7 декабря 2020

Главный ход уходящего года

А вы еще не смотрели сериал про шахматистку?

 

Сейчас все только и говорят: «Ход королевы», «Королевский, он же Ферзевый, гамбит»... В общем, детище Netflix с сюжетом про гениальную шахматистку у всех на устах. Шахматные леди почувствовали себя в центре внимания, и даже продажи черно-белых комплектов в коронавирусную эпоху, вроде бы, увеличились. При этом отношение зрителей к мини-сериалу почти не носит нейтральной окраски: многие его боготворят, а кто-то откровенно плюется, утверждая, что такими темпами следующим богом 64-х клеток на киноэкране может оказаться боец с весьма нетрадиционными семейными ценностями. Сначала я сильно сомневался, нужно ли смотреть «Королевский гамбит» и писать на него какую-то рецензию, а потом не выдержал.

Начнем с того, что этот фильм о шахматах с феминистическим оттенком. Если не брать последнюю серию, то я бы даже сказал, что оттенок этот выражен достаточно ярко. Но, с другой стороны, давайте вспомним легендарного «Гроссмейстера». Кто там единственный отрицательный персонаж? Это не колоритный шведский гроссмейстер из финального матча претендентов и даже не далекий образ Фишера. Настоящим ужасом главного героя Сергея Хлебникова (которого сыграл знаменитый актер Андрей Мягков) является его жена. Все лучшее в жизни Сергея случается именно тогда, когда он решительно сбегает от благоверной, но семейный вопрос остается подвешенными в воздухе. В финальной сцене, во время которой Хлебников самозабвенно обсуждает итоги победного финала с секундантом Корчным, а супруга наблюдает издалека, в титрах разве что не написано: «Да, он обыграет американского чемпиона мира. Если только кое-кто не помешает!»

Так вот, в этом плане «Ход королевы» – это такой анти-«Гроссмейстер». Все первые шесть серий мы не видим ни одного мало-мальски приличного мужского персонажа. Разве что, кроме темнокожего юноши-санитара в детском приюте, куда попадает героиня в самом начале. Нелюдимый и не слишком доброжелательный уборщик мистер Шайбел, научивший Бет играть, Таунс, в которого героиня влюбляется, а он оказывается не пойми какой ориентации, да и человек ненадежный, чемпион штата Кентукки Гарри Бэлтик с его кривыми зубами, которые он потом исправит из-за тяги к Хармон, но в критический момент психологически сломается, осознав свою полную никчемность. Такие симпатичные вроде братья-близнецы с регистрации, любящие ездить по турнирам и проигрывать всем подряд, приемный отец Олстон Уитли – редкий бездушный негодяй, мексиканский бойфренд приемной матери, бросающий ее и фактически доведший этим до смерти. Красавчик чемпион США Бенни Уоттс с его шляпой, плащом и кинжалом, живущий на самом деле почти как бомж в подвальном помещении. Став по ходу пьесы тренером и любовником шахматистки, он позже не готов одолжить ей денег на поездку в Россию, хотя имеет такую возможность. И вообще, на протяжении сериала выглядит не в лучшем свете, например, в ситуации с игрой на ставку. Чемпион мира Василий Боргов – внешне очень достойный человек, но и тут рядом с ним сразу же показывают агентов КГБ. Второстепенные мужские персонажи также гармонично вписываются в общую картину – одногруппники, одноклассники-любители травки, сотрудники отеля, подающие Эльме, приемной матери Бэт, пойло вместо текилы, и т.д. Кстати, некоторые серии вообще начинаются с воспоминаний девушки о своей настоящей покойной матери, которая откровенно настраивает малышку против сильного пола.

Первые победы Бэт над мужчинами

При этом прав здесь настоящий, реальный гроссмейстер Владислав Ткачев, что мы и в нашей жизни знаем немало прототипов перечисленных выше героев. И честно, справедливо, что в целом идеальных персонажей (мужских ли, женских) в сериале нет. Все показаны со своими недостатками, без идеализированного вечного конфликта небесного Добра со Злом огненной бездны. Собственно, по этой причине многие киноманы и перешли на сериалы HBO и Netflix – в Большом Кино этой самой жизненности порой совсем не хватает.

Только последняя серия сериала дает робкую надежду роду мужскому. Все три любови Бэт (Таунс, Бэлтик, Уоттс) объединяются, чтобы помочь ей победить советского гранда. Первый даже прилетает в Москву и подает героине кофе в постель, а двое других анализируют отложенную, не опасаясь ахового счета за трансатлантический разговор по телефону. Оказывается, что покойный Шайбел очень гордился своей ученицей и собирал все вырезки о ней из журналов и газет, русские чемпион и экс-чемпион мира после поражения обнимают американку и говорят ей теплые слова, а от встречи с группой советских любителей во главе с Йозасом Будрайтисом в конце и вовсе хочется расплакаться.

