15 января 2021

Справа налево по доске бродит королева

Автор в поисках золотого правила блица

 

Современный карантинно-интернетный шахматный мир после почти годичного «погружения в матрицу» начинает полниться советами, как же играть турниры во Всемирной паутине. Авторы зачастую уже не тратят времени на описание таких скучных вещей, как испанская, итальянская партии и ферзевый гамбит. Их советы гораздо практичнее: вот тут на личессовской арене дать «берсерка», здесь в буллет по 30 секунд после ходов 1.d4 Kf6 2.c4 g6 залепить сопернику 3.Ch6!?!, ожидая «премува» 3…Сg7 или на худой конец 3…d5. Обязательно после партии отправить отчет в chess.com или lichess.org на проверку соперника. Сейчас ведь куда ни плюнь – читер, хоть кого-то поймают и рейтинг вернут.

Создатель одной готовящейся публикации, который решил вдруг до того момента, как осчастливит человечество, показать текст мне, будет призывать побыстрее в дебюте развивать ферзя. Конечно, человек старых взглядов, он оказался очень далек от фирменного броска королевы на край доски, весьма популярного у блогеров в Youtube, но сформулировал свое правило: поскольку ферзь – главная фигура на доске, то не надо откладывать его вход в игру. Особенно если дело происходит в блице и, тем паче, в Интернет-блице. После чего начал доказывать теорию примерами.

Вот один из них. Старинный вариант, который ныне (цитирую по тексту) часто применяют талантливые гроссмейстеры Даниил Народицкий, Владимир Федосеев, Никита Матинян, Фаррух Амонатов и Георгий Пилавов.

 

А. ФируджаМ. Блюбаум

Chess24 Banter Blitz Cup, 2020

 

1.e4 c6 2.Кc3 d5 3.Фf3!?



Вот так вот вам! Думали, чтобы пробить Каро-Канн, надо 10 часов с суперкомпьютером пыхтеть над партией Матлаков – Рязанцев?! На просторах Сети все гораздо проще. Так в чем же здесь идея выхода ферзя?

Насколько понимаю, если 3...e6, то 4.d4 de 5.Ф:e4 Кf6 6.Фd3 (6.Фh4!?), потом готовим рокировку в длинную сторону, и все достаточно интересно. Принципиально выглядит 3...de 4.К:e4 Кd7 (4...Кf6 5.Сc4 Кbd7 6.d4 – перестановка) 5.d4 Кgf6 6.Сc4, и тут если 6…e6, то 7.Кe2 К:e4 8.Ф:e4 Кf6 9.Фf3, и белый ферзь пока мешает решить проблему слона с8. А вот после 6...Кb6 7.К:f6+ ef (7...gf! – Рязанцев и тут демонстрировал хороший рецепт за черных) 8.Сb3 Ф:d4 9.Кe2 Фe5 10.Сf4 Народицкий – Карлсен, Катар (буллет) 2020 классик варианта получил неплохую компенсацию за пешку против чемпиона мира.

Немецкий гроссмейстер избрал другой путь.

3…d4 4.Сc4 (ужас, грозит хоть не мат, но страшнейший шах!) 4…Кf6 5.Кce2

Ничего не дает 5.e5 dc 6.ef ef 7.dc Кd7 с разрядкой в центре.

5...Кbd7 6.Сb3 e5 7.d3


На чемпионате мира до 21 года в Ханты-Мансийске здесь в классику случилась очень яркая картинка: 7...a5 8.a3 h5 9.Сa2 h4. Черные в стиле Альфа Зеро захватывали пространство крайними пешками, но получили в ответ жесткое 10.g4! Искандаров – М. Попов, 2015. Активная позиция белого ферзя сказалась, и черные получили неприятную позицию.

Наверное, неплохо здесь простое 7...g6 или 7...Сd6, но в легком бантер-блице, где принято болтать со зрителями, Матиас поторопился навалиться конем на слона.

7…Кc5?! 8.Фg3! К:b3?

