22 марта 2021

Виктор Корчной – и автор, и герой

Обзор книг подготовил международный мастер Сергей Быстров

Добрый день, дорогие книголюбы!

 

Сегодня мой рассказ будет посвящён книгам В. Корчного и о нём.

23 марта В. Л. Корчному исполнилось бы 90 лет. Не будет преувеличением сказать, что имя Виктора Львовича было на слуху нескольких поколений шахматистов всего мира. Он прожил длинную жизнь (1931 – 2016), и в своей жизни ещё несколько. По крайней мере, две точно. Советскую и несоветскую. Им и о нём написано много книг, рецензий на них, статей шахматных и околошахматных, интервью… Полные 85 лет ему отмерила судьба.

Совсем недавно в возрасте 93 лет ушла из жизни его вторая жена Петра Лееверик. Я узнал об этом из очень информативного поста Эмиля Сутовского в Фейсбуке. У меня к Корчному как к человеку нет однозначного отношения «с придыханием». Однако своё имя как великого шахматиста, спортсмена и писателя Виктор Львович, вне всякого сомнения, вписал в историю шахмат золотыми буквами.

Виктор Корчной и Петра Лееверик. Фото из архива В. Корчного

Сегодня мой рассказ не о самом Мэтре. Я подготовил небольшой обзор книг, написанных Корчным в разные годы. Не претендую на полный перечень трудов, но отмечу наиболее для меня памятные. В советское время книг с партиями Корчного не выходило. Серия «ВШМ» начала печататься в 1969 году. Вполне вероятно, что книга с партиями Корчного вышла бы в этой серии, но его отъезд на Запад в 1976 г. отодвинул это окно возможности на много лет. В 2004 году издательство «Русский шахматный дом» выпустило двухтомник «Мои 55 побед белыми» и «Мои 55 побед чёрными». Очень живые комментарии к партиям понравились читателям, и книги пользовались заслуженным успехом. Они чем-то напоминают комментарии Д. Бронштейна к партиям знаменитого турнира претендентов в Цюрихе 1953 года. Та же подача идеи, минимум вариантов, но всё необходимое присутствует непременно. Вышло множество допечаток. У меня последняя – 2020 года.

Нельзя пройти мимо тома 5 «Карпов и Корчной» великолепнейшего многотомника Г. Каспарова в сотрудничестве с Д. Плисецким «Мои великие предшественники». Первая половина книги, хоть и меньшая по объёму, но всё равно внушительная (более 210 страниц!) носит название «Виктор Грозный». В ней подробно и в доброжелательной форме разобран творческий и жизненный путь гроссмейстера.


В Санкт-Петербурге с интервалом в 21 год выходили две книги, посвящённые В. Корчному. Уже забытое издательство «Шахфорум» напечатало книгу:

Корчной В.Л. Избранные партии. Санкт-Петербург, 1996 г.

Предисловие к этой работе написал друг Корчного известный шахматный мастер, журналист и арбитр Александр Геллер.

«В этой книге собраны 106 моих партий. Перед Вами, читатель, – жизнь шахматного профессионала, изображённая в алгебраических знаках…», – так начинается авторское предисловие. До упомянутого выше московского двухтомника с партиями Корчного можно было познакомиться в печати разве что в журналах или книгах, вышедших на Западе. Так что это был первый сборник партий, увидевший свет на русском языке. Символично, что это произошло в родном городе Виктора Львовича.


Вторая и самая свежая, вышедшая малым тиражом и предназначенная в основном для участников и гостей мемориалов Корчного, которые стали проводиться с 2017 года, стала книга:

«Родные стены Виктора Корчного», Санкт-Петербург, 2017 г. Авторы –Н. Витюгов, А. Кентлер и В. Файбисович.

«В данной работе можно познакомиться с биографией гроссмейстера – целый ряд фактов, касающихся его родословной, опубликован впервые. Рассказывается о годах, проведённых Корчным в родном городе, о домашних соревнованиях, в которых он принимал участие, приведена своеобразная карта памятных мест в Ленинграде – Санкт-Петербурге, сыгравших определённую роль в жизни нашего земляка. Статьи, посвящённые шахматному творчеству Виктора Львовича и занятиям с ним, подготовлены гроссмейстером мирового уровня – Никитой Витюговым».


