4 августа 2014

Страшная сказка со счастливым концом

О третьем туре Олимпиады в Тромсё рассказывает Владимир Барский

В день третьего тура довелось послушать еще одного чемпиона мира: Гарри Каспаров давал пресс-конференцию для западных журналистов. Помнится, четыре года назад в Ханты-Мансийске кандидат в президенты ФИДЕ Анатолий Карпов и его помощник Гарри Каспаров собирали прессу на ступеньках Дворца тенниса, в котором проходила Олимпиада. Смысл акции, кажется, заключался в том, чтобы показать миру: великих шахматистов зажимают, они не могут найти во всем городе нормального помещения для своего мероприятия. Два «К» эмоционально рассказывали о коррупции в ФИДЕ, об отсутствии корпоративных спонсоров и о том, что необходимо обновление, а команда Илюмжинова тащит шахматы в пропасть.

Четыре года спустя Каспаров рассказывал журналистам примерно те же истории в одиночку – Карпов его не поддержал. И очень жаль, что встреча прошла не на свежем воздухе: погоды тут стоят замечательные, а в маленькой комнатке отеля «Рица» было очень тесно и душно. Неужели и в Тромсё, где Гарри Кимович сурово взирает на вас с каждой автобусной остановки, его помощники не могли найти помещения получше? Правда, надо поблагодарить их за вкусные фрукты – дыню, арбуз и виноград.

Пресс-конференция открылась в 13.00 и оказалась несколько скомканной. Когда Г.К. и члены его команды закончили свою обязательную обличительную программу, журналистам пора было торопиться в игровой зал. В этот день уже начинались стыковые матчи, такие как Армения – Франция, США – Голландия и Венгрия – Китай у мужчин, Китай – США и Россия – Франция у женщин.

Наши мужчины улучшили себе и болельщикам настроение, с сухим счетом разгромив сборную Македонии. Партии получились учебно-показательными, причем на любой вкус: короткая прямая атака у Свидлера, позиционный зажим у Непомнящего, игра на встречных курсах у Крамника, маневренная борьба у Карякина. Тогда как за наших девушек пришлось поволноваться: с дебюта попала под атаку Гунина, а Гиря довольно быстро оказалась в эндшпиле без двух пешек… Об этом трудном поединке со счастливым исходом ваш корреспондент попросил рассказать старшего тренера женской сборной России Сергея Рублевского:

– Сегодня у нас был уже достаточно серьезный соперник, и получилось так, что белыми мы с дебюта давили, а черными в какой-то момент произошел провал – ошиблись и Гунина, и Гиря. Было очень тревожно за черный цвет! А потом почему-то всё переменилось: у черных дела улучшились, зато Лагно сделала несколько ужасных ходов подряд и могла форсированно, с шахами проиграть. Удивительно, что Себаг этого не заметила, и Кате удалось сделать ничью.

Костенюк всю партию провела достаточно ровно. Нельзя сказать, что она так уж сильно давила с дебюта, ее соперница могла играть и лучше, но откровенных глупостей не было с обеих сторон.

– За эту доску особенно не переживали?

– Конечно, я не был уверен, что Саша обязательно выиграет, но ситуацию она контролировала. А у остальных случались провалы.

– Что произошло у Оли?





– Она на 24.g4 могла ответить 24…g5 и стояла бы, наверно, даже лучше. Но она очень быстро сыграла 24…fxg4, и если после 25.Rxg4 не играть 25…g5, то белый король приходит на е3, и конь на е4 окажется в опасности. А после 25…g5 автоматически получался эндшпиль без двух пешек, который Оля легко удержала. Во многом благодаря тому, что соперницы в этот момент были уже морально подавленными – во всяком случае, складывалось такое впечатление. Они практически перестали бороться. И соперница Костенюк могла упорнее защищаться, она рано сдалась, на мой взгляд.

– Почему Милле зафиксировала троекратное повторение ходов?

– Думаю, ее позиция оставалась подавляющей, хотя конкретного пути к победе уже не видно. После этого француженки проиграли матч.

– До этого Милле могла выиграть форсированно?

– Да, когда Валя пропустила удар на f7, у нее стало очень плохо, даже никаких конкретных вариантов приводить не надо.

– Команда пока радует?

– Да, пока всё идет идеально, несмотря на содержание отдельных партий! (смеется). Но это нормально для женских шахмат: кто борется, тот что-то получает. А оценка по ходу игры может меняться кардинальным образом.

– Сергей, как разместились в Тромсё? Как условия для игры?

– Нас поддерживают, помогают, в отеле всё хорошо. Но, честно говоря, видно, что организаторы на игровом зале экономили изо всех сил. Это одно из самых скромных мест для игры на всех Олимпиадах, что я видел, а я с 1994 года пропустил, кажется, всего две Олимпиады. Говорят, в 2008 году в Дрездене было еще хуже, но там я не был. По сравнению с предыдущей Олимпиадой зал ужасный! В том углу, где играют наши девушки, очень жарко. Даже мне душно там сидеть, а как играть в таких условиях, просто не представляю. Туалеты за тридевять земель, у меня прогулка туда-обратно занимает 10 минут. Конечно, без капитана можно 10 минут пережить, но иногда и нельзя. Видно, что организаторы работали в режиме жесткой экономии. Хотя в целом, организация не катастрофическая. Например, после первого дня проходить в зал мы стали практически без очередей, охрана значительно ускорила свою работу.

– Нашей сборной пришлось понервничать перед стартом: то ли пустят в турнир, то ли нет. Эта тема больше не всплывает, не влияет на настроение?

– Думаю, что нет; по крайней мере, мы этого не ощущаем. Три тура прошло, и никто уже не помнит, с чего всё начиналось.

– Вопрос закрыт?

– Когда стало ясно, что мы едем – всё, мы об этой проблеме больше не вспоминали. У нас нормальная рабочая атмосфера, никакого дополнительного стресса я не чувствую.

– Спасибо, Сергей, и удачи в самых важных матчах!

Сегодня гроссмейстер Василий Емелин предложит читателям нашего сайта обзор наиболее интересных шахматных эпизодов стартовых раундов. А пока - небольшая галерея третьего тура; для более удобного просмотра фотографии собраны в т.н. слайдер: найдите всплывающую стрелочку справа на фотографии, щелкните по ней мышью, на месте первого снимка появится следующий и т.д. 

Турнир претендентов