19 февраля 2020

Юрий Львович, вы наше всё!

О чествовании гроссмейстера рассказывает Борис Долматовский

В московском храме Пророка Божия Илии в Обыденском переулке прошел традиционный молебен в честь кавалеров Императорского ордена святой Анны. Это небесная покровительница дочери Петра I, в память о которой в 1735 г. и была учреждена эта награда. Торжественный молебен в присутствии Великого Князя Георгия Михайловича совершил митрополит Воскресенский Дионисий.

На богослужении находились многочисленные кавалеры ордена Св. Анны и других императорских и царских орденов. Участвовал в молебне и священник иеромонах Никон (в миру Сергей Белавенец, племянник гроссмейстера Людмилы Белавенец, внук мастера Сергея Всеволодовича Белавенца).

По окончании молебна состоялось награждение большой группы россиян, внесших достойный вклад в историю России. Среди них был международный гроссмейстер Юрий Львович Авербах, недавно отметивший свой 98-й день рождения.

В Грамоте № 1/АII-2020, подписанной Е.И.В. Великой княгиней Марией Владимировной, говорится:

«Указом НАШИМ от 3/16 февраля 2020 года, отмечая выдающийся вклад в развитие российского и международного шахматного движения и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения, всемилостивейше возвели

Международного гроссмейстера, мастера спорта СССР Юрия Львовича АВЕРБАХА

в достоинство кавалера ИМПЕРАТОРСКОГО ордена Святой Анны, в ознаменование чего МЫ собственноручно подписали и вручили сему кавалеру настоящую грамоту на право ношения орденского знака второй степени».

Грамоту и орден вручил Великий Князь Георгий Михайлович.

После окончания Архиерейского богослужения в трапезной неоднократно звучали здравицы в честь Юрия Львовича Авербаха.

От дома Авербаха до храма и обратно мы ехали на такси. Когда возвращались, водитель выразил недовольство, что мы долго садились. Я спросил у него:

– А знаете, что вы везете народное достояние страны?

– И кто же это? – скосив взгляд в сторону Юрия Львовича, поинтересовался он.

– Вы в шахматы играете?

– Чуть-чуть, а вот мой отец играл здорово и был даже знаком с гроссмейстерами. Жили мы в Ситцевом Вражке, там недалеко Центральный шахматный клуб.

– Я тоже жил на Арбате, учился в школе № 59, – сказал Юрий Львович.

Машина и до этого еле-еле ползла, теперь же почти встала. Таксист, не обращая внимания на сигналы других водителей, с интересом всматривался в лицо человека, сидящего рядом.

– И я учился в школе № 59, – наконец, молвил он. – Конечно, в другое время… И все-таки, кто вы?

– Вы, наверное, слышали о гроссмейстере Авербахе? Писателе, шахматном эрудите, чемпионе СССР, претенденте на звание чемпиона мира? – спросил я у водителя.

– Конечно, конечно! Вы еще на телевидении долгое время вели шахматную школу… Как же я вас не признал, Юрий Львович? Всё! Сегодня я больше не работаю - переполнен эмоциями! Эту встречу я никогда не забуду! Жаль, отца моего уже нет, а то бы я перед ним похвастался...

– Вот мы и приехали, – увидев дом Авербаха, сказал я. – Сколько с нас?

– С Юрия Львовича я ничего не возьму. Эта памятная встреча на всю жизнь.

– Тогда возьмите с меня, я ведь тоже ехал в вашей машине.

Остановившись у шлагбаума, водитель выскочил из машины, обежал ее и помог выйти Юрию Львовичу.

Мы пошли не спеша. Юрий Львович опирался на свою палочку.

У входа в подъезд я оглянулся. Водитель стоял и смотрел нам вслед, а потом помахал рукой…
Турнир претендентов