25 мая 2015

Секреты дебютной подготовки

О десятом туре Гран-при ФИДЕ рассказывает Владимир Барский

Фабиано Каруана и Хикару Накамура с первых ходов кинулись крушить друг друга в открытом бою, а потом, словно убоявшись своей бесшабашности, вспомнили о тылах, об обозе… Намечавшаяся острая темповая гонка пешечных фаланг «три на три» так и не началась; баталия закончилась вечным шахом двух ладей по седьмому ряду. Ничья, в выигрыше от которой остались оба лидера не только этого турнира, но и всей серии Гран-при ФИДЕ.

А третий лидер ханты-мансийского этапа Леньер Домингес пал под натиском хитроумного Баадура Джобавы. Место Леньера рядом с двумя американскими гроссмейстерами занял россиянин Дмитрий Яковенко, который обыграл своего соотечественника Сергея Карякина.

Боюсь ошибиться в арифметике, но Фабиано Каруана, вроде бы, уже обеспечил себе путевку в турнир претендентов. А за вторую вакансию поборются Накамура и Яковенко – жребий свел их друг с другом в последнем туре. Хикару играет белыми, и его устраивает ничья.


М. Вашье-Лаграв – П. Свидлер, ничья

Очередной пример для будущей книги Петра Свидлера «Секреты дебютной подготовки». Даже для потенциального автора нового бестселлера осталось секретом, как во время домашней подготовки от его внимания ускользнула партия Вашье-Лаграв – Крылов, сыгранная в 2010 году на «Аэрофлот-опене». «Это же крупный турнир, его партии есть во всех базах! – не скрывал своего удивления Петр. – Конечно, после трех предыдущих туров меня уже ничто не может удивить, но все равно странно; проверю потом дома, куда же подевалась эта партия!»

Поединок, в котором встретилась система Зайцева в испанской партии, развивался по сценарию, «прописанному» в упомянутой партии Максима, и вскоре на доске возникло окончание со стабильным перевесом у белых. Французский гроссмейстер считал, что его соперник тщательно поработал над этим эндшпилем дома, а Свидлер объяснял, что ему пришлось изрядно потрудиться за доской. «Если белые при короле на d3 проведут f4, то у черных будет проиграно. Да, надеялся получить совсем другую позицию! А пришлось играть очень-очень точно, чтобы не проиграть».

Оба гроссмейстера похвалили ход 29…g6!, после которого белые не могли уже беззаботно усиливаться на ферзевом фланге – в этом случае черные создавали проходную по линии «h», которая обеспечивала им серьезную контригру. Поэтому белые переключились на игру по центру, но после небольшой разменной комбинации Свидлера позиция упростилась и уравнялась.

«Мы достигли 33-го хода, у меня нормальная позиция, и в свете последних партий я подумал: не предложить ли ничью? Максим ее принял. Да, моя дебютная подготовка оставляет желать лучшего, но удалось защититься», – резюмировал Петр Свидлер.


Б. Гельфанд – Е. Томашевский, ничья

Соперники вели борьбу в остром разветвлении системы Чебаненко славянской защиты. По словам Гельфанда, много лет назад он уже играл этот вариант против Этьена Бакро и получил проигранную позицию ходу к десятому. После чего он, естественно, поработал над вариантом и избрал наиболее принципиальное продолжение 7.b3.

Евгений Томашевский рассказал, что работал над этим вариантом примерно неделю после партии Грищук – Морозевич, сыгранной на Мемориале Петросяна в ноябре прошлого года в Москве. И ему удалось очень глубоко его проанализировать. По словам гроссмейстера, 14…0-0 – это самый жесткий ход, после которого возникает критическая позиция. Борис Гельфанд согласился с этой оценкой: «У черных очень простой план; если я не смогу сразу создать им проблемы, то партия быстро закончится». «Главная идея черных – поставить ферзя на е7 и на b3-b4 ответить а6-а5. Это очень сильная идея, компьютер ее не сразу видит. Поначалу ему очень нравится позиция белых, но постепенно его оптимизм сходит на нет» (Е. Томашевский).

В итоге черные отыграли пешку, которую пожертвовали в дебюте, и уравняли позицию, после чего гроссмейстеры начали повторять ходы.


Б. Джобава – Л. Домингес, 1:0

До 13-го хода соперники повторяли партию Джобава – Грищук, сыгранную в 4-м туре этого же турнира. Тот поединок завершился красивой ничьей: черные пожертвовали слона и ладью и объявили вечный шах. По словам Баадура, после этого он нашел новую идею, связанную с жертвой качества, и даже продемонстрировал ее на пресс-конференции: 13…Ba6 14.Re1 Ba5 15.Nxc6 Qh4 16.Re2!? (вместо 16.Nxa5 Rxf2! 17.Nc3 Rxg2+ с ничьей) 16…Bxe2 17.Qxe2 Bb6 18.Nd2. Однако проверить ее не удалось, поскольку Домингес первым свернул в сторону – на 13 ходу вывел слона не на а6, а более скромно, на b7. Это ход стал сюрпризом уже для Баадура.

Как объяснил Домингес, он не проверял внимательно партию Джобава – Грищук, а ход 13…Bb7 компьютер считает самым сильным. Он получил игровую позицию, но потом сделал подряд несколько неудачных ходов.

Черные провели освобождающее продвижение с6-с5 и получили хорошую контригру. На 17-м ходу Леньер мог закрыться от шаха ферзем, после чего получалось примерно равное окончание, однако он пошел на более сложную игру, рассчитывая создать давление на королевском фланге. И переоценил свои шансы на атаку: его ферзь на h5 оказался «в офсайде», а основные события развернулись в центре и на ферзевом фланге. Слон на b6 чувствовал себя неуютно, и Домингес решил разменять его на коня е5. Однако это решение оказалось неудачным, поскольку кубинский гроссмейстер просмотрел сильный маневр 24.Rc1!, и не проходит 24…Rfc8 (как он планировал сыграть вначале) из-за 25.Rc6!, и у черных заканчиваются ходы. Леньеру пришлось переходить в глухую оборону.

Позиция перед 24-м ходом белых

Наступление на ферзевом фланге принесло белым лишнюю пешку в ладейном окончании, а кроме того, у черных осталась еще слабая пешка на е4. Постепенно белые ее забрали и реализовали свой перевес.


Ф. Каруана – Х. Накамура, ничья

Накамура избрал вариант дракона, с которым, как признался Каруана, ему давно уже не приходилось сталкиваться. Поэтому Фабиано отказался от самых острых форсированных линий и предпочел проверить соперника в спокойной позиции, которая сулит белым небольшой перевес. Впрочем, Хикару оказался хорошо готов и к такому развитию событий: на 15-м ходу он применил новинку, вызвав дальнейшие упрощения.

После небольших комбинационных осложнений возникло острое четырехладейное окончание, в котором намечались пешечные гонки на противоположных флангах: три пешки белых на ферзевом фланге против трех пешек черных на королевском. Но в этот момент, как показалось, лидеры общего зачета Гран-при вспомнили про свое хорошее турнирное положение и начали несколько осторожничать, «отсекая» самые острые и трудно просчитываемые линии. За несколько ходов до первого контроля белые вторглись обеими ладьями на седьмую горизонталь и форсировали ничью вечным шахом.


А. Грищук – А. Гири, ничья

«Никто не играл против меня этот вариант славянской защиты уже много лет, а тут – две партии подряд», – удивлялся Александр Грищук на пресс-конференции. Действительно, в 8-м туре эту же схему избрал против него Сