Федерация
Шахмат
России
< >

Кмох Ханс

Информация об игроке

Кмох Ханс

Кмох Ханс

Победитель международных турниров в Дебрецене (1925), Вене (1930), Эбензе (1930). В составе команды Австрии участник Олимпиад 1927, 1930 и 1931 годов. В 1934 посетил СССР: на турнире в Ленинграде — 7-8-е (с М. Юдовичем); в Тбилиси — 3-5-е (с В. Рагозиным и В. Раузером); проиграл в Москве матч И. Мазелю — 1½ : 2½ (+1 -2 =1).

После 2-й мировой войны 1939—1945 переехал в США. Автор многих книг и статей по шахматам. Главный арбитр шахматной Олимпиады 1950, матча СССР — США (1954) и других соревнований.

Умер 13 февраля 1974 года в Нью-Йорке.

Одной из журналистских находок Кмоха, сделавших его особенно известным, стала остроумная партия-пародия на Нимцовича и его теорию избыточной защиты. Впервые опубликованная в 1927 году, она снискала любовь шахматного мира.

В этот день, вспоминая талант Кмоха, приводим “бессмертную партию избыточной защиты”.

ПРЕВОСХОДНЫЙ ПРИМЕР МОЕЙ СИСТЕМЫ

Эта придуманная партия А. Нимцовича с его поддельными примеча­ниями впервые была опубликована в 1927 году. Автор пародии — между­народный мастер Г. Кмох. Надо сказать, что сам Нимцович считал эту пародию удачной шуткой.

Андерсен основал жертвенный стиль, Морфи и Грюнфельд – ата­кующий стиль, Стейниц – позицион­ный стиль, Тарраш – научный стиль, Ласкер – стиль стилей, Капабланка – стиль автоматизма, Алехин – стиль, блестящий, как солнце.

Но общеизвестно, что оригинальность и модернизм введены в практику мною, будучи моими собственными изобре­тениями, и что им подражает с энту­зиазмом (хотя и без должного пони­мания) весь шахматный мир.

До меня этот мир был наивен и духовно беден! Один или два грубых хода в дебюте, содержащих вульгар­ную, очевидную угрозу, примитивная и банальная жертва, удручающе эле­ментарный и чудовищно неэстетичный мат,— таковы в общих чертах шах­матные партии в предшествующую мне эпоху.

Затем явился на свет я, и шах­матный мир преобразился. Гегемония плоти была разрушена, началась эра духа. Под моим творческим руководст­вом шахматные фигуры стали одухот­воренными художниками и тонкими инструментами необычайной глубины.

Зачем лишние слова? Приобщитесь лучше к совершенству следующей партии:

Французская защита

НИМЦОВИЧ – СИСТЕМССОН

Копенгаген, 1927

(Примечания мои)

1. е4 е6 2. h4!!

Мое самое старое и новейшее изоб­ретение в этом дебюте! Для того, кто воспитан на унылой догме, этот ход подобен пощечине – но спокойно, спокойно, читатель; в конце концов, я и не надеюсь на то, что он тебе понятен (прости меня – ты в этом не виноват, просто до сих пор никто не открыл твои глаза и уши). Подожди немного, и чудо избыточной защиты предстанет перед тобой во всей своей неземной кра­соте.

2... d5.

Черные, разумеется, не подозрева­ют о том, что их ожидает, и бла­годушно продолжают в классическом стиле.

3. e5!

Ход необычайной тонкости. В чем красота хода 3. е5? Почему этот ход силен? Ответ столь же прост, сколь удиви­телен. Этот ход силен своей сла­бостью! Но слабостью, разумеется, лишь в традиционном понимании! В действительности слаб не ход е4–е5, а пешка на е5 – но разница огромна! В прежние времена обыч­но отвергали такие ходы, которые приводят к созданию слабости. Сей­час, благодаря мне, такой подход устарел. Тот факт, что пешка е5 слаба, заставляет белых защищать ее всеми силами, и при этом естественно возникает состояние избыточной за­щиты. Но, как мы знаем (см. «Мою систему»), избыточная защита прак­тически равнозначна победе. Вот по­чему «слабый» ход 3. е5 становит­ся началом пути, ведущего белых к триумфу. Остальное, более или менее, дело техники.

3... с5 4. d4.

Совершенно ясно, что белым выгод­нее спровоцировать с7–с5 и лишь за­тем сыграть d2–d4, а отнюдь не на­оборот, как играют обычно. Посколь­ку, если белые сыграют d2–d4, а черные ответят с7—с5, то белая пешка d4 окажется атакованной. Бла­годаря хитрой перестановке ходов, изобретенной мною, ситуация в корне меняется: теперь черная пешка с5 атакована белой пешкой d4!

4... cd 5. h5!

