8 июля 2015

В гостях у Таля

О первом дне матча А. Карпов - Е. Свешников рассказывает Владимир Барский

Придумал этот матч, как легко догадаться, Евгений Эллинович Свешников, а главный спонсор латвийских шахмат (он предпочитает оставаться в тени) идею эту поддержал. Спасибо Анатолию Евгеньевичу Карпову, который нашел в своем плотном графике время приехать в Ригу и сыграть со своим давним товарищем шесть партий в быстрые шахматы.

Свешников живет в Риге с 1985 года, а Карпов хоть и не играл в Латвии уже 40 лет, но бывает в этой прибалтийской республике достаточно регулярно, не раз проводил тут сборы, в том числе и со своим нынешним соперником. Как признался Анатолий Евгеньевич на открытии матча, в Латвии ему очень нравился, приезжает он сюда с удовольствием. Вместе с 12-м чемпионом мира прилетел его старший товарищ, советник президента РШФ Александр Григорьевич Бах. Для Баха Рига – родной город: здесь прошли его детские и юношеские годы, здесь он познакомился и подружился с гением шахмат Михаилом Талем…

Карпова и Свешникова также связывали с «гусаром из Риги», как часто называли восьмого чемпиона мира, теплые дружеские отношения, и не случайно местом проведения матча стала так называемая «Резиденция Михаила Таля». Это апартаменты класса люкс в центре латвийской столицы; дом построен совсем недавно, ремонт в нем еще не закончен, но специально к матчу первые два этажа привели в порядок. «Резиденция Таля» начинает свою жизнь с крупного шахматного события – весьма символично!

На открытие пришло много зрителей и журналистов; среди почетных гостей была Жанна Таль, как две капли воды похожая на своего отца. Анатолия Карпова и Евгения Свешникова приветствовали президент шахматной федерации Латвии Петерс Шмидре, сильнейший гроссмейстер страны Алексей Широв (в первый день он комментировал партии вместе с международным мастером Никитой Мешковым). Речи были недолгими; Карпов и Свешников ответили еще на вопросы телевизионщиков и приступили к делу.

В первой партии белыми фигурами руководил Анатолий Карпов. Он уклонился от дебютных дискуссий с известным теоретиком, остановив свой выбор на симметричном варианте защиты Тарраша. Черные уверенно решили проблемы и вскоре перехватили инициативу. Однако развить ее не смогли, и после ряда упрощений на доске возникло ладейное окончание, в котором небольшие шансы на победу были уже у Карпова. Однако позиция Свешникова оставалась очень прочной, и он, проявив необходимую точность, зафиксировал ничью.

В ответной встрече экс-чемпион мира решил удивить соперника, избрав сицилианскую защиту, а это – редкий гость в его практике. Свешников тоже не остался в долгу: вместо своего «фирменного» 2.с3 или 2.f4 он сыграл 2.Nf3, и на 2…Nc6 (неужели Карпов хотел применить систему Свешникова?!) – 3.Bb5, то есть систему Россолимо. Причем белые в этой схеме применили план, вошедший в моду совсем недавно, и для Карпова он стал, судя по всему, большим сюрпризом. Он надолго задумывался над каждым ходом, тогда как Свешников отвечал практически моментально и добился большого перевеса. На 30-м ходу Карпов «не справился с управлением» и просрочил время.

Совершенно очевидно, что Анатолия Евгеньевича такое развитие событий устроить никак не может, и в два последующих дня он постарается взять реванш. Что ж, тем интереснее будет борьба! А в заключение первого репортажа позвольте привести отрывок из новой книги Евгения Свешникова и его сына Владимира Свешникова «Дебютный репертуар для блица» (она выйдет из печати в начале осени). Вот что написал Евгений Эллинович в Предисловии:

«…Практически все чемпионы мира блестяще играли блиц, особенно на пике своих достижений. Почему именно на пике? Потому что в этот момент, когда они играли матчи на первенство мира, у них был идеально отлаженный дебютный репертуар (без этого бороться за корону невозможно). Отлично отработанный дебют, множество новых идей позволяли быстро и уверенно разыгрывать начальную стадию партии.

Мне довелось сыграть много блиц-партий с Михаилом Талем и Анатолием Карповым. В 70-80-е годы бороться с Карповым в блиц было невозможно. Одним из его тренеров был, например, Сергей Макарычев – хороший гроссмейстер, теоретик, но Карпов регулярно громил его в матчах; счет 9-1 не был чем-то из ряда вон выходящим. Я играл блиц неплохо; мне удавалось, например, обыгрывать Петросяна в Гастингсе в декабре 1977 года (правда, Тиграну Вартановичу было тогда под 50, а мне – в два раза меньше). С Талем мы сыграли массу партий, на его стороне был лишь небольшой перевес. А Толе я обычно проигрывал со счетом 3:7. Правда, однажды мне удалось выиграть матч из 12 партий со счетом 6,5:5,5, но это был тематический матч – во всех партиях мы проверяли сицилианскую защиту...»

Почему-то мне кажется, что сицилианскую защиту в этом матче мы больше не увидим!

Фотографии Сергея Рыблова и Владимира Барского