Можно ещё вспомнить журнал «Шахматный Петербург», выходивший с 1997 по 2004 г.г., то есть на рубеже XX и XXI веков. К 70-летию гроссмейстера, 20 лет назад редакция подготовила и напечатала специальный выпуск «Виктору Корчному – 70!», а в 1999 году два знаменитых земляка В. Корчной и Б. Спасский, два выпускника ЛГУ, сыграли между собой товарищеский матч. Он был посвящён 275-летию Санкт-Петербургского государственного университета. Этому событию была посвящена программа:

«Шахматный матч Борис Спасский – Виктор Корчной, Санкт-Петербург, 27 марта – 1 апреля 1999 г».


Известно, что Корчной много играл. За период с 1945 по 2015 годы в Мегабазе можно найти 5168 партий. А сколько ещё не внесённых в базу, остаётся только гадать!

Будучи уже немолодым, он не боялся играть с молодёжью и, наоборот, неохотно выступал в ветеранских турнирах. Охотно делился опытом и вбирал новые идеи, всячески стараясь доказать, что время не властно над ним. Помню, как на одной из встреч с юными шахматистами и выпускниками Аничкова Дворца Виктор Львович заметил: «Мозг на протяжении всей жизни работает примерно одинаково». Кстати, аудиозапись этой встречи можно найти на моём сайте. Меня тогда поразила эта фраза…

У всех, наверное, по-разному. Есть врачи, которые считают, что медицина – искусство, которое использует достижения науки. Имея в виду, что каждый человек уникален. С этой точки зрения творческий и спортивный путь Корчного – яркое подтверждение его слов.

Заслуживает внимания книга, вышедшая в московском издательстве «Андрей Ельков»:

В.Барский, А.Быковский «Корчной против шахматных внуков».

«Рассказ о жизни легендарного гроссмейстера в конце XX – начале XXI века, о его встречах за шахматной доской с игроками, которые младше на несколько поколений. Сердцевину книги составляют 25 подробно прокомментированных побед Корчного над «шахматными внуками». Приведенные фрагменты книг и интервью позволят читателю лучше прочувствовать атмосферу тех или иных соревнований…»


Читатели со стажем знают, что в 1992 году на русском языке вышла книга Корчного «Антишахматы», разошедшаяся большим тиражом 100 000 экз.

«Выдающийся шахматист современности Виктор Корчной рассказывает о своей драматической судьбе. Книга дополнена уникальными документами и свидетельствами…»

А в 2006-м в издательстве АСТ вышла книга «Шахматы без пощады», которая начиналась с предисловия Владимира Войновича с броским заголовком «Эту книгу я читал как боевик». Добавлю, что помимо подробного рассказа о жизненном пути шахматиста читатель может в книге найти многочисленные партии, оценки своих коллег и не только с шахматной стороны, а также более 30 партий и фрагментов…


И наконец, совсем недавно, уже после ухода из жизни гроссмейстера вышла книга совсем другого плана. На ней я остановлюсь подробнее.

В уже далёких 1990-х годах в Израиле молодой сценарист, выпускник ВГИКа Борис Клетинич замышлял документальный фильм о Викторе Корчном. Для сбора материала он встречался с людьми, близко знавшими именитого шахматиста. Прежде всего, это Роза Абрамовна Фридман, приемная мать Виктора. А также Элиягу (Леонид Михайлович) Левант, директор шахматного клуба в Беер-Шеве, знавший Корчного с детства. (К слову сказать, я и сам был хорошо знаком с Леонидом Михайловичем. Мы встречались и обменивались информацией и шахматными материалами как в Санкт-Петербурге, так и в Стамбуле на Всемирной шахматной Олимпиаде 2000 г., где он был задействован в качестве арбитра.) Среди собеседников Клетинича были Яков Мурей и Марк Цейтлин, в разные годы, работавшие с Корчным. Историк шахмат Яков Нейштадт…

А еще, по совпадению, родной дядя Клетинича – профессор-невролог Владимир Бергинер был психологом Корчного во время подготовки к «матчу жизни» в Багио.