Все в той же мудрой, оригиналь­ной и убедительной манере! Конеч­но, жалкие посредственности, зави­дующие каждой вспышке моего ге­ния, но не способные проследить мою мысль хотя бы на три хода вперед, лезут из кожи вон в надежде причинить мне вред
с помощью ядовитых словечек, вроде «вычур­ный» и т. д.

Ход в партии приводит в смяте­ние всю армию черных и подготав­ливает решающее вторжение ферзя, которое произойдет через 18 ходов.

5... Фb6.

Конечно, не 5... Кc6? 6. Сb5! Разве черные играют французскую за­щиту для того, чтобы допустить появление испанского слона?

6. h6!

Глубокая жертва пешки.

6... K:h6.

После 6... gh белые получали еще более удобную игру.

7. Фh5!

Смысл этого выпада выяснится на следующем ходу.

7... g6.

Угрожая приступить к успешной осаде слабости на е5 путем Cg7. Однако белые препятствуют этому.

8. Фh2!!

Для всякого объективного наблюда­теля этот ход подобен озарению. Теперь становятся ясны все пред­шествующие маневры! Белые с блес­ком заканчивают развитие, продол­жая вести избыточную защиту пеш­ки е5. Против этого черные бес­помощны.

8... Kf5 9. Cd3.

Обратите внимание на великолеп­ное взаимодействие: пешка е5 и белопольный слон полностью блокируют позицию противника, а остальные силы, осуществляя избыточную за­щиту, развиваются за широкими спи­нами этих стойких блокеров.

9... Кc6 10. Kf3.

Как правило, это шаблонный ход. Но здесь он поражает своей ориги­нальностью и в силу этого занима­ет место в кладовой моих духовных ценностей.

10... h5 (старо!) 11. bЗ (как вскоре выяснится, глубокая ловушка!) 11.. Cg7.

Здесь черные, вероятно, с удоволь­ствием предвкушали противостояние слонов на большой диагонали. Од­нако... .

12. Cf4!!

... Как горько они должны были разочароваться, видя, что ход 11. bЗ был ловушкой, и слон вовсе не соби­рался идти на b2.

12... Cd7 13. Kbd2 Лс8.

У черных уже нет хороших ходов!

14. Кре2!!

Белые, видя планы противника насквозь, готовят чрезвычайно силь­ное продолжение своей стратегии избыточной защиты.

14... Кb4 15. Ке1!!

«соль» предыдущего хода! Теперь черным приходится раз­менять атакующего слона d3, но при этом белый конь с устрашающим эф­фектом входит в игру через d3,
а другому коню открыто поле f3. Воисти­ну грандиозная стратагема! Блестя­щий я все-таки шахматист, пусть хоть весь мир лопнет от зависти.

15... K:d3 16. K:d3.

Разумеется, не 16. cd?, что было бы совершенно непоследовательно. Пеш­ка с2 не имеет значения, и черные лишь теряют драгоценное время на ее взятие.

16... Л:с2 17. Лае1!!

Без лишнего шума продолжая свою линию избыточной защиты.

17... а5 18. Kpd1!

Атакованной ладье приходится от­ступать, так как взятие на а2 слишком опасно.

18... Лс6!!

Наконец-то черные набрели на пра­вильную мысль и приступают к избы­точной защите пешки е6. Однако об этом следовало думать раньше.

19. Ле2 Кре7.

Моя идея. Король участвует в избы­точной защите.

20. Лhе1 Ле8 21. Kf3!

Завершая избыточную защиту пеш­ки е5 и тем самым решая судь­бу партии. У черных нет защиты. Обратите внимание на эстетическое воздействие этой позиции.

21... Cf8.

Черные угрожают путем Kg7 завер­шить избыточную защиту пешки е6, но белые заготовили блестящую комбинацию.

22. g4!! (значительно сильнее, чем очевидное 22. Cg5 и т. д.) 22... hg 23. Фh7!!

Лишь теперь становится ясно, сколь глубокое понимание позиции проявили белые, играя
8. Ф
h2!!

23... gf.

На продолжение избыточной защи­ты ходом 23.,. Kg7 последовало бы 24. Cg5 f6 25. С:f6 Kpf7 26. Kg5X. Основной ошибкой черных стало их опоздание с осуществлением избыточ­ной защиты.

24. Cg5. Мат.

Одна из моих лучших партий! Я горжусь ею уже потому, что г-н Системссон входит в число силь­нейших скандинавских шахматистов. Партия произвела ошеломляющее впечатление на всех играющих, при­сутствующих и на моего против­ника. В Дании ее назвали «бессмерт­ной партией избыточной защиты».

Позиция дня

Торонто

С. Видит - Я. Непомнящий
Все в атаку: 61...c4!
Персона дня
АНТУАНЕТА СТЕФАНОВА
19 апреля 1979 года родилась десятая чемпионка мира Антуанета Стефанова