29 августа 2017

Владимир Крамник: Мы собрали всех самых лучших!

Экс-чемпион мира ответил на вопросы о перспективах шахматного отделения "Сириуса"

Перед началом нового учебного года, а также первенств Европы и мира по шахматам среди юношей и девушек Владимир Крамник ответил на вопросы журналистов Департамента общественных связей "Сириуса" о перспективах шахматного отделения образовательного центра.

– Владимир Борисович, подводя итоги августовской образовательной программы, о каких выводах можно говорить в работе направления?  

– Направление «Шахматы» в «Сириусе» существует уже второй год, и за это время было сделано немало. Нам удалось собрать лучших юных шахматистов, и в их развитии наблюдается хорошая динамика. Мы скомплектовали самый сильный тренерский состав, стали привлекать топовых игроков, готовых делиться с участниками своим уникальным опытом. Если говорить о глобальных результатах – понятно, что он станет заметен через два-три года, когда юные шахматисты смогут о себе заявить. Конечно, для этого нужно приложить много усилий, и наша задача – вырастить сильное поколение шахматистов, членов сборной страны и, может быть, чемпионов мира. Тем более, что в «Сириусе» для этого созданы все условия.

– Какие именно шахматисты занимались с участниками направления в августе?  

В «Сириусе» итак сосредоточен сильный преподавательский состав, но мы также приглашаем и других мастеров. В августе кроме меня с участниками тренировались Евгений Томашевский (гроссмейстер, чемпион России 2015 года), Эрнесто Инаркиев (гроссмейстер, чемпион Азии среди юношей до 16 лет, затем – чемпион Европы). Также в Центр приезжал Сергей Рублевский, гроссмейстер, заслуженный мастер спорта России, Чемпион России и заслуженный тренер России, который в составе команды страны стал четырёхкратным победителем Всемирных Шахматных Олимпиад. Недавно я обсуждал с самым молодым гроссмейстером в истории Сергеем Карякиным его визит в «Сириус» – он планирует приехать осенью.  

– Как формируется образовательная программа направления?  

– Происходит подбор средств, методов и режимов работы: обязательно при формировании программы нужно учитывать принцип системного чередования нагрузок и восстановления (активного и пассивного отдыха, применения восстановительных средств).

Юные шахматисты изучают игры наиболее вероятных соперников на чемпионатах Европы и мира, упражняются в тактике и стратегии (разыгрывают острые тактические позиции с ограниченным контролем времени), участвуют в тренировочных партиях для наигрывания определенных типов позиций с последующим их разбором. Воспитанники проходят также обязательную физическую и психологическую подготовку.

– Если говорить о программе шахматной школы следующего учебного года: что ожидает участников направления?

– В начале сентября я представлю образовательную программу направления на весь год, в котором будут собраны обязательные тренинги и темы лекций. В течение сессии я слежу за успехами участников и дорабатываю программу, ориентируясь на их сильные и слабые стороны. Тренеры подбирают дополнительный материал, и занятия продолжаются, практически в индивидуальном ключе. Общее время шахматных тренировок длится пять-шесть часов в день, затем около полутора часов – физическая подготовка и активный отдых.

– Расскажите об отборе на образовательную программу – какие критерии нужно соблюсти участникам?

– Предварительная подготовка подразумевает знание участниками истории шахмат и классического наследия, а также общих принципов в сложных игровых окончаниях по книге М.И. Шерешевского «Стратегия эндшпиля». Также мы предлагаем участникам ознакомиться с книгами Константина Сакаева по миттельшпилю. Если говорить о критериях – то он один: наличие четких результатов и достижений в шахматном спорте. Все победы юных шахматистов, наиболее удачные партии и рейтинги заносятся в базу Российской шахматной федерации, поэтому участники программы отбираются по рекомендации РШФ. Часто приглашаются талантливые шахматисты из регионов, у которых есть потенциал, но нет возможности развиваться в своем регионе.

– Сегодня во всем мире детское шахматное движение обретает большую популярность, в школах открываются шахматные кружки и клубы. С чем связан такой интерес? 

– Выдающийся советский педагог и писатель Василий Сухомлинский говорил, что «игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры, потому что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти». Я с ним согласен: шахматный спорт позволяет развивать мышление. И мне кажется очень правильным открывать в школах шахматные клубы, тем более что в России программа себя оправдывает. Существуют довольно четкие статистические выкладки, демонстрирующие, что у школьников, занимающихся шахматами, заметно повышается успеваемость.

Поэтому во всем мире к шахматам обращаются все больше образовательных учреждений. Например, обязательные уроки шахмат в Британии ввели около трети школ (а это огромная цифра). В Швейцарии проект тоже пользуется большой популярностью, работает программа и в регионах России. Надо заметить, что и сами школьники охотно занимаются шахматами, многих спорт затягивает. 

– Если в школах шахматные кружки открывают для интеллектуального развития, то в «Сириусе» для развития профессионального. Вы следите за результатами выпускников? 

– Конечно. Но как я уже говорил, в шахматах нужно проделать много работы, прежде, чем даже самый талантливый ребенок достигнет топ-уровня. Разумеется, в течение образовательной программы воспитанники обретают много знаний и умений – нет сомнений, и они готовы максимально реализовывать свой потенциал. Ну а наша задача, сделать так, чтобы через несколько лет эти ребята стали элитой мировых шахмат. 

Полный текст беседы с Владимиром Крамником