12 января 2019

Екатерина Лагно: "За ничью с Карлсеном мне крепко досталось"

Чемпионка мира по блицу ответила на вопросы "Спорт-Экспресс"

Фото: Б. Долматовский
Фото: Б. Долматовский

Казалось, что после рождения четвертого ребенка одну из самых талантливых шахматисток мира Екатерину Лагно окончательно списали со счетов. Но мать-героиня доказала всем, что она является настоящим бойцом и спортсменом. Лагно спустя месяц после рождения дочери Аглаи поехала на первенство мира в Ханты-Мансийск и в тяжелейшей мясорубке дошла до финала, где сыграла вничью с чемпионкой планеты Цзюй Вэньцзюнь, уступив только на тай-брейке. А перед самым Новым годом Екатерина совершила еще один подвиг, завоевав золото на чемпионате мира по блицу. При этом россиянка не уступила ни в одной партии, что для молниеносной игры считается феноменальным результатом.


Не надо меня нахваливать

– Екатерина, осознаете, что вы герой? Что вы настоящая русская женщина, которая сумела достичь таких невероятных результатов вопреки всем обстоятельствам. Родить четвертого ребенка и сразу же отправиться сражаться на чемпионат мира. Расскажите, каково это быть мамой четверых детей? В современных семьях и один ребенок уже подвиг…

– Я прекрасно понимала, что будет очень тяжело, но это был мой выбор. Поэтому, пожалуйста, не надо меня нахваливать. Просто я люблю шахматы, и мне пока еще только 29 лет, у меня нет чувства, что я наигралась. Да, мне где-то тяжелее, чем молодым и не обремененным заботами спортсменкам, но я очень хотела вернуться, возможно, это желание помогает мне бороться.

– 27 сентября вы родили Аглаю. Ровно через месяц нужно было лететь в Ханты. Вы сразу приняли это решение?

– Конечно, были сомнения. Но ведь я пропустила уже два чемпионата мира.

В Сочи отказалась сама – по той же уважительной причине, а в Тегеран меня не допустили, потому что у меня за год не было сыграно 30 классических партий. Мне просто надоело.

– Ребенку месяц, не страшно? Или уже с опытом приходит уверенность?

– Именно так. Когда на свет появляется первенец, ты трясешься и всего боишься. А тут уже есть опыт. Конечно, это неидеальный вариант, но что поделаешь. Благодаря помощи родных, няни, мне удалось мыслями быть в турнире.

– В 2003 году меня поразила наша легендарная баскетболистка Мария Степанова, когда на победном для нее чемпионате Европы-2003 она кормила своего месячного ребенка во время большого перерыва в матчах. При этом была лидером на площадке. Не думали взять Аглаю с собой?

– Если такое возможно в баскетболе, то и в шахматах тоже реально. И такие примеры были. Но нужно понимать, что в подобных условиях ты долго не продержишься. Материнский инстинкт сильнее. Тут нужно было выбирать: или заниматься малышом, или погрузиться в шахматы.

– Были цели перед чемпионатом мира?

– Знаешь, за неделю до турнира по просьбе моего тренера Влада Ткачева Денис Хисматуллин сыграл со мной пару тренировочных матчей в блиц. У меня ничего не получалось. Особенно первые партии. Все-таки как бы ты ни готовился, смотрел дебюты, практика нужна. В общем, цели и задачи были скромные.


Армагеддон с Погониной – вишенка на торте

– Давайте вспомним ваш путь до финала.

– Первый круг – молодая девушка Никки Джесс, международный мастер из ЮАР. Мне было важно как можно скорее войти в турнир, поэтому завязавшиеся борьба в первой партии меня даже обрадовала, я включила голову. Вторую белыми выиграла довольно легко и получила выходной. Который, кстати, тоже постаралась провести с пользой. Поиграла в интернете, порешала задачи. Дальше – Хоанг Тхань Чанг. Вьетнамка, выступающая под венгерским флагом. Ничья – 1-1 в классику и уверенная победа на тай-брейке – 2-0. Влад даже тогда так осторожно сказал, что по скорости принятия некоторых решений, ему кажется, что я набираю форму.

– Дальше получился просто триллер с Погониной. Дело закончилось "Армагеддоном" (если счет после всех партий тай-бейка равный, играется партия, где белым дается 5 минут, черным 4, и белые обязательно должны выиграть, при ничьей победителем пары объявляют черный цвет). Вот тут можно рассказать поподробнее?

– У меня был шанс выиграть белыми во второй классической партии, но сожалений по этому поводу не испытывала, так как в цейтноте я не увидела идею и потом даже получила неприятную позицию. Так что ничья в основное время – закономерный результат. А дальше был рапид. Я получала плохо что белыми, что черными. Каким-то чудом соскочила в первой быстрой, дальше блеклая ничья белыми. Первую 10-минутную партию вообще сложно комментировать. Спаслась без двух пешек. В таких случаях принято говорить "женские шахматы".

– Что дальше?

– Когда же мы перешли к блицу и я выиграла на ровном месте первую партию, тут же последовала вторая, где уже в самом конце можно было поставить пат, и я чувствовала, что он есть, но голова отключилась и Наташа сравняла счет. Так что Армагеддон стал своеобразной вишенкой на торте. Я выбрала белый цвет, играла плохо. Единственное, за что могу похвалить себя в этой партии, это объективно неправильное решение пожертвовать центральную пешку. Но отдавая ее я видела за себя четкий план дальнейшей игры, что в блице очень важно. Наташа просто не успела разобраться. Скажу честно, мне не приносят удовольствия такие победы.

– Путь к финалу все еще был сложен…

– Если смотреть на счет, то легко одолела в классике – Лэй Тинцзе – 2 0, хотя ничего легкого не бывает, просто так сложилось. Ну и в полуфинале осталось больше сил на тай-брейке с Машей Музычук, которая сыграла очень тяжелый четвертьфинал и энергии у нее банально не хватило.


Екатерина Лагно. Екатерина Лагно.


В четвертой партии играла, как в тумане

– Финал, вы выиграли вторую классическую партию, удержали ничью в третьей. И оставалось сделать еще один шажок до короны, которой от вас все ждали...

– Если честно, не понимаю того ажиотажа, который возник после моей победы во второй партии. Да, я выиграла, но матч продолжается. Если бы у меня все получалось, если бы я черными легко уравнивала и за 20 ходов делала ничью, а белыми давила – один разговор. А так смотрите, что происходит: в первой черной партии я отскакиваю, в третьей – спасаюсь чудом. Мы ничего не могли угадать по дебюту. Она была лучше готова. Так что это был сложнейший матч… И потом, кто и что от меня ждал?

Про меня вообще забыли. Где-то перед чемпионатом прочитала такую заметку, что основные надежды на россиянок – Костенюк, Гунину, Горячкину, моя же фамилия фигурировала в строке: "также будут принимать участие..." И это несмотря на то, что я была третьим стартовым номером в турнире. Какие тут вдруг ожидания?

– Когда чемпионка мира, китаянка Цзюй Вэньцзюнь "на заказ" победила черным цветом, в кулуарах стали говорить, что вы проиграли себе еще ночью. Нервы, страх, близость победы. Так ли это?

– Было обидно, что те, кто меня совсем не знают, без тени сомнений говорят такое. Только самые близкие люди в курсе, что на самом деле произошло.

– Расскажете?

– Пусть это не то, что желает услышать любитель остросюжетных триллеров, но я скажу как есть: я устала. Причем так, что уже выходя из турнирного зала после чудом спасенной третьей партии, я почувствовала себя полностью опустошенной. Мне было физически очень плохо. Зритель ведь не видит полной картины происходящего, он видит, как шахматист приходит в зал, и играет партию, а то, сколько этот человек готовится, остается за кадром. Так как меня ловили в дебюте, я действительно очень много готовилась и много сил отдавала еще до партии. К сожалению, рядом не оказалось близкого человека, это наша общая ошибка. Мы работали с Ткачевым по скайпу, и я не просила изначально Влада быть со мной. Я для себя сама не могла понять перед финалом, нужно ли мне вызывать поддержку, а когда поняла, что да, мне необходимо с кем-то поговорить-переключиться, было уже поздно. Никакой продвинутый девайс не может заменить живое общение.

– В четвертой белой партии вы просто развалились…

– А какая разница, какой цвет, если ты ничего не видишь, как будто в тумане играешь? Жалко, что у нас не было выходного дня перед

тай-брейком. Чисто в шахматном плане было бы интереснее, а то наблюдать за тем, как один игрок отдает потихонечку весь комплект другому...

– Не показалось, что мир рухнул?

– Нет. Было безумно обидно, да. Но в принципе, все по делу.


За укороченным контролем – будущее

– Не успели вы отойти от чемпионата мира в "классике", как уже нужно было думать о том, как бороться в рапиде и блице. У вас еще было желание играть?

– Да, я очень обрадовалась!

– Почему?

– Приятно, что такие турниры существуют, в принципе. Были опасения, что в этом году их не будет. И только когда я играла в финале, ФИДЕ объявила, что рапиду и блицу быть, и быть в России. Я отношусь к рапиду и блицу так же серьезно, как и классике. Считаю, что за укороченным контролем будущее. Особенно в мужских шахматах, где ничейные тенденции наводят скуку.

