5 декабря 2021

Взгляд с экрана

Восьмая партия матча на первенство мира – в репортаже Владимира Барского и Этери Кублашвили

 

Очень непросто готовить репортажи в такие дни, но, как обычно, на матче всегда есть люди, с кем приятно пообщаться, и события, которые нужно осветить. Поэтому Этери Кублашвили начнет с короткого интервью Тани Сачдев, выступающей здесь в роли корреспондента трансляции Chess24, а Владимир Барский продолжит рассказом о восьмой партии матча.

Договориться о пятиминутной беседе с Таней было не так просто: жизнь корреспондентов «в поле» расписана буквально по секундам, поэтому найти небольшой временной отрезок оказалось трудной задачей. Сначала не могла она, потом не успевала я,  но в итоге мы все-таки встретились после 18:00, когда на доске была относительно спокойная позиция и ничто не предвещало драмы. 

- Таня, ты сама сильная шахматистка. Расскажи, пожалуйста, о своих впечатлениях о матче с точки зрения игрока.

- Думаю, мы видим то, что и следует ожидать от матча на первенство мира. Высокий уровень игры, накал борьбы – все это очень вдохновляет. Интересны выбор дебютов, обмен информацией между двумя участниками. Даже ничейная вторая партия была весьма увлекательной, а шестая встреча уже вошла в историю. Она как будто вместила в себя несколько партий: там была и дебютная битва, где Магнус сыграл g3 и b3, и динамичные реакции Яна, который решил все проблемы черными, и шансы у обеих сторон, и сумасшедший цейтнот.  

Относительно восьмой партии могу сказать, что никто, по крайней мере никто из комментаторов Chess24, не рассматривал ход 9…h5, сделанный после 15-минутного раздумья. Не знаю, пытался ли Ян вспомнить подготовку или нашел идею за доской. После этого Магнус очень надолго задумался. Конечно, это агрессивный ход, но, может быть, план черных состоит в том, чтобы помешать белому ферзю самому пойти на h5 и потом – на g5. 

- Говоря о твой работе в качестве корреспондента: что больше всего нравится в ней, а что дается труднее?

- Прежде всего, хочу сказать тебе спасибо за содействие. Больше всего мне нравится то, что мы находимся непосредственно на матче и наблюдаем за этим фантастическим действом воочию. Интерес к этому поединку во всем мире огромный. Магнус – один из сильнейших шахматистов в истории, а Ян – яркий, прекрасный претендент на корону. Думаю, что такого матча мы давно ждали. 

Также здесь потрясающая атмосфера, с большим количеством сильных шахматистов среди гостей. К тому же этот матч на разных платформах комментируют ведущие шахматисты мира. Думаю, что все это вместе создает прекрасный опыт. Мне трудно представить, сколько усилий пришлось приложить организаторам – ФИДЕ и «Экспо», чтобы сделать все так, как оно есть, включая этот потрясающий игровой зал. Это феноменальная, хорошо продуманная работа.  

Самым трудным моментом для меня была шестая партия, которая длилась 7,5 часов. Но нельзя жаловаться, ведь даже страшно представить, как себя чувствовали сами игроки. 

- Это точно. Насколько широко матч освещается в Индии?

- Интерес к нему огромный, особенно в онлайне. Думаю, что побиты все рекорды просмотров на всех платформах, несмотря на то, что претендент – не шахматист из Индии. Конечно же, такому вовлечению со стороны индийских зрителей способствуют комментаторы – Вишванатан Ананд, Аниш Гири, Фабиано Каруана, Юдит Полгар и другие сильные шахматисты. Также здесь на месте работают Сагар Шах и Амрута Мокал из ChessBase India и журналист Сараванан. Все это вместе обеспечивает массовый интерес в нашей стране.     

 

Таня Сачдев и Жансая Абдумалик. Фото: Владимир Барский


Довольно скоро после нашей беседы Ян допустил промах, в результате которого его позиция стала очень тяжелой. В игровом зале установлены большие мониторы, и взгляд нашего шахматиста с экрана, увеличенный во много раз, говорил больше, чем любая оценка компьютера. 