Мало приятного при 8...Кfd7 9.f4 или 8...Фe7 9.Кf3 Кfd7 10.0–0 g6 11.Кd2! К:b3 12.ab Сg7 13.Кc4 0–0 14.f4 со вскрытием линии «f» и перевесом белых, но центральную пешку все-таки отдавать не следовало.

9.Ф:e5+ Фe7 10.Ф:e7+ С:e7 11.ab, и вскоре гроссмейстер под флагом ФИДЕ одержал убедительную победу.

Силен Алиреза в эти Banter Blitz, да и вообще...

Пресловутый дебют Эльшада, потом ждущий знакомства с широкой общественностью концепт о том, как душить соперника с самого начала блиц-партии выходом ферзя… Это все течения бесшабашного постмодернистского шахматного XXI века, когда чемпион мира и другие элитные гроссмейстеры позволяют себе в официальных турнирах играть 1.е4 е5 2.Фh5!? или даже 2.Кре2?! Однако, как установил священник и большой любитель всяческих черно-белых древностей Дмитрий Дмитриев, фанатичные последователи быстрого развития ферзя встречались и в годы, которые принято называть Золотым веком шахмат. Когда главные тенденции искали именно в игре с классическим контролем.

«Уоррен Харлей Гольдман родился 12 февраля 1923 года в Бруклине, Нью-Йорк. Отец Уоррена работал учителем, а мать рано умерла, когда мальчику исполнилось 11. Гольдман провел свою юность в Бруклине, он любил спорт (особенно бейсбол – Brooklyn Dodgers были и остались его любимой командой), настольные игры и рыбалку, обожал читать книги. Когда его отец снова женился на женщине по имени Селма, учительнице и соблюдающей еврейке, жизненный уклад семьи Гольдман резко изменился. По-христиански воспитанный Уоррен позднее сухо замечал с характерным для него чувством юмора: «Вдруг в субботу было уже воскресенье, и больше не было ветчины в холодильнике».

Что оставалось ребенку? Подростком Уоррен Гольдман любил проводить летние каникулы у друзей отца в Санди-Хоок, Нью-Джерси, курортном местечке на побережье Атлантического океана. Там он мог сколько душе угодно плавать, рыбачить, также подрабатывал на рыбацкой лодке. Вскоре Уоррена научили играть в шашки, а потом в шахматы, которые стали страстью всей его жизни» (Д. Дмитриев).

Уоррен любил изучать старые книги и даже совершил их определенную ревизию, выпустив свой труд «Новые идеи в старых позициях», о котором положительно отозвался американский шахматный журнал. Гольдман играл не слишком сильно, но пользовался большим уважением коллег. И вот в чемпионате легендарного нью-йоркского клуба 1953 года (позднее в этих турнирах выступит и юный Фишер) была сыграна партия, перевернувшая всю его жизнь.

«Тогда Гольдман и увлекся продолжением 1.е4 с6 2.Кс3 d5 3. Фf3 в защите Каро-Канн. По его собственному признанию, впервые он увидел этот оригинальный ход у американского мастера творческих дебютов Теодора (Теда) Александра Данста (1907-1985), который апробировал ход 3. Фf3 против Энтони Сантасьера (1904-1977) на первенстве нью-йоркского клуба имени Маршалла в конце 1953 года. Идея Гольдману понравилась, и он стал собирать любую информацию по данному вопросу!» (Д. Дмитриев).

Здесь надо пояснить, что Данст, действительно, был очень оригинальным шахматистом. Учитывая, что он обычно начинал партию ходом 1.Kc3 и никак иначе! Позиция из партии возникла просто благодаря перестановке 1…с6 2.e4 d5 3.Фf3! Сантасьер выигрывал открытое первенство Штатов, в матче СССР – США сражался с Давидом Бронштейном, являлся в целом игроком куда более высокого уровня, нежели соперник. Но любопытный вариант позволил Дансту организовать опасное наступление на позицию трехкратного чемпиона штата Нью-Йорк, и это совершенно очаровало Гольдмана.