Разумеется, Клетинич встречался и самим Корчным. Пока была жива Роза Абрамовна, Виктор Львович прилетал в Израиль ежегодно.

Но что же. Несмотря на основательную подготовку, запуститься с фильмом Клетиничу не удалось. Не нашлось заинтересованных продюсеров. Мотивировка отказов повсюду была одна: тема шахматного перебежчика перестала быть актуальной. СССР более не противостоит Западу, да к тому же и самого СССР больше нет.

По признанию Клетинича, особенно задели его тогда, в 1994-м, слова русскоязычного израильского продюсера М.: «Корчной – это такое passé!».

И хотя крыть было нечем, Клетинич не отступил. Вместо документального фильма он запустился с… романом «Моё частное бессмертие», в котором шахматная линия – одна из главных.

Тут уже он не зависел от конъюнктуры. Не связанный никакими обязательствами и не ограниченный сроками, Борис Клетинич писал этот роман аж 20 лет. Материал, собранный для фильма, пригодился в совсем другом жанре.

Усилия не пропали даром. В 2017-м году роман «Мое частное бессмертие» увидел свет в саратовской «Волге», пожалуй, самом авторитетном из немосковских «толстых» журналов. А еще два года спустя вышел книгой в московском «Arsis-books». И сразу стал событием.


Какие только издания не написали о нем. Более того. С момента выхода книги прошло уже 1,5 года, и читателей у нее только прибавляется. Жаль, Корчной не застал.

В чем же секрет такого упорного авторского интереса именно к этому шахматисту?

Ведь уже тогда, в 1990-х, не только политический момент потерял остроту, но и сам Корчной был немолод и в боях за корону участия более не принимал.

Тогда почему же Корчной? А не Каспаров, Фишер, Таль? Почему не Капабланка, не Ботвинник?..

Послушаем самого автора.

«Я занимался топографией жизни и судьбы Корчного потому, что угадывал в них притчу и мораль. Шесть десятилетий воевал он (В.К.) за свои таинственные идеалы. Ботвинник и Смыслов были Марксом и Энгельсом советских шахмат. Таль – хрущевской их оттепелью, Петросян – ее благополучным концом. Спасский – интеллигентский кукиш в кармане, когда советские танки утюжили Чехословакию. Фишер – американское технологическое превосходство в области первых ЭВМ. Карпов – благословенный застой 70-х, Каспаров – постсоветский опыт рыночной экономики. Каждый из них, послевоенных чемпионов, играл сильнее других в локальный отрезок времени, был этого отрезка сутью и символом.

А вот Виктор Львович не совпал ни с одной из эпох, потому и не почемпионствовал.

Зато он вневременен.

Он, может быть, игралище самого Промысла, проводник миров и пустот, он избран для напоминания о легитимности поражений, о том, что воздаяния может и не быть, о том, что Божеская справедливость не видна взору и не доступна пониманию. Но Она есть.».

 

Анатолий Карпов, Гарри Каспаров и Виктор Корчной. Фото из архива В. Корчного

В романе «Мое частное бессмертие» Корчной (в книге он «Корчняк») выписан объемно и парадоксально. С одной стороны – законченный эгоцентрик, слышащий одного себя. С другой – взрослый ребенок, с фантазией и удивительным мышлением. Достоинства и недостатки его дополняют друг друга. А пресловутый эгоцентризм – помогает сражаться в одиночку с самой могущественной на земле державой и едва не одолеть ее.

Сам роман – многоуровневая семейная сага, охватывающая период более чем в сорок лет. География ее простирается от королевской Румынии до брежневского СССР, от послевоенной Палестины до Багио-1978. Среди множества линий именно история Корчного идейно-ключевая. Это апология личности, настаивающей на своем праве б ы т ь. Не завися от обстоятельств и коллективной воли, быть в принципе и навсегда.  

 

Сайт Сергея Быстрова: http://www.bs-chess.com/