 

Фото: Этери Кублашвили
 

***


Перед началом восьмой партии Юдит Полгар, сильнейшая шахматистка в истории, высказала парадоксальную, казалось бы, мысль: «У меня есть теория: если Яну и удастся выиграть, то он выиграет черными». Хотя почему парадоксальную? Магнус Карлсен, когда сам в матче играл черными, действовал предельно плотно и осторожно, практически не позволяя сопернику выйти на ударную позицию. Зато белыми он гораздо агрессивнее шел в атаку, ослабляя при этом собственные тылы. Вспомним: и во 2-й, и в 6-й партиях у Яна Непомнящего были прекрасные шансы «забить гол». Лишь 4-я оказалась скучной и бесконфликтной: в русской партии гроссмейстеры практически до самого конца следовали домашнему анализу, сделав скучную ничью.

Очевидно, прекрасно понимал всё это и Карлсен. Поведя в счете, он явно не хотел большой драки: его вполне устроил бы чисто символический дебютный перевес, главное – избежать малейшего риска. Видимо, потому он и избрал снова 1.е4, где игра более форсированная и проще держать ситуацию под контролем. Ян снова ответил русской партией, а Магнус «сменил пластинку» и разыграл сверхнадежный вариант, где уже к 8-му ходу были разменяны обе пары коней и возникла абсолютно симметричная позиция, в которой весьма картинно все поля на линии «d» были заняты белыми и черными фигурами.

Магнус сделал короткую рокировку и, казалось бы, слегка обхитрил соперника: если бы черные продолжили «игру в симметрию» (9…0-0), то после 10.Qh5 им пришлось бы серьезно ослабить позицию ходом 10...f5.

 

Однако у Яна было на уме совсем другое: он толкнул на два поля вперед пешку «h», показав тем самым, что готов идти на штурм королевской крепости белых, а собственного короля он при этом спрячет на f8. В этот момент Магнус задумался аж на 40 минут.

После партии чемпион мира признался, что так и не смог четко вспомнить, анализировали они с помощниками это продолжение или нет, и если анализировали, то как тут надо играть. Через какое-то время Магнус осознал и то, что ему не удается четко рассчитывать сложные варианты, а потому избрал самый надежный путь – объявил шах ферзем с е1.

– Это было блестящее практическое решение! – грустно улыбнулся Ян на пресс-конференции. – Молчаливо предложить ничью.

Однако мира Ян в этот день совсем не хотел. Он не стал менять ферзей, а избрал другое, более сложное, но объективно менее удачное продолжение. После этого ничьей не хотел уже и Магнус, поскольку он получил всё, о чем мечтал: минимальное давление без особого риска. А потом случился ужасный зевок черных на 21-м ходу…

– Сложно об этой партии сказать что-то вменяемое, – не скрывал своего разочарования Ян Непомнящий. – Стыдно за такую партию! В дебюте у черных ничья была как угодно; после 19…h4 20.c4 уже, наверное, от меня требовалась минимальная точность. Но я зевнул шах ферзем с а3, после чего играть без пешки не так приятно. Наверное, можно было как-то перестроиться и защищаться более упорно, но с этим я тоже не справился и в какой-то момент начал зевать каждым ходом. Очень странная партия; надеюсь, в дальнейшем мне удастся изменить свою игру в лучшую сторону.

 

Когда Магнус исполнил здесь ход 22.Qa3+, Ян находился в своей комнате отдыха, где мог следить за ситуацией на доске по картинке на мониторе. Долгих пять минут (или даже дольше) не появлялся российский гроссмейстер на сцене. Конечно же, он моментально осознал, насколько грубую ошибку совершил, и остается только догадываться, какие эмоции одолевали его в этот момент. К сожалению, после этой ошибки спасти партию было уже практически невозможно.

Счет стал 5:3 в пользу Магнуса Карлсена. В понедельник 6 декабря на матче выходной день. Девятая партия состоится во вторник 7 декабря, белые фигуры будут у Яна Непомнящего.

Турнир претендентов