«Гольдман рассказывал, что он пересмотрел более 800 турнирных книг в надежде обнаружить примеры хода 3. Фf3 в партиях мастеров. Этот сизифов труд привел к том, что Гольдман нашел 465 партий (кстати, их нет в Chess Base, но, возможно, в той же Америке ход ферзем развивался благодаря Дансту и его друзьям, ученикам – Д.К.). Гольдман использует свои новоприобретенные знания, и с февраля по июнь 1960 года в британском журнале «Chess» выходит серия из пяти статей о варианте 3. Фf3 в защите Карo-Kaнн, которые в реферативной форме показывали возможности сторон в этой линии.

Гольдман устроил своему ходу и практическую проверку, пригласив как-то к себе «на анализ» восходящую американскую шахматную звезду Уильяма Ломбарди. Гольдман знал Билли давно, что не помешало новоиспеченному чемпиону мира среди юниоров немного неуважительно пошутить: «Я буду пить твое вино, наслаждаться твоей едой и разобью тебя в твоем варианте!» Разумеется, итоговый счет оказался в пользу Ломбарди, но Уоррен все же смог выиграть у него пару партий. Возможно, этот визит сформировал у Ломбарди определенное почтение к варианту Гольдмана, который он позднее успешно применил в ряде партиях. Например, обыграл далеко не слабого датчанина Бринк-Клауссена на Олимпиаде 1964 года» (Д. Дмитриев).

И вот тут Уоррен совершил совсем неожиданный поступок! Он вел долгую переписку по поводу хода ферзем с известным немецким теоретиком Лотаром Шмидтом и с его благословения даже полетел на Олимпиаду 1958 года в Мюнхен, чтобы поведать о варианте 3.Фf3 советским гроссмейстерам!



Свидетели встречи Гольдмана со сборной СССР рассказывали: Пауль Керес, глядя на ход ферзем, ослепительно сверкал своей немного таинственной интеллигентной улыбкой, а вот Тигран Петросян с большим интересом анализировал варианты на доске. И оказалось – не зря.



«Тиграну Вартановичу штудии американского теоретика даже помогли! Ведь с 3. Фf3 Петросян столкнется уже совсем скоро на старте чемпионата СССР против Анатолия Лутикова в 1960 году. Великий профилактик нахмурил лоб, задумался, после чего сразу четко уравнял и отфиксировал ничейный результат.

 

А. Лутиков – Т. Петросян

Ленинград 1960

1.e4 c6 2.Kc3 d5 3.Фf3 de 4.Kxe4 Kd7 5.d4 Kdf6 6.c3 Kxe4 7.Фxe4 Kf6 8.Фc2 Сg4 9.Кe2 e6 10.Кg3 Фd5 11.f3 Сh5 12.Кxh5 Фxh5 13.Сf4 Кd5 14.Сg3 Фg5 15.Фd2 Сe7 Ничья.

А Гольдман продолжил свои теоретические изыскания. Он упрямо работает дальше над «своим» вариантом и в 1977 году в издательстве B. H. Wood, Sutton Coldfield выпускает тщательно переработанное новое издание в виде тоненькой 77-страничной книжечки формата А6. Фанатичный характер исследования стал очевиден, и со временем Гольдман стал объектом шуток и дружеских карикатур в различных американских журналах.



Вполне понятно, что 3.Фf3 так и не стало «мейнстримом» официальной теории, несмотря на всю активность почитателя выхода ферзя. Все же раннее развитие сильнейшей фигуры выглядит несколько искусственным. Тем не менее, несмотря на всю «искусственность», этот ход однажды сделал такой тонкий позиционный игрок, как Василий Васильевич Смыслов. Причем в важной партии турнира претендентов! Согласно шахматной базе, это и есть первый пример применения 3.Фf3 на высоком уровне.

Как и зачем он это сделал, удалось выяснить в 2000 году корреспонденту журнала «Kaissiber» Дагоберту Кольмайеру (Д. Дмитриев).