Боргов, кстати, из всех гигантов прошлого больше всего напоминает мне Пауля Кереса – прическа, выдержанность, культура, любовь к своей семье и видимый внутренний трагизм. Словом, это такой Керес, который в альтернативном потоке временного континуума оказался символом советской шахматной машины и мимо которого прошли все те драматические события, что случились с Паулем Петровичем.

Василий Боргов капитулирует перед очаровательной соперницей

Важный момент – что агрессии мужчин по отношению к главному персонажу с ее беззащитной, кукольной внешностью нет и в помине. А ведь гениальные женщины часто становились объектами пристального внимания всякого рода социально опасных личностей. Вспомним хотя бы грустную историю о детстве Сюзан Полгар (недавно рассказанную венгерской шахматисткой), в которой будущей чемпионке мира буквально чудом удалось избежать худшего.

Что больше всего задевает в сериале – это совершенно пустые диалоги с бессмысленным набором шахматных тем, фактов, терминов и фамилий. А ведь мы так привыкли, что в настоящем кино – от советской классики до авангардного Тарантино – именно в диалогах раскрываются характеры героев, происходит конфликт миров и концепций, автор завуалированно, а то и прямо говорит что-то зрителю. Честно говоря, не слишком вдохновила меня и тема наркотических таблеток, которые объясняют природу гениальности Бэт. Конечно, иногда сценаристу нужно найти истоки особой силы – вот, Годзилла появляется в результате ядерных взрывов, а X-files целиком построены на фактах инопланетного вторжения. Мне кажется, если бы Хармон родилась рядом с Невадским испытательным полигоном или в детстве ее похищали гуманоиды (мало ли, знаем же случаи среди шахматистов), то в сознание шахматистов это зашло бы куда естественнее, чем маленькая девочка, глотающая залпом транквилизаторы из огромной банки.

Любопытно, что с легкой руки прошлого президента ФИДЕ Кирсана Илюмжинова несколько лет назад была очень популярна мысль о том, что шахматисты никогда не употребляют наркотики, и есть научные исследования, подтверждающие этот факт. Ваш автор искренне умилялся, когда видел друзей по Фейсбуку, пятилетие назад декларировавших антинаркотический тезис, а ныне восхищавшихся «замечательным сериалом без купюр». При этом можно отметить, что другая линия сериала «алкоголь и шахматы» – это сложная болезненная тема. Не обошла она и представительниц прекрасного пола нашего вида спорта, вымышленной не является.

Алкоголь, наркотики, секс, наглядная демонстрация первых критических дней девочки – конечно, взрослым стоит первыми посмотреть этот сериал и только после этого решить для себя вопрос о том, нужно ли смотреть детище Netlflix с младшими зрителями. При этом все-таки интимная часть «Хода королевы» не выглядит скандальной, вызывающей, развращенной, а скорее тоже жизненной.

Что привязывает к сериалу – пронизывающая, невероятная любовь к самим шахматам и всему, что их окружает. Чудесная магия журнала Chess Life, ради которого маленькая Бэт даже пошла на кражу. Национальный американский журнал, действительно, весьма хорош, и серия публикаций вашего автора про Фишера родилась только после того, как знаток-юрист Александр Мартынов подсказал мне, где можно отыскать старые номера «Лайфа». В «Ходе королевы» прекрасными кажутся старые книги и комплекты шахмат, удивительно чувственно и привлекательно прорисована обстановка шахматных турниров и шахматных путешествий. Однозначно, после каждой серии красивого сюжета о том, как бедная сирота превращается в знаменитую королеву, хочется только одного – играть, играть, играть! И брать призы, как Хармон.

В сериале героиня учила русский язык

Вкупе с обаянием отлично показанной старой Америки второй половины XX века (в кадры не попадают современные девайсы, как во многих других голливудских постановках) это все выглядит невероятно очаровательно! Под стать фанатичной Бэт здесь и ее главный противник из СССР – в интервью Василий Боргов утверждает, что даже хотел бы умереть за шахматной доской. Зритель никогда не видел шахматы такими красивыми, как в этом удивительном кино! С таким невероятным эмоциональным зарядом, прекрасной работой оператора и костюмеров!

Тяга к книгам, журналам, тотальная эрудиция – многое в Бэт Хармон отсылает к феномену Роберта Фишера. Перед поездкой в СССР даже появляется церковная тема; правда, в случае Бобби святые отцы предпочитали не выделять доллары на американскую звезду, а получать их с его призовых.

