27 июля 2023

Еще одна из рода трамваев и светофоров

Счетверенные пешки от Алехина до Moscow Open

В столице на днях завершился грандиозный форум Moscow Open 2023 – старт с тысячами участников и гостей в самом сердце Москвы. В шахматных новостях, каналах, пабликах и группах только и обсуждают события фестиваля, его главных соревнований.

Любители ярких тактических ударов и осложнений смакуют шикарный мат с жертвой ферзя и последующим линейным матом, который дал Сергею Карякину Евгений Томашевский в «Турнире звезд». Отмечу, что в книге «Этюд и партия едины» Марка Дворецкого и Олега Первакова приводится целый ряд подобных концовок – начиная от древних примеров и заканчивая знаменитой концовкой, венчавшей историческую битву Сергея против Магнуса Карлсена.

Поклонники эндшпиля анализируют окончание из встречи Маргариты Лысенко против Ольги Баделько. Лидер сборной Беларуси, перешедшая под российский флаг, очень мощно начала турнир, и казалось, ничто не сможет помешать Ольге занять первое место. Однако во встрече с Лысенко Баделько не удержала канонический ладейник «4 на 3», и этой половинки очка ей не хватило в финишном створе, чтобы оказаться на пьедестале.

Оказалось, что известный тренер Ярослав Призант глубоко разработал метод, как использовать малейшие шансы игры на победу в подобном окончании, даже если противник выставил классический пешечный «волнорез» f7-g6-h5. Более того, международный мастер прочитал об этом цикл лекций на школе «Юных чемпионов», которую проводит под Ярославлем организатор и арбитр Алексей Москвин.

В результате очень многие шахматисты ЦФО теперь знают «метод Призанта – Малетина», который наиболее ярко демонстрировался на практике еще в партии десятилетней давности между чемпионом Европы-2023 Алексеем Сараной и гроссмейстером (президентом Федерации шахмат Новосибирской школы, членом Наблюдательного Совета ФШР, харизматичным наставником, одним из руководителей Гроссцентра «Сибирь» и в целом – шахматной легендой тех суровых мест) Павлом Малетиным. А перед Ольгой под стремительный бег оставшихся секунд на электронном циферблате встали очень сложные задачи, с которыми она не справилась.

Но что поделать, даже молодой Магнус Карлсен проигрывал теоретические ладейные окончания, за что его сурово критиковал советский классик Евгений Свешников. А потом – научился!

Шахматисты же, ставящие во главу угла дебютную теорию, скрупулёзно шлифуют вариант каталонского начала из партии Арсения Нестерова против Тагира Салемгареева, – победа в этой партии во многом помогла новгородскому гроссмейстеру занять первое место в турнире. Раскрою секрет: на Черноморской серии этим вариантом уже всех затерроризировал крупнейший знаток «каталона» Павел Смирнов. На просторах от Геленджика до Севастополя никто не знает, как уравнивать! А Арсений, выйдя в важнейшую линию, пожертвовал Тагиру качество и в итоге запутал соперника. Кстати, и Александре Горячкиной этот вариант помог квалифицироваться в очередные матчи претенденток! Так что – изучайте!

Параллельно со взрослыми сражались и юные шахматисты. Как-то раз в одном из турниров детского Кубка России из зала выскочил малыш, который закричал: «Папа, папа, у меня было целых четыре проходные, но они как-то счетверились и в ферзи не прошли!» Папа и тренер стали переживать – может, мальчик их просто нечаянно локтем сдвинул, как же они могли счетвериться? Но ребенок стоял на своем – так получилось в игровом процессе!

Тогда родители владыки испорченных проходных написали письмо в редакцию сайта ФШР. А бывало ли такое вообще в практике? Cлучалось!

Вообще, порча пешечной структуры – это давний объект шахматного юмора. Претендента на звание чемпиона мира Ефима Боголюбова, когда Ефим Дмитриевич несколько набрал вес, вечно подкалывали, что он стал похож на сдвоенные пешки. Известна история, когда мама одного из ведущих юниоров страны называла сдвоенные пешки «скученными». И считала их самым страшным злом в шахматах. А у мальчика главной репертуарной линией за черных стояло 1.е4 с5 2.Kf3 Kc6. То есть соперник при желании всегда может черкануть слоном по доске 3.Cb5хс6 и эти пешки сдвоить.

И вот идет крупный турнир – конкурент нашего героя ожидаемо расставил Россолимо и взял на с6. Тут мама не выдержала и подошла к одному из ведущих наших тренеров с криком души: «Ну, что мне с ним делать? Он неизлечим? Всего 5 ходов сделали, а у него опять эти скученные пешки!»

Строенные пешки на практике возникают значительно реже, чем сдвоенные. В древности на обладателя таких пешек показывали пальцем – например, англичане язвительно называли их «ирландским» центром, намекая на отсутствие позиционной грамотности у некоторых из географических соседей. Хотя в современных шахматах мы знаем блестящие примеры из творчества того же Карлсена, когда трио пешек по одной линии помогли создать непобедимому скандинаву настоящий стратегический шедевр.