– Но на последнем чемпионате мира в Саудовской Аравии вы выступили не очень удачно. Почему?

– К сожалению, сильно заболела перед отъездом. По-хорошему, нужно было пропустить рапид, я же надеялась, что станет легче, но ошиблась. Поэтому партии того рапида смотреть строго запрещается (смеется). А вот в блице, в принципе, сыграла нормально, поделила третье место.

– Очень круто, что в Санкт-Петербурге две страны впервые провели чемпионат – Саудовская Аравия и Россия. Причем сроки были сжаты и руководство ФИДЕ вместе с ФШР все прекрасно обустроили. Понравилось?

– Еще раз скажу, была очень рада. Приятно, что было хорошее помещение в самом центре Питера. Честно, не помню, чтобы было столько зрителей. Мы таким вниманием не избалованы, и это здорово, когда есть такой ажиотаж. Ко мне много раз подходили любители и желали удачи.

– Всем показалось, что вы играли в Питере очень легко. Четвертая в рапиде и просто феноменальный результат в блице. Как будто и не было за плечами этого изнурительного югорского марафона...

– Нет, это только видимость. Есть партии, которыми я очень недовольна. Хотя я и понимаю, что победителю должно "везти", хотелось бы, чтобы больше очков приходило по делу. Ну, и в рапиде тоже взять и так без борьбы проиграть Цзюй... Я реалист. И вижу, что все далеко не идеально.

– Золото Питера компенсировало горечь серебра Ханты-Мансийска?

– Я не связываю эти два турнира. И стараюсь вообще поменьше думать о таких вещах. Новый турнир – новая глава. Просто рада, что удалось закончить год (хоть он и не был у меня такой насыщенный) на мажорной ноте.

– Вас после крупных побед поздравляет Президент страны. Что это значит для вас?

– Когда шахматами интересуются на самом высоком уровне – это приятно и лично, и очень полезно для развития нашего вида спорта. Так что спасибо Владимиру Владимировичу за поздравления с победой и Новым годом.

– Новая команда ФИДЕ с новым президентом Аркадием Дворковичем провели первый крупный турнир. Видны положительные изменения во Всемирной федерации с приходом на пост такого опытного руководителя? Все-таки у Дворковича большие шахматные традиции и семейные, и деловые, он долгое время возглавлял РШФ.

– Время покажет. Радует, что в ФИДЕ очень быстро сориентировались и ей удалось спасти чемпионат мира по блицу и рапиду. Помимо основных соревнований много было сделано и для зрителей. Здесь можно было и поучаствовать в конкурсе решения задач, и поиграть в любительских турнирах с призами, приобрести литературу и инвентарь.


Филатов живет своим делом

– Уже пять лет у руля ФШР стоит Андрей Филатов. Что можете сказать о президенте Федерации шахмат России?

– Думаю, что не мне одной очень комфортно с ним работать. Андрей Васильевич живет своим делом. Произошли очень большие и хорошие изменения.

– Например?

– Ну, во-первых, вырос интерес государства к шахматам. Как ни крути, а это большой плюс. Появился интерес со стороны прессы. Во-вторых, посмотрите, как после ремонта засверкал ЦШК. Гоголевский, 14 после реставрации стал просто одним из лучших зданий Москвы. В-третьих, это сочинский спортивный центр "Сириус", где с талантливой молодежью работают опытные тренеры во главе с Владимиром Крамником. Андрей Васильевич очень старается.

– Вы вернетесь в сборную России? Без вас не смогли взять медаль на последних двух Олимпиадах, хотя были к этому так близки.

– Я очень люблю командные турниры. Так что да, играть хочу. Скоро стартует командный чемпионат мира. Постараемся выступить как можно лучше.

– А какое у вас есть хобби. Если у вас есть на это время?

– Я люблю петь и готовить. Раньше, когда было чуть больше свободного времени, занималась и тем, и другим. И есть еще одна слабость, но она такая женская и распространенная, что, думаю, мне можно ее простить: я – шопоголик. Особенно в сезон скидок я чувствую обострение (смеется).

– Ваш муж – трехкратный чемпион мира по блицу, финалист матчей претендентов, один из лучших гроссмейстеров планеты. Он помогает вам в шахматном плане?

– Конечно! Но я стараюсь не злоупотреблять его вниманием. Все-таки ему нужно самому бороться, а то, что необходимо на его уровне, на нашем пока что не настолько важно. И потом у меня есть тренер, который всегда на связи. Кстати, хочу еще поблагодарить Руслана Владимировича Щербакова. Пусть он мне и не помогал конкретно на последних турнирах, но в прошлом очень многое мне дал, и я знаю, что в любой момент могу ему позвонить и задать вопрос. Он замечательный специалист и человек.