Ниже мы приводим отрывок из его интервью с Василием Васильевичем (с сокращениями):

«В вашей партии против Сало Флора на турнире претендентов в Будапеште в 1950 году, которая после 1.e4 c6 2. Kc3 d5 3. Фf3!? на 41-м ходу окончилась ничьей, вы применили необычное нововведение. Пожалуйста, расскажите, как вы пришли к тому, чтобы сыграть 3. Фf3.

В .Cмыслов: «Тогда я хотел ошеломить своего опытного противника. Время от времени в своей карьере я экспериментировал с необычными ходами в начале партии. Ход ферзем я придумал сам – не мой секундант или тренер. Никогда ранее я не видел этого продолжения на практике. В то время я считал, что оно не хуже остальных.

Тут можно рано создать проблемы черным. В других системах белые редко получают явное превосходство, так как Каро-Канн является очень крепкой защитой. Маневр белого ферзя на f3 в порядке вещей, и до сегодняшнего дня он сохраняет актуальность.

Но применение варианты против Флора было задумано как одноразовый сюрприз. После того, как эксперимент 3. Фf3 выполнил свою функцию, я подшил этот ход к делу и больше его никогда не применял».

 

***

 

Интересно то, что почти все партии Смыслова с Флором заканчивались вничью, но в чемпионате СССР 1949 года Василию Васильевичу удалось пробить классика после 1.е4 с6 2.d4 d5 3.f3!? Видимо, у него давно созрела мысль применять против непробиваемого Каро-Канна в исполнении соперника редкие, но боевые варианты. Смыслов пробовал 1.e4 c6 2.Кc3 d5 3.Кf3 de 4.К:e4 Кd7 5.Фe2!? (Пярну, 1947), – Флор отразил угрозу мата в один ход и добился ничьей, но вы знаете, что этот вариант в наши дни является магистральным, и здесь выход ферзя куда более обоснован, чем на третьем ходу.

В турнире претендентов 1950 года за тур до финиша Смыслов уже потерял надежду нагнать Болеславского с Бронштейном, однако его гонка за третье место с Кересом продолжалась.

 

В. Смыслов – С. Флор

Будапешт 1950

 

1.e4 c6 2.Кc3 d5 3.Фf3 Кf6 4.e5 Кfd7 5.Фg3 e6 6.Кf3 a6 7.Сe2 c5 8.0–0 Кc6 9.Лe1



Воспитанный на партиях Капабланки, Соломон Михайлович, наверное, с внутренним содроганием смотрел на то, что делает соперник. Однако позиция оказалось весьма ядовитой, и когда черные вместо условного 9…b5 сыграли 9…Кd4?!, то клещи сомкнулись:

10.Сd1! Кf5 11.Фh3! Кb8 12.Кe2! Кc6 13.c3 Фc7 14.Кf4 Сd7 15.Сc2

Смыслов получил явный перевес, но упорный Флор спасся в эндшпиле без качества. Добавлю, что, на мой взгляд, творчество седьмого чемпиона мира остается несколько недооцененным, а ведь он в середине прошлого века играл в шахматы гораздо более привычные глазу в наши дни. По крайней мере, Leela Zero просто в дичайшем восторге от плана Василия Васильевича!


Чем закончить этот немного сумбурный блог? Можно ли развивать ферзя пораньше? Или делать разницу между классикой и блицем? Что делать, если вы при этом не играете в силу Василия Смыслова и Алирезы Фируджи? А нахальный соперник в стиле Ломбарди собирается выпить все ваше вино и под его парами гонять рано вышедшего на прогулку ферзя по всей доске?

Все это очень сложно. Сейчас Фирудже 17, Смыслову не было и 30, когда он выходил ферзем на f3 против Флора. По меркам середины XX века – достаточно юный возраст. Гольдман же продолжал отстаивать свое детище и когда ему уже было глубоко за 50. В конце концов, ведь во второй половине жизни турнирные очки и пункты рейтинга постепенно отходят на второй план?! Но можно только порадоваться за тех, кто и в этом возрасте сохраняет юношеский задор, не вешая коньки на гвоздь и не начиная играть исключительно подчеркнуто солидные дебюты.

Фото chess24, журнала Kaissiber, из архивов Дугласа Гриффина