20 мая 2014

Шаблон и навыки мышления

Лекция гроссмейстера Константина Чернышова, прочитанная на тренерском семинаре в Лоо 

Изучение теории шахмат содержит определенную ловушку для тренера и его воспитанников - знания не должны быть мертвыми! Творческая составляющая, мысль исследователя неведомого должна толкать ученика к вопросам: "Почему сыграно так?" "Есть ли иные пути?" "Что можно выстроить из ловушек на пути моего противника?" В противном случае, наш воспитанник станет лишь бледной копией своего учителя...

Поэтому наш разговор будет вестись о шаблонах и навыках.


Дебютная неожиданность

Отличие от ловушки заключается в отсутствии форсированных вариантов, ведущих к быстрому поражению противника. Расчет, скорее, на шаблонность принятия решений в развитии фигур, благодаря чему нам удается захватить инициативу.

1. Русская партия

В. Янса – А. Коларов, 1971

1. e4 e5 2. Nf3 Nf6 3. d4 exd4 4. e5 Ne4 5. Bb5 c6 6. Qxd4


Похоже, только теперь болгарский шахматист осознал смысл хитрого выпада белого слона на пятом ходу. Если сыграть сейчас 6…d5, то белые возьмут на проходе, и возникнет типичная позиция русской партии, где черные выдвинули пешку с с7 на с6. Этот маленький шажок вперед, оказывается, совсем некстати! Теперь конь с е4 не будет иметь на d6 укрепленной позиции, а второй конь потерял возможность удобного развития. Растерявшись, черные допускают серьезную оплошность:

6... Nc5?!

К равной позиции вело 6...Qa5+ 7. c3 Nxf2 8. Qxf2 Qxb5 9. a4 Qd5 10. 0-0. А теперь чешский шахматист с удобствами развивает инициативу:

7. Bc4 b5 8. Bb3 Be7 9. Qg4 g6 10. Qf4 Nxb3 11. axb3 0-0 12. Qh6


И в этой довольно трудной позиции последовала следующая оплошность, после которой белые со вкусом "вскрыли" своего противника...

12…f6 13. h4 Rf7 14. h5 Bf8 15. hxg6 Bxh6 16. gxf7+ Kxf7 17. Rxh6 fxe5 18. Nc3 d5 19. Bg5 Qg8 20. O-O-O Nd7 21. Rdh1 Nf8 22. Nxe5+ Ke8 23. f4 Be6 24. Nxc6 a6 25. Nd4 Kd7 26. Nxe6 Nxe6 27. Nxd5 Kd6 28. Ne7 Qf8 29. Rd1+ Kc7 30. Rxe6 Rb8 31. Rc6+ Kb7 32. Rd7+. Черные сдались. 

Совсем другое дело - новинка в дебюте. Она нацелена против шаблонного запоминания вариантов в начале партии. Цель - вывести противника в ситуации неизученные, где цена сделанного хода очень высока.


2. Сицилианская защита. Атака Рихтера

К. Пилгаард – К. Чернышов, 2002

1. e4 c5 2. Nf3 Nc6 3. d4 cxd4 4. Nxd4 Nf6 5. Nc3 d6 6. Bg5 e6 7. Qd2 a6 8. O-O-O h6 9. Bf4 Bd7 10. Nxc6 Bxc6 11. f3 Qa5


С этой позицией у меня связаны очень приятные воспоминания: меня ожидала последняя партия в круговом турнире с гроссмейстерской нормой, которую предстояло играть против чешского гроссмейстера. Достаточно было сделать ничью, чтобы выполнить последнюю норму балла и достичь того, о чем мечтает в детстве каждый молодой шахматист. Ясно было, что пассивно играть нельзя. Противник - сторонник очень активной игры, поэтому я искал возможность контратаки. В варианте, на который гроссмейстер охотно шел, я нашел любопытную идею, которая... в партии не случилась! В этой критической позиции противник свернул в сторону. А ведь в "Энциклопедии шахматных дебютов" было рекомендовано следующее:

12. Bxd6 0-0-0 13. Qf4 с большим преимуществом у белых. Два года анализ этого вариантика лежал тихонько в тетрадке, пока однажды в Венгрии международный мастер Адам Зиберт не сыграл так против меня в круговом турнире с нормой гроссмейстера. Сыграл и задал самому себе вопрос: "Гроссмейстер не знает теории?" Ответ он получил молниеносно. Партию проиграл, после чего сказал: "Очень опасная и интересная идея!" Но на следующий день уже голландский мастер пошел по его стопам:

13... Nd5!? - А вот и новинка!