– Немного личный вопрос, вы с мужем ругаетесь из-за шахмат?

– Из-за шахмат нет, а вот из-за фигурного катания – еще как (смеется). Я болею за Медведеву и не согласна с тем, как ее затравили на ровном месте. А вот Саша за Загитову и Этери Тутберидзе. Мы постоянно спорим на эту тему. Считаю, что в фигурном катании есть проблемы, если девочки выходят на пик формы в 14-15 лет, а в 20 лет становятся, грубо говоря, ветеранами. Это неправильно, и в правилах нужно что-то менять. Так что наш главный спор в семье – фигурное катание и слава Богу, что так.


Екатерина Лагно. Екатерина Лагно.


Все претензии к Карякину

– Это поразительно, но вы прошли просто одинаковый путь с Сергеем Карякиным. То есть, просто одинаковый…

– Да, это действительно интересно. С Сергеем мы знакомы лет с семи. Занимались вместе в Крамоторске. Потом оба переехали с Украины в Россию. Каждый по разным причинам, но все же.

– Ну и невероятно схожий шахматный путь, ведь так?

– Да, правда. Мы оба сыграли в финале чемпионата мира, оба уступили на тай-брейке, а следом выиграли первенство планеты по блицу. Действительно невероятные совпадения. Выиграй он тот матч у Магнуса, я, получается, тоже выиграла бы. Так что, все претензии к нему (смеется)

– По Карякину сразу было видно, что он большой талант?

– Скажу больше, никто не сомневался, что он станет чемпионом мира. Просто никто. Как-то прогуливаясь во время чемпионата России в Чите, я спросила его, что как же так, не обидно ли ему самому, что, имея такой дар, он его не реализовывает, а довольствуется тем, что уже имеет. После победы в турнире претендентов он напомнил мне этот разговор, сказал, что я его сильно задела, он разозлился.

– У вас, наверное, много историй из детства?

– Как-то наши папы поспорили на мороженое, кто первый из нас пробежит круг на стадионе (400 метров). Никакой спортивной подготовки в 10 лет у нас не было. Мой резвый противник с ходу рванул в бой, и, естественно, к финишу первым дошел более расчетливый спортсмен (улыбается).

– Класс…

– Все остальные нешахматные истории больше подходят под рубрику хулиганство (смеется). Не раскрывая все карты, лишь скажу, что мне частенько от него доставалось.

– Ему будет по силам совершить еще один такой рывок и опять пройти весь отбор, чтобы вновь сразится с Карлсеном?

– К сожалению, скорее нет, чем да. Я ему, конечно, от души желаю удачи, но отбор – это страшное сито. У мужчин невероятная конкуренция. Китайцы, иранцы, появляются все новые имена, да и "старые" еще никуда не ушли... Нужно опять, как тогда, несколько лет назад, полностью сконцентрироваться на шахматах. Сергей же после матча стал безумно популярен. И эта популярность, безусловно, мешает шахматам.

– Карлсен реально великий?

– Да. И я считаю, что ему очень повезло с отцом. Он ему очень помогает. И это скорее исключение из правил. Но они до сих пор работают как единое целое. Вспоминаю 2004 год, Вейк-ан-Зее, турнир С. Я в первом туре встречаюсь с каким-то маленьким норвежцем. Накануне видела, как он бегает с папой в футбол примерно за час до начала партии. Мне показалось это странным. Думала, как же он теперь будет играть в шахматы играть без энергии? В итоге, после шестичасовой пытки, мы согласились на ничью, я спаслась в эндшпиле. Ты не представляешь, как мне за это досталось. Меня ругали все кому не лень. Говорили, что если я ставлю высокие цели, то играть вничью с норвежским мальчиком – это позор. Тот турнир, естественно, Магнус выиграл.

– Да, Хенрик Карлсен воспитал не только чемпиона, но и атлета. Магнус невероятно силен физически…

– Ему не важно, в какую игру он играет, он всегда хочет победить. Когда-то по глупости году в 2008 на турнире во французском в Кап-д'Аге решили сыграть с ребятами в футбол. Так он не то, что не делал скидку, что в команде соперника играет девушка, он вообще этого не замечал. Только когда мяч чудом не попал мне в голову, он подошел и извинился. С того момента я для себя решила, что каким бы сильным он не бы гроссмейстером, шахматы – это единственная игра, где можно чувствовать себя в безопасности (смеется).

Оригинал статьи.