19 ноября 2013

Ченнай для чайников

Главный редактор журнала "64" Марк Глуховский выбрался за пределы отеля, в котором проходит матч на первенство мира

Автор этих куцых заметок заранее просит прощения у читателя, в индийской цивилизации сколько-нибудь понимающего. Мое невежество в ориентальных вопросах поистине не знает границ, поэтому я постараюсь ограничиться только наблюдениями и фотографиями на тему «вокруг да около».

О том, что происходит в турнирном зале и пресс-центре, любители шахмат осведомлены досконально – спасибо многочисленным комментаторам, фотографическому энтузиазму Насти Карлович и неумолимо фиксирующим каждый взгляд игроков камерам ChessTV.

Поэтому предлагаю оглядеться вокруг, не забывая, впрочем, цитату великого поэта – «еcть нечто отвратительное в этом скольжении по поверхности с фотоаппаратом в руках, без особенной цели».



 

Всякий гражданин, которому доводилось выпивать в окрестностях биологического факультета МГУ, легко опознает изображенного на этой фотографии человека.

Махатма Ганди, великий индийский лидер и последний, по мнению нашего великого лидера, достойный собеседник. Точная копия этого памятника установлена в Москве, на площади Индиры Ганди, на пересечении Мичуринского и Ломоносовского проспектов. В российской столице этот монумент появился в 1988 году. Махатма Ганди, автор идеи ненасильственного сопротивления британскому колониализму, запечатлен во время знаменитого соляного марша – через всю Индию к океану. В Москве он так же решительно направлялся в сторону единственного работающего в те годы винного магазина. (Что, конечно, соответствует российской идее ненасильственного сопротивления.) Прошло, стало быть, больше двадцати лет – и я добрался до оригинала. Махатма установлен в начале набережной, которая, как уверяет Википедия, тянется вдоль самого длинного в Индии (чуть ли не 40 км!) городского пляжа.

Однако даже при свете фонаря к романтическим прогулкам пейзаж не располагает.


 


Я наблюдал эту красоту только ночью (хотя ночные вояжи вдоль океана и не рекомендуются путеводителями), а вот коллеги из съемочной группы ChessTV отправились на побережье днем. И сняли рубашки, на улице-то плюс 30. К ним немедленно подошли полицейские и, движимые заботой о ближнем, настоятельно рекомендовали в океане не купаться. В то время как коллеги просто хотели немного загореть, ничего более…

Впрочем, вернемся к ночной прогулке.




В центральной части набережной установлены огромные шахматы. С ними охотно фотографируются фланирующие граждане, и стар и млад.

Тем временем другие граждане укладываются неподалеку от фигур на ночлег. Я еще не разобрался – почему одни спят на пляже, а другие на набережной. Связано ли это с какими-то кастовыми различиями или же индивидуальными предпочтениями – кому-то больше нравится песок, а кому-то, например, остывающий камень? В любом случае, на улице достаточно тепло, и пока не пошел дождь, люди, у которых нет крыши над головой, не выглядят ни больными, как наши бомжи, ни несчастными. Бедны – да, они отчаянно бедны, беднее церковных мышей. По сравнению с ними одинокий пенсионер из Иванова или любого другого русского депрессивного региона – настоящий богач. Но почему-то эти бродяги не выглядят обиженными или несчастными.





 


Такие вот гравицапы встречаются здесь нередко. Любопытно, что они явно функциональны, для чего-то нужны. Не простое украшенье.

Напротив, через дорогу (перейти которую – само по себе приключение), симпатичный колониальный особняк, оставшийся от англичан.


 

Вдоль дороги – реклама матча и его покровительницы, премьер-министра штата Тамил Наду. К многочисленным портретам этой леди привыкаешь, как к надписи «Миру – мир» на советской многоэтажке. Она – повсюду, под ее материнским взглядом и деревья растут, и подданные молятся, рождаются и умирают, и шахматисты фигуры передвигают.


 

Не видно ее изображений только на пляже. На песке портрет не закрепить, ветер дует сильно и ровно. После 11 вечера закрываются последние точки общепита.


 

 

Пора в отель, там спокойно, безопасно и очень скучно. В выходной день берем такси и отправляемся на экскурсию. Отъезжаем на 40 километров от Ченная и оказываемся в другом, прекрасном мире.

Сначала – раскопки.


  Четырнадцать веков назад предки современных индусов отлично умели высекать фигуры из камня

Разглядывать их можно бесконечно, как и океанские волны

 
Океан здесь чист, не искупаться в нем – преступление. Местные жители не плавают в океане, а просто стоят по колено в полосе прибоя и не без удивления разглядывают белокожих людей, которые в разгар зимы не могут заставить себя вылезти из воды.

Пока не отъехал за город, не мог понять, как Виши сумел вернуться в Ченнай из Испании. Ведь он почти 20 лет жил в Европе, а в последнее время значительно больше времени проводит на родине. Позже Аруна рассказала, что они с Виши также живут за городом, неподалеку от океана. Это, конечно, многое объясняет.

Третий выходной день, когда счет уже стал 4:2, мы решили посвятить чемпиону мира. Начали с шопинга – полуфиналистка Кубка Мира Харика Дронавалли повела журналистов в магазин индийского платья.


Пресс-атташе ФИДЕ Настя Карлович поначалу приглядывалась к наряду в цвет украинского флага

Но все же остановилась на аутентичном индийском платье, в котором и провела пресс-конференцию после 7-й партии

Не пойму только, помогло это чемпиону мира или нет. Ничья белыми в 20 ходов – это успех или неудача?

Ченнай – город не туристический. Как и москвичи, местные жители живут для себя, не особенно оглядываясь на окружающих. Гиды не бросаются на шею, агентства не скармливают рекламные и туристические буклеты. Даже найти самый красивый храмовый комплекс города непросто. Но уж если вы найдете его – никогда не забудете.

Рассказывать что-то об увиденном я не возьмусь, чтобы не оскорбить ненароком мозг понимающего человека. Просто выложу несколько картинок, к которым каждый читатель, в меру собственного воображения, добавит мысленно звуки и запахи.


 

 

 

 

 

 
 
Понять что-то в этой цивилизации – и целой жизни не хватит.
Но посмотреть, конечно, очень интересно


 

FONBET командный чемпионат России