В СССР пешечный «тройник» носил название светофора – только все три сегмента его шахматного воплощения были одного цвета. А в восточной Европе устоявшееся название – «трамвайные пешки», мол, все едут они по одним рельсам.

Насчет счетверенных пешек названия я не нашел. Хотя примеры с ними красочные и яркие.

А. Алехин – В. Ненароков

Москва 1907



Совсем юный 15-летний Алехин бросился атаковать одного из шахматных классиков еще царской России. Сейчас компенсацию за пожертвованную пешку сохраняло 31.ba С:a4 32.Фf2, но юного Сан Саныча захватил вихрь фантазии…

31.gf? Сb5–+ 32.Кc4!? Л:b3 33.fe dc 34.Фf3 Л:b1 35.Л:b1 Ф:b1 36.e7 Кe6 37.d5

Вот в чем состояла задумка белых! Они отдали две фигуры, но табор их пешек рвется к призовой линии. Однако Ненароков хладнокровно сыграл

37…Фg6! 38.de



«В первый и последний раз в моей практике у меня возникла такая позиция» (А. Алехин).

38...Фe8!, и оказалось, что пешечная змейка, увы, никуда не ползет – черные легко выиграли.

Второй пример для счетверенных оказался куда более счастливым. На крупном турнире титулованный Властимир Горт боролся за первое место, а Джон ван дер Виль еще только сражался за место под солнцем и выступал с переменным успехом. Но в личной встрече во французской табии он внезапно залепил Горту следующий «швиндель»!

 

Д. Ван дер Виль – В. Горт

Бохум 1981



27.С:b5!? ab 28.ab Лe8

Крайне опасно для черных 28...К:b4 29.Ф:e5; впрочем, Властимил отыскал достойное возражение.

29.bc



Искомая позиция, но красочные пешки снова сразу гибнут.

29…К:c6 30.Лb3 Ф:c5+ 31.Сe3?

Серьезная ошибка вместо 31.Крg2, и после таранного удара 31...d4! на стороне черных оказался решающий перевес. Однако Горт потратил много времени на борьбу против четверки пешек, попал в страшный цейтнот и назевал все контрольными ходами. 1–0

Единственным примером, когда четверка подобных пешек выжила в природе, оказалась партия мастеров Габора Ковача и Райнера Барта на опене в венгерском Балатонберени. Соперники находились в середине турнирной таблицы, и встреча, вроде, ни на что не влияла, но приковала к себе внимание всех зрителей и многих участников.

 

Г. Ковач – Р. Барт

Балатонберени 1994



Черным плохо, и Барт решился на отчаянную трансформацию.

18...b5 19.Кd4 Ф:g2+!? 20.Кр:g2 bc 21.Кb5 Лeb8 22.bc

У Ковача лишняя пешка, зато целых четыре из них расположены в одну линию! Однако бедственное положение коня и доминация белых фигур не дают черным расслабиться!

22…Лc8 23.Кd6 Лc6 24.Кe4 Лac8 25.Лd7 Л6c7 26.Лd6 Лc6 27.Лfd1 Сf8 28.Л:c6 Л:c6

Одна пара ладей разменяна, но вторая ладья белых проникает на 7-й ряд.

29.Лd8 Крf7 30.Лd7+ Сe7 31.Л:a7 h6 32.Сc1 g5 33.h4

Нервное решение. Почему бы не подтянуть короля?

33…gh

Теперь эта пешка будет отвлекать белого монарха.

34.Сf4 e5 35.С:e5 Лe6 36.Кd6+ Крg6 37.Сd4 Кb8 38.Лa8 Кc6 39.Лg8+?

У белых все еще выигранная позиция, и 39.Лa6 сохраняло все плюсы их положения! «Четверник», стоящий на доске с 22 хода (строенные с 17-го), вот-вот придет в движение! Испытывая недостаток времени, Ковач шахнул на удачу.

39...Крh5! 40.Кf5

На 40.Крh3 Лe2 обеспечивает черным достаточную контригру, в противном случае меняются ладьи, и на доске возникает мертвая ничья!

40...Лg6+ 41.Л:g6 Кр:g6 42.К:e7+ К:e7 43.Крh3 Кc6 44.Кр:h4



У белых три (!) лишние пешки, но никто не в силах сбить блокаду с пункта с6! Ничья!

Вроде, мы ответили на все вопросы, но остался один – главный. Нехорошо, когда что-то значительное и интересное остается без названия. А что вам напоминают такие счетверенные пешки?

Хотя вот сейчас воронежский турнир перестал носить имя Алехина… Где же теперь память о первом русском чемпионе, кроме того, а как же шахматная традиция в виде цепочки шахматных титанов и богов от Чигорина до Непомнящего? Может, тогда окрестим эти пешки в честь первооткрывателя Александра Александровича? Или вы придумаете что-то получше?


Командный чемпионат азиатских городов