19 июня 2018

Сорок дней без Васюкова

Вечер памяти прославленного гроссмейстера и фотогалерея - в репортаже Бориса Долматовского

Члены комиссии ветеранов РШФ собрались вчера, чтобы, согласно православным традициям, на сороковой день завершить поминальный период Евгения Андреевича Васюкова. Принято считать, что душа покойного через сорок дней окончательно покидает землю.

Во вьетнамский ресторан «Синяя река» пригласил друг Васюкова, ресторатор Шон, первый чемпион Вьетнама по шахматам, который был знаком с Евгением Андреевичем свыше 20 лет.

Михаил Архангельский: – Евгений Андреевич был уникальным человеком. Великий шахматист, опытный тренер, педагог, прекрасный рассказчик, внимательный, отзывчивый товарищ…

Он начал играть в шахматы поздно – в 15 лет. Было трудное послевоенное время. Но благодаря своему характеру и таланту он за 10 лет (1948-1958) прошёл путь от новичка до сильнейшего игрока в мире в блице (даже Фишер проиграл ему матч).

Все члены комиссии ветеранов были счастливы работать в одной команде с Васюковым. Его душа остаётся в шахматах.

Анатолий Кременецкий: – Впервые я встретился с Евгением Андреевичем в чемпионате Москвы 1978 года, наша партия закончилась вничью на 95 ходу. Об этом писали в прессе. Было ещё много интересных поединков, и всегда играть с ним было настоящее удовольствие.

В 2002 году Евгений Андреевич предложил мне войти в состав комиссии ветеранов. И я счастлив, что в течение 15 лет работал рядом с этим великим учителем и организатором. Предыдущий руководитель РШФ Илья Левитов сказал как-то, что комиссия ветеранов делает больше всех других комиссий вместе взятых.

К 70-летию Васюкова я взял у него интервью для «Советского Спорта» и узнал очень много интересного об этом удивительном человеке.

Ольга Батуринская: – 40 дней, как нет с нами Жени. Мы должны отпустить его душу. Мы будем вспоминать его очень часто. Это был прекрасный человек, добрый и очень внимательный. Совсем недавно мы отметили его 85-летие, и радостно, что всё хорошее ему сказали при жизни. Теперь его душа будет наблюдать за нами с небес, а мы будем помнить о нём долгие годы.

Анатолий Шведчиков: – Смерть Васюкова – это невосполнимая утрата. Его душа покидает землю. А мы, живущие на земле и работавшие рядом с ним, должны продолжать его дело. Все члены ветеранской комиссии были рекомендованы для работы Евгением Андреевичем.

Я знал Васюкова с 1965 года, мы вместе играли в армейских соревнованиях. Тогда в Одессе на чемпионате Вооруженных Сил министр обороны СССР маршал Родион Яковлевич Малиновский подарил Васюкову именные часы.

Прекрасно играл Евгений Андреевич! Для него не было проходных партий, всех соперников он всегда уважал. Он старался поддерживать ветеранов, и новому председателю комиссии надо будет продолжать его успешную деятельность.

Юрий Мешков: – Евгений Андреевич всегда с уважением относился к шахматистам разных регионов страны, часто участвовал в различных турнирах. Мы хотим в Смоленске 26-29 октября провести Мемориал Евгения Васюкова. Память о талантливом гроссмейстере, тренере и организаторе должна жить в наших делах.

Галина Дворкович: – Евгений Андреевич отдал шахматам столько сил и энергии, что мы просто обязаны продолжать его дело. Он часто говорил, что нам надо создать международную комиссию ветеранов. ФИДЕ просто забывает о ветеранском движении. Мы должны привлекать к работе в комиссии Евгению Николаевну Васюкову, – она всегда была в курсе всех наших дел.

Анатолий Любимов: – Евгений Андреевич был великий человек и очень сильный шахматист. Он продлил жизнь многим шахматным ветеранам, привлекая их к общественной деятельности и игре. Частица Васюкова в каждом из нас. Он очень любил гандикапы, в которых играли не только ветераны, но и молодёжь. Турниры с гандикапом должны носить имя Евгения Васюкова.

Наталия Титоренко: – После 20-летнего перерыва благодаря Васюкову я снова вернулась в шахматы. Он долго меня уговаривал, я не поддавалась. Объясняя, что у меня куча детей и внуков, что мне просто некогда. Но он добился своего. Наши ветераны-шахматистки стали побеждать на чемпионатах Европы. Для меня Евгений Андреевич всегда живой. И на каждом турнире он будет с нами.

Владимир Шумилин: – Евгений Андреевич продлевал жизнь не только ветеранам, но и вселял уверенность молодежи. Он никогда не жаловался. Он постоянно оказывал внимание моей семье. Хотел заниматься с детьми. Много внимания уделял зарубежным шахматистам.

Виктор Мельник: – С творчеством Васюкова я знаком давно, но близко мы познакомились лет десять назад. Мы хотели написать книгу, отбирали фотографии, решали вопросы печати… За короткий промежуток времени я многому у него научился.

Вениамин Колбанов: – Евгений Андреевич был рыцарем золотого века. Великий шахматист, прекрасный человек. А как он выбирал подарки своим близким, находясь за рубежом! С какой любовью и вниманием…

Елена Васюкова: – Евгений Андреевич для меня был, прежде всего, любимый папа. Он всегда хотел помочь людям, войти в положение другого человека. Он очень любил жизнь и всегда был молод душой.

* * *

Знакомство гроссмейстера и фотографа состоялось 34 года назад. Тогда в парке культуры и отдыха «Сокольники» проходил очередной чемпионат «Вечерней Москвы» по блицу. После окончания турнира, в котором Евгений Андреевич победил, ко мне подошёл фотокорреспондент «ВМ» Ростислав Фёдоров:

– Слушай, Борис, выручай! У Васюкова родилась дочь, и сегодня он жену и дочь забирает из роддома. Не откажи – уважь гроссмейстера, сфотографируй! Мне же надо еще снимки с турнира проявить, напечатать и в редакцию.

Так состоялось знакомство с Васюковым. А предлагаемые вашему вниманию фотографии – это лишь малая часть того, что было снято в разные периоды жизни Евгения Андреевича Васюкова.