Очень четко показана часто возникающая пропасть между шахматистами и нешахматистами. На школьной вечеринке Бэт с ужасом смотрит на других девушек, которые смеются и слушают музыку, а до этого неловко задают вопросы про ее шахматную карьеру. Не меньший барьер при взаимных нежных чувствах возникает у Хармон с ее приемной матерью – та забывает прийти на игру, громко включает передачу по телевизору, пока вундеркинд пытается заниматься. Многие известные шахматистки рассказывали, что в детстве их не понимали или даже немного травили завидовавшие сверстники. Именно этот момент из тех, что цепляет за душу.

Главным шахматным консультантом сериала выступил экс-чемпион мира Гарри Каспаров, переработавший на компьютере целый ряд уникальных, красивых позиций для съемок. Уверен, прими кто-то из молодых претендентов с такой же быстротой одно из решений Хармон, им сразу могла заинтересоваться анти-читерская комиссия ФИДЕ. Несмотря на большой вклад Гарри Кимовича, чисто шахматных проколов в «Королевском гамбите» немало. Герои переставляют фигуры не слишком уверенными движениями начинающих безразрядников, но при этом играют со скоростью заправских блицоров, иногда забывая записывать ходы. Супертурнир в Москве со столиками в проходе и демонстраторами на балконах – это явно не то, в каких условиях Каспаров играл свое великое противостояние с Карповым и звездные чемпионаты СССР 1981, 1988 годов.

Главный шахматный ляп – бесспорно, первая партия Хармон – Уоттс из чемпионата США. В ней после ходов 1.e4 c5 2.Кf3 d6 3.d4 cd 4.К:d4 Кf6 5.Кc3 a6 6.Сc4 (излюбленный выбор Фишера) 6…e6 7.Сb3 b5 8.0–0 Сd7?! 9.Сg5 Сe7 Бэт внезапно вместо 10.f4! с инициативой бьет 10.С:f6?


В ответ рука Бенни тянется, чтобы сделать естественный ход 10...С:f6 с перевесом черных, но вдруг, после секундного сомнения следует 10...gf??, после чего его позиция при слоне-терминаторе на b3 абсолютно безнадежна! Хотя бы 11.Фh5 со смертоносной атакой. И в этот момент голос Хармон за кадром говорит: «Казалось, он угадывал все мои ходы!» После чего черные уверенно выигрывают эту позицию у блистательной соперницы… Правда, вполне допускаю, что это оказалась такая шутка Каспарова для «тех, кто в теме».

Сборная США

Кстати, в фильме многократно разыгрывается сицилианская защита и вообще популярные варианты той поры. И это явный плюс. Да и вообще, раньше в фильмах на шахматную тему, если доска стояла правильно, то это уже был большой успех. Поле а1 нужного цвета, верно стоят король и ферзь… А мы тут решили партию анализировать на полном серьезе!

Очень тепло, хоть и несколько мрачно показан СССР, где толпы почитателей гоняются за Бэт в надежде взять автограф и ночами напролет ждут объявления записанного хода в отложенной. Действительно, в сериале нет и тени геополитического напряжения! Ведь при таком гендерном противостоянии оно могло показаться излишним… Хотя не обошлось и без некоторых штампов – стюардесса «Аэрофлота» в шапке-ушанке, мальчик-официант в гостинице с утра предлагает гостье водочки.

Подытоживая все написанное выше, мне сериал понравился гораздо больше, чем фильм-предшественник «Жертвуя пешкой», который «тянул» только звездный актер Тоби Магуйар. И если в наше непростое время «Гамбит» вызвал такой ажиотаж, то за это огромный поклон Netflix, Ане Тейлор-Джой, Мартину Дорочиньскому и всем тем, кто работал над его созданием.

Кстати, вы заметили, что незаконченной осталась тема отца Бэт, который в эпизодах перед началом основного действа как мог вразумлял сходящую с ума мать? Порой казалось – неужели Боргов или кто-то другой сейчас скажет культовую фразу из «Звездных войн»? Но обошлось. Не ожидается ли тогда вторая часть, ведь шахматистка только выиграла московский супертурнир, но не завоевала звание чемпионки? Хотя в таком случае вторая часть может сослужить популярной первой медвежью услугу…

Посмотрим, чем ответит отечественный кинематограф? Никита Сергеевич, когда на премьеру «Чемпиона мира»?

 

Автор благодарит известных шахматисток, которые нашли время прочитать эту рецензию и подсказали ему несколько очень ценных мыслей.

 

Использованы картинки обзоров Яндекс-Дзен и vokrug.tv