14. ed

[14. Nxd5 Bxd6 15. Nb6+ Qxb6 16. Rxd6 g5 17. Qd2 Rxd6 18. Qxd6 Rd8 19. Qa3 Qf2 20. Qc3 Kb8 21. b3 g4 22. fxg4 Qf4+ 23. Kb2 Rd1 24. Qg3 Qxg3 25. hxg3 Bxe4… 0-1, Trepat Herranz Joan (ESP) 2269 - Suba Mihai (ROM) 2540, La Roda (Spain) 2009.04.09]

14... Bxd6 15. Qxf7 exd5

 

Ключевая позиция варианта, до которой "докатились" обе партии. Венгерский мастер после часового (!) размышления сыграл 16. g3. Фрагмент этой схватки можно посмотреть ниже. А голландец пожадничал:

16. Qg7

[16. g3 Kb8 17. Bg2 Be5 18. Rd3 Rhf8 19. Qh5 d4 20. Ne2 Be8 21. Qg4 Bd7 22. Qh5 Be8 23. Qg4 Bd7 24. Qh5 g6 25. Qxh6 Qxa2 26. Ra3 Qc4 27. Qd2 Bb5 28. Bf1 Qc7 29. Kb1 Bd6 30. Rb3 Bc4 …0-1, Szieberth Adam (HUN) 2371 - Chernyshov Konstantin (RUS) 2561, Budapest (Hungary) 2002]

16... Kb8!?

"Соль" замысла черных! Пожертвовав целых две пешки, черные просто увели в тихое место своего короля. Теперь белых ждет шквал атаки. Следует заметить, что компьютер, наверное, защитит позицию белых. Но в практической партии попадание в такую позицию, как правило, приводит белых к поражению.

17. Kb1 d4 18. Ne4 Bd5 19. Nxd6 Qxa2+ 20. Kc1 Qa1+ 21. Kd2 Qxb2 22. Ne4 Qb4+ 23. Ke2 Bxe4 24. Qg3+ Ka8 25. fxe4 Rhf8 26.Qd3 Rc8 27. Qb3 d3+ 28. Rxd3 Qxe4+ 29. Re3 Qd4 30. Qd3 Qb2 31. Kd2 Rfd8 32.Qxd8 Qxc2+. Белые сдались. 


Создание навыков. Формула комбинации

Одним из направлений работы Межрегиональной шахматной школы гроссмейстеров в Костроме является теоретическая работа - поиск удобных практичных формул действий наших слушателей в ходе шахматной партии. Одной из новинок является «Формула комбинации», которую мы можем предложить Вашему вниманию.

Оценка позиции показала возможность проведения тактической атаки. Тогда в бой вступает наша формула:

1. Объект нападения.

2. Защитники.

3. Роль фигур

а) Ударные

б) Фигуры (пешки) - помощники.

Борьба с защитниками выполняется фигурами (пешками), которые являются помощниками.

1. Уничтожение.

2. Отвлечение.

3. Перекрытие.


1.

Ход белых

Оценка позиции ясна: белые погибнут, если не будут атаковать!

1. Объект атаки - конечно, король!

2. Защитники: слон b7 и ладья е8.

3. Роль наших фигур:

Ладья f1 - охотник.

Ладья h6 - помощник (отрезает отходы черному королю)

Слон d3 - помощник.

Слон d2 - ударный боец, охотник.

Пешка h2 - ударный боец.

Мы не можем уничтожить защитников. Отвлечь их тоже нет возможности. А вот перекрыть можно!

1. Be4! Bxe4

Или 1... Rxe4 2. h3 Kg3 3. Rf3#. 

2. h3 Kg3 3. Be1#


2.

Ход черных

1. Объект: белый Король.

2. Защитники: ферзь, ладья f1, пешки. Главный среди них, конечно, ферзь.

3. Роль фигур:

Ферзь - помощник.

Ладьи - ударные бойцы.

Конь - ударный боец.

Перекрытие!

1... Qg3!! 2. Qxg3 Ne2+ 3. Kh1 Nxg3+ 4. Kg1 Ne2+ 5. Kh1 Rc3 -+


3.

Ход белых

1. Rd7! - Перекрытие защитника

1... Bxd7 2. Qxg7+! - Уничтожение защитника

2... Rxg7 3. Rxg7+ Nxg7 4. Nf6+ Kh8 5. Nxf7#.


Рекомендуемая литература:

1. "Стратегия атаки на короля" (А. Волчок)

2. "Последний шах" (В. Хенкин)

3. "Шахматный практикум" (Я. Нейштадт)

4. "Chess tactics for advanced players" (Vamos Viktor)