12 мая 2020

Маски закономерности

Чемпион мира ФИДЕ Рустам Касымжанов – в очерке пиар-директора ФШР Кирилла Зангалиса

Совпадения и случайности – это маски закономерности, которая прячет лицо. Иначе игра жизни потеряла бы львиную долю адреналина (Наталья Солнцева)


Узбекистан. 2005 год

…В аэропорту Ташкента сияет огромный портрет президента Узбекистана Ислама Каримова. За ним блестит другое, чуть меньших размеров, фото молодого человека. Не каждый гость солнечного города узнает знаменитого гроссмейстера, чемпиона мира ФИДЕ Рустама Касымжанова. Для родной республики он национальный герой, один из сильнейших шахматистов планеты. Для меня – друг детства, Руст или Касым...

Рустам Касымжанов с медалью чемпиона мира

Иногда людские судьбы переплетаются так, что мы порой думаем, что подобные переплетения являются Божьим промыслом, а может быть, так и есть на самом деле?


Ташкент. 1983 год

Мой папа научил меня играть в шахматы в пять лет, за что я ему безмерно благодарен. А в семь я уже занимался в школе олимпийского резерва у замечательного тренера Ларисы Сергеевны Пинчук. В одну группу со мной ходил мальчик, который был младше на год, его звали Рустам Касымжанов. Он был очень талантлив и быстро перешел в старший класс к супругу Ларисы Сергеевны – Сергею Тимофеевичу.

Шли годы, шахматы стали мне не очень интересны, мне нравились футбол и гитара, поэтому дальше второго разряда так и не продвинулся, а Рустам стал мастером и приходил к нам на занятия уже в качестве сеансера. Для нас он был кумиром; мы надеялись, что Касым станет когда-нибудь элитным гроссмейстером.

Я лет в 11 бросил шахматы, но в 16, когда окончательно понял, что мы уедем на ПМЖ в Грецию, решил вернуться к Ларисе Сергеевне. Перед эмиграцией мне хотелось выполнить хотя бы звание кмс, чтобы иметь в чужой стране профессию. По крайней мере, таковы были планы 16-летнего юноши. Я уже тогда прилично зарабатывал всеми возможными способами (валютные операции на черном рынке, игра на гитаре в сквере Революции, перепродажа греческих шмоток), прилично одевался, ездил везде на такси, курил исключительно красный «Marlboro». Но на занятиях превращался в паиньку. Кстати, в той группе занимался будущий московский гроссмейстер Сережа Григорьянц, который «под ноль» чесал меня в блиц. На одну из тренировок зашел Рустам, которого я не видел лет пять.

Мы снова стали общаться. Жили в разных районах города, поэтому в основном созванивались. А 5 мая 1995 года я пригласил Касыма на свой день рождения. Это было и семнадцатилетние, и, по сути, отходная. Через полтора месяца мы должны были улетать навсегда в Афины.

Мы с пацанами накрыли поляну и устроили просто шикарную вечеринку. Шахматист отлично влился в компанию. Он обалдел от моих дворовых друзей и старался не отставать в плане горячительных напитков. При этом удар он держал хорошо. Но часов в 11 вечера засобирался: нужно было успеть на метро.

— Пойдем, друг, провожу тебя, — сказал я.

До метро нужно было ехать две остановки на автобусе, но мы решили пройтись пешком. По дороге я мечтал вслух:

— Руст, я уеду в Грецию, но обязательно потом поеду в Москву и поступлю в МГУ! Мечтаю о факультете журналистики. И когда ты станешь чемпионом мира, я первый напишу о тебе.

— Договорились, — улыбнулся гроссмейстер.

Прошли годы, я эмигрировал в Грецию, Рустам – в Германию. Позже я поступил на факультет журналистики, только не МГУ, а РУДН, о чем совершенно не жалею. Шахматы как-то забылись; изредка поигрывал, но по-настоящему заболел баскетболом. И так бы все и закончилось, если бы не это самое совпадение

— Кирилл, ты сегодня один в отделе, – сказал мне заместитель главного редактора Сашка Львов. — Новости тоже на тебе. Некому делать. Колонку закрой.

Я начал изучать ленту и увидел новость, от которой вздрогнул: «Касымжанов вышел в финал чемпионата мира по шахматам, где сыграет с англичанином Адамсом».

Сказать, что я обалдел, значит ничего не сказать. Какой финал чемпионата мира? Там же матчи? Где Карпов, Каспаров, Крамник? Это что, розыгрыш?

Тут я, к своему изумлению, узнал, что шахматный мир раскололся. Что чемпионаты мира проводятся по нокаут-системе, а параллельно проходят матчи а-ля Крамник – Леко. Что нынешний президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов мечтает объединить все соревнования, но устраивает свое первенство планеты, которое и считается официальным. И так вышло, что в этом нокауте до финала дошел Руст, убрав по дороге Грищука, Иванчука и Топалова.

Вот что я написал после того финала:

«Сенсационную победу Рустам Касымжанов одержал в нокаут-чемпионате мира ФИДЕ 2004 года. Перед турниром Касымжанов имел рейтинг Эло 2640 и находился на 54-м (!) месте в рейтинг-списке ФИДЕ. Нокаут-чемпионат мира проводился в столице Ливии городе Триполи, поэтому в нем не участвовали израильские шахматисты и многие другие сильные гроссмейстеры. В ходе чемпионата Касымжанов последовательно обыграл Василия Иванчука (+0-0=2, 1,5:0,5 в доп. партиях), Золтана Алмаши (+2-0=0), Александра Грищука (+1-1=0, 2:0 в доп. партиях) и Веселина Топалова (+0-0=4, 2:0 в доп. партиях). В финальном матче Касымжанов победил английского гроссмейстера Майкла Адамса со счётом 4,5:3,5. Основной матч состоял из шести партий и закончился вничью — 3:3 (+2-2=2). В дополнительных двух партиях по быстрым шахматам (25 минут + 10 секунд после каждого хода) Касымжанов выиграл черными в первой и добился ничьей во второй».

Почтовая марка в честь чемпиона мира по шахматам

Да, пусть в турнире не было трех великих «К», но то, что сделал Рустам, иначе как подвигом не назовешь. Я позвонил своему коллеге из «Спорт-Экспресса» Юрию Васильеву, и тот дал немецкий номер Рустама. Через пару часов после победы я был первым из русскоговорящих СМИ, кто взял у героя интервью. То, о чем мы мечтали по пути к метро «Чкаловская» в Ташкенте, сбылось!

— Ты не узнаешь меня никогда! — завопил я в трубку.

— Кирилл, — тихо промолвил Рустам.

— Братишка, я не верю в это! — продолжал орать я.

— Опустошен так, что не могу даже языком шевелить, — засмеялся Касым. — Это просто нереальные эмоции. Только что звонила супруга, она так же визжала, только намного дольше. Кирюх, я сам в полном шоке.

— Говорят, что теперь будет объединительный матч с Каспаровым? — с надеждой спросил я.

— Дай сейчас в себя прийти, а потом уже будем думать, что делать дальше…

Мы беседовали три часа кряду. Рустам поведал о судьбе шахматиста-профессионала и о своей личной жизни: женился на Мисс Узбекистана, обожает жену Фирузу, души не чает в сынишке Азаре. В отличие от меня, гражданство не поменял, патриот республики. В Германии имеет вид на жительство, играет в местном клубе, чем и зарабатывает. После тренера Сергея Пинчука не работал ни с одним наставником, над шахматной доской день и ночь корпит один. Некоторое время был в забвении, но не отчаивался. Эта вера и помогла стать чемпионом мира.

***

Матч с Каспаровым не состоялся, Гарри Кимович на следующий год объявил о завершении карьеры. Мы с Русом опять потерялись. На этот раз еще на семь лет…

Судьба опять нас столкнула из-за его успеха. Только уже как тренера. Касымжанов решил отойти от большой игровой практики, так как был приглашен в команду Вишванатана Ананда. Рустам, по словам самого же Ананда, внес самый важный вклад в победу над Крамником (2008), Топаловым (2010) и Гельфандом (2012), а в 2011 году он умудрился сотворить сенсацию на командном чемпионате Европы, приведя к «золоту» сборную Германии. После этого Касымжанов получил неофициальное звание лучшего тренера планеты. Нет, мы, конечно, созванивались, я сделал с ним интервью после матча с Крамником в 2008-м, но как же хотелось повидаться лично.


Москва. 17 февраля 2011 года

Он прилетел в Москву на турнир. Мы встретились спустя 16 лет. Это было очень тепло. Поехали в гости к родителям моей жены и очень хорошо посидели за шикарным столом. Выпили домашней клюквенной настойки и проболтали до утра.

— Руст, ты счастливый человек, у тебя уже два сына, с женой все прекрасно, карьера ладится, — я смачно затянулся сигаретой.

Рустам и Фируза с сыновьями

— А я вот так и не стал курить, — философски ответил он. — Знаешь, брат, пути Господни... Вот мы сейчас сидим, как на скамейке в ташкентском дворе, два взрослых мужика. Счастлив? Наверное, это измерить нельзя. Я стал чемпионом мира, пусть завистники и говорят, что тот турнир был далеко не самым сильным. У меня все хорошо в семье, есть работа. Ну, о чем еще мечтать. Тут важна гармония, и я постоянно в ее поиске. Думаю, что у нас с тобой все только начинается. Поехали в аэропорт, уже светает….


Москва. Ноябрь 2013

В другой истории я расскажу, как стал промоутером самого известного на данный момент гроссмейстера России Сергея Карякина. Так вот, в какой-то момент у Сергея наметился кризис и необходим был всплеск. И тут я подумал, а не увести ли Касымжанова от Ананда?

О, это были долгие переговоры. Но мне удалось победить. Касымжанов возглавил тренерский штаб Сереги. Это был прорыв. Карякин вышел на свой претендентский турнир и впервые имел шанс побороться за корону.

— Касым, это же просто нереально, — обнялись мы с Рустамом в аэропорту, когда он прилетел на первый сбор. — Ташкент, твоя победа в Триполи, мое возвращение в шахматы, и я предлагаю тебе работу. Это как в сказке, друг, просто как в сказке…

— Брат, помнишь, тогда на кухне я говорил, что все только начинается, — улыбнулся чемпион. — Ты уже убедился, что я хороший наставник.

Кирилл Зангалис и Рустам Касымжанов

Ребята много работали. На турнире претендентов мы жили с Касымом в соседних номерах. Он готовил Сережу, а я от переживаний не находил себе места. На экваторе соревнования Карякин шел на чистом последнем месте. Было от чего пасть духом. Но с нами был Рустам.

— Парни, цыплят по осени считают, — тихо промолвил он.

Я ему не поверил, а зря…

В партии за первое место Ананд все же устоял. 7 часов мучил его Серега, но старый тигр сумел уползти в кусты с ничьей. Карякин достойно завершил турнир с серебряной медалью, а через два года завоюет-таки «золото», но это уже другая история…

***

Сейчас мой друг Касымжанов работает с другим гением – Фабиано Каруаной. И вы знаете, я ничуть не удивлюсь, если американец станет чемпионом мира. Ведь наверняка Рустам на меньшее не согласен…

Командный чемпионат азиатских городов