Person of day   -  20 MAY 2021

MAX EUWE

MAX EUWE

Max Euwe never considered himself a chess professional. As a doctor of mathematics, he taught maths, mechanics and astronomy in a lyceum in Amsterdam and this was his main occupation. Nonetheless, Dr Euwe achieved phenomenal success at the chess board. 

His first achievements came in his 20s. He was part of a wave of new chess-players that wanted to challenge the giants- Lasker, Capablanca and Alekhine. Euwe performed successfully in several tournaments, including large ones in Bad Kissingen in 1928 and Carlsbad in 1929. More importantly, he put up a fight against Alekhine in a friendly match in 1926-1927, which he lost by the minimal margin- 2,5:5,5. This result alone signified the Dutchman’s immense talent. 

In 1933, Euwe decided to quit chess for several years to focus on mathematics. But Euwe’s friend, Hand Kmoch, persuaded him to challenge Alekhine. Euwe followed this advice and on the 3rdOctober 1935, the match began, with the Russian champion considered the definite favourite. The start of the contest seemingly supported this prognosis: after seven rounds, Alekhine led 5:2. But as soon as Euwe demonstrated determination and refusal to give up, Alekhine became unnerved and allowed the candidate to equalise the score before surging ahead. Before the final, 30thgame, he led 15:14 and was content with a draw. In a winning position, he accepted a draw and became the world champion. “Euwe’s superior performance in 1935 was obvious…after beating Alekhine, he became an apostle of chess”, wrote Boris Spassky. 

As the world champion, Euwe competed in many tournaments, winning tournaments in Bad Nauheim and Amsterdam. After a wonderful start of 4 points out of 4 at a large tournament in Nottingham, he collapsed and split 3rd-5thplaces. Soon, 1937 came, and with it a revenge-match. This time, forecasts favoured Euwe, but Alekhine won confidently 15,5:9,5. 

After the War, Euwe performed wonderfully in Groningen, where he came 2ndafter Botvinnik. But in a match-tournament for the world championship, the 47-year-old former champion could not hold up against his competitors and finished last, in 5thplace. 

In 1953, Euwe made another attempt to fight for the world crown when he played in the candidates’ tournament. He started off with victories over Geller and Kotov, but he could not maintain this level for the whole marathon-tournament. He went on to play in several more tournaments and continued to lead Holland at Olympiads, but gradually he stopped participating in competitions.  

Euwe was highly respected in the chess world and his contribution to promoting chess at home and abroad was immense after he was elected FIDE President. Nonetheless, the “Chess Pragmatist”- as Tartakower referred to him- still entered chess history primarily as a conqueror of Alekhine. 

Max Euwe died in November 1981 in Amsterdam.

Российская
Шахматная
Федерация
Скачать шахматы бесплатно

Ноябрь 2017

Предыдущий месяц       Предыдущий год

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

МАКС ЭЙВЕ

Персона Дня - 20.05.2017

МАКС ЭЙВЕ

Макс Эйве никогда не считал себя шахматным профессионалом. Доктор математики, он преподавал математику, механику и астрономию в амстердамском лицее, и  это занятие было для него основным. Тем не менее успехов за шахматной доской доктор Эйве достиг выдающихся.

Его первые достижения относятся к 20-м годам. Он был представителем новой  волны шахматистов, собирающейся вступить в спор с гигантами – Ласкером, Капабланкой, Алехиным.  Эйве успешно сыграл в целом ряде турниров, в том числе и таких крупных, как в Бад-Киссингене (1928 г.) и Карлсбаде (1929 г.). Самое главное – он оказал упорнейшее сопротивление Алехину в тренировочном матче (1926-1927 гг.), проиграв его с почетным минимальным счетом – 4,5:5,5. Уже этот результат свидетельствовал об огромном таланте голландского гроссмейстера.

В 1933 году Эйве решил на несколько лет бросить шахматы и сосредоточиться на математике. Однако его друг Ганс Кмох уговорил Эйве бросить вызов Алехину. Эйве внял этому совету, и 3 октября 1935 года начался матч, в котором безусловным фаворитом считался русский чемпион. Старт  поединка, казалось, подтверждал прогнозы: после 7 партий Алехин вел со счетом 5:2. Но стоило Эйве проявить упорство и настойчивость, как Алехин занервничал и позволил претенденту довольно быстро сравнять счет – 7:7, а потом  выйти вперед. Перед последней 30-й партией он вел 15:14, его устраивала ничья. В выигранной позиции он принимает предложенную соперником ничью и становится чемпионом мира. «То, что Эйве играл матч 1935 года лучше, - совершенно очевидно… Выиграв у Алехина, он вошел таким образом в плеяду шахматных апостолов», - писал Борис Спасский.

В ранге чемпиона мира Эйве выступал во многих соревнованиях, и выступал достойно, выиграв турниры в Бад-Наугейме и Амстердаме.  Однако на крупнейшем турнире в Ноттингеме он после отличного старта (4 из 4) сорвался и в итоге разделил 3-5 места. Наступил 1937 год, время матч-реванша. На сей раз прогнозы были в пользу Эйве, но Алехин опроверг их, одержав убедительную победу – 15,5:9,5.

После войны Эйве отлично сыграл в Гронингене, где занял 2-е место вслед за Ботвинником. Но в матч-турнире за звание чемпиона мира 47-летний экс-чемпион уже не смог на равных бороться с конкурентами и занял последнее пятое место.

В 1953 году Эйве сделал еще одну попытку вмешаться в спор за шахматную корону  - выступил в турнире претендентов. Он начал с двух отличных побед над Геллером  и Котовым, но выдержать марафонскую дистанцию турнира не сумел. После он еще играл в некоторых  турнирах,  по традиции возглавлял сборную Голландии на Всемирных Олимпиадах, но постепенно прекратил турнирную практику.

Эйве пользовался большим авторитетом в шахматном мире и, будучи избран президентом ФИДЕ, сделал многое для развития шахмат в родной стране и во всем мире. Однако в историю «Шахматный Логик» (выражение Тартаковера) вошел прежде всего как человек, победивший Алехина.

Умер Макс Эйве в ноябре 1981 года в Амстердаме.

< >
Позиция дня

Пальма-де-Мальорка

Гельфанд - Раджабов
Шампур для белых фигур: 48...Rh1! В Испании близится к завершению последний этап Гран-при ФИДЕ.