзного первенства прочили роль аутсайдера, но он вопреки прогнозам занял почетное четвертое место – вслед за Корчным, Петросяном и Геллером, опередив многих известных гроссмейстеров. Мастер не только победил в турнире Корчного, Спасского и Бронштейна, но и завоевал первый гроссмейстерский балл.

Оказалось, что мало кому известный шахматист отличается завидным упорством в защите (спустя годы Багирова, как и его земляка Владимира Макогонова, станут называть «бакинской крепостью»), верной оценкой позиции и достаточно высокой техникой эндшпиля. В том же 1960 году он занял еще одно четвертое место – на турнире ЦШК в Москве, при этом вновь обыграв Корчного. Багирова включили в состав сборной СССР, и он в 1961 году стал победителем командного чемпионата Европы.

Мажорно начиналась шахматная карьера Владимира Багирова,  но были в ней и «черные полосы», и длительные периоды неудач.  Второй гроссмейстерский балл  ему удалось получить лишь спустя 17 лет после первого. Он  отличился в чемпионате СССР 1977 года, разделив 5-7 места с Геллером и Талем. А еще через год получил, наконец, звание гроссмейстера, которое давно заслуживал.

Багиров был участником 9 чемпионатов СССР, и уже один этот факт говорит о  высоком классе его игры. К этому можно добавить первые места на международных турнирах в Джакарте, Баку, Батуми, Москве, Тбилиси,  победы в составе сборной СССР на командном студенческом чемпионате мира и в составе «Буревестника» в розыгрыше Кубка европейских клубов. В 1999 году Багиров стал и чемпионом мира - среди «сеньоров», то есть шахматистов, чей возраст перевалил за 60.

Владимир Багиров был хорошим тренером. Девять лет он работал со Львом Полугаевским, а после переезда в 1979 году в Ригу помогал Михаилу Талю. У него начинал заниматься Алексей Широв, другие латвийские шахматисты. Багиров-теоретик известен не менее, чем Багиров-практик. Именно ему обязана своим вторым рождением защита Алехина. 

Умер Владимир Багиров в июле 2000 года в Финляндии, в городе Ювяскюля. Он играл в турнире. Во время партии Багиров потерял сознание, а попытки врачей спасти жизнь шахматиста оказались тщетными.

< >
Позиция дня

Дуглас

Витюгов - Рахманов
Уроки геометрии - после 29.Rxe6! fxe6 30.Qxe6+ Kh7 31.Qe4+ белые побеждают. На острове Мэн близится к завершению FIDE Chess.com Grand Swiss.