27 сентября 2013

Илья Левитов: "Я думаю, что нас ждут очень боевые шахматы"

Интервью Председателя Правления РШФ агентству "Р-Спорт"

Председатель Правления Российской шахматной федерации Илья Левитов дал интервью корреспонденту агенства "Р-Спорт" Олегу Богатову в преддверии Суперфинала

- Илья Владиславович, в последние годы Суперфиналы чемпионата России проводились в Москве. Чем было вызвано решение в нынешнем году организовать турнир именно в Нижнем Новгороде?

- Это было предложение Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. С руководством Фонда мы встречались и обсуждали развитие программы "Шахматы в музеях", и нам было предложено провести крупный турнир в одном из регионов, где они плодотворно работают. И так возникла идея организовать Суперфинал чемпионата России в Нижнем Новгороде. Ранее турниры проводились в Москве, потому что соревнование очень дорогое и вряд ли какой-либо из регионов мог бы взять на себя затраты по организации. А сейчас, когда Фонд полностью взял на себя финансирование, для нас это стало хорошим вариантом сотрудничества. Во-первых, потому что наша программа продолжает работать, идея оказалась очень жизнеспособной. А во-вторых, Нижний Новгород - это город, где шахматы в последнее время не очень активно развивались.

- Вы сказали, что турнир очень дорогой. Следовательно, заявок от других городов не было?

- Дело в том, что мы никогда не объявляли конкурс на проведение Суперфинала, и он традиционно проходил в Москве. А в этом году произошел исключительный случай, поскольку поступило предложение полного цикла от Фонда Тимченко - и по финансированию, и по конкретному месту проведения. И к тому же в Нижнем Новгороде действительно очень хороший музей, с хорошей западной коллекцией и очень приличной коллекцией русского искусства.
 
- Суммарный призовой фонд турнира составляет 6 миллионов рублей. Это самый высокий фонд за последние годы?

- Да, такого большого фонда еще никогда не было.

- Насколько он выше самого крупного предыдущего?

- Призовой фонд вырос на 12%.

- Можно ли размер первого приза у мужчин, 1 миллион 100 тысяч рублей, считать самой высокой планкой?

- В Суперфинале чемпионата России все-таки играют мировые звезды, поэтому он должен каким-то образом соответствовать их высокому уровню. Суперфинал в будущем должен стать столь же престижным турниром, как Мемориал Михаила Таля.

- Владимир Крамник в прошлом году не участвовал в чемпионатах России. Как вам удалось его заинтересовать?

- Это было сделано в рамках наших договоренностей о его поддержке Российской шахматной федерацией в претендентском турнире, проходившем весной в Лондоне. Он выступит в Суперфинале чемпионата страны и в конце ноября сыграет за сборную России на командном чемпионате мира.

- Состав участников, на мой взгляд, достаточно неоднородный. Не сложно ли будет молодым, перспективным и амбициозным шахматистам составить достойную конкуренцию фаворитам турнира: Владимиру Крамнику, Сергею Карякину, Петру Свидлеру и Дмитрию Андрейкину?

- Может быть, им будет сложно. Но ведь задача стоит не только составить конкуренцию. Когда еще у тех же Алексея Гоганова и Антона Шомоева появится возможность сыграть с Крамником, Карякиным, Свидлером? И как ты можешь прогрессировать, если ты не прощупываешь свой реальный уровень? А в борьбе с такими шахматистами ты можешь оценить свой реальный уровень и свои слабые места. В шахматах есть определенная проблема, связанная с тем, что элитные гроссмейстеры играют в основном только между собой. Ведь элите невыгодно играть с шахматистами ниже классом, потому что положительный результат не гарантирован, а рейтинг можно потерять. И получается, что шахматисты с более низким рейтингом тоже играют между собой и варятся в собственном соку. А такой турнир, как Суперфинал является идеальным вариантом в плане предоставления им возможности попробовать себя на элитном уровне.
 
- А с психологической точки зрения это не будет сильным ударом по тем же Гоганову или Шомоеву?

- А шахматист должен уметь переживать такие неприятности. И многие топ-шахматисты проходили через такие ситуации: и Василий Иванчук, и Евгений Бареев, и Борис Гельфанд, и Владимир Крамник. Они тоже когда-то занимали последние места, но надо уметь проходить через такие суровые испытания.

- С чем связано отсутствие одного из сильнейших российских шахматистов Александра Грищука?

- Мы говорили с Александром, и я сам ему предложил не принимать участия в Суперфинале, потому что сейчас он играет очень важный для себя турнир - этап серии Гран-при, где сохраняет теоретические шансы на победу и прямой выход в турнир претендентов. И к тому же он сыграет на клубном чемпионате Европы и командных чемпионатах мира и Европы. И для него еще один серьезный турнир был бы уже перебором.

- Поясните ситуацию с отсутствием Надежды Косинцевой. Это как-то связано с ее решением отказаться выступать за сборную России?

- Насколько я понимаю, Надя сейчас вообще по каким-то причинам не играет в шахматы. И у нас есть ее отказ от участия в турнире. И в то же время хочу подчеркнуть, что календарные турниры не имеют никакого отношения к ситуации со сборной России.

- Ожидаете ли вы каких-либо теоретических новинок, или будет сугубо спортивная борьба за результат?

- Знаете, применение новинок - это весьма неплохой способ победить в сугубо спортивной борьбе. Я думаю, что когда играют такие гроссмейстеры, как Крамник, Свидлер, Карякин и Андрейкин, всегда можно ожидать каких-либо приятных сюрпризов. Я думаю, что при таком разнородном составе участников нас ждут очень боевые шахматы.

Командный чемпионат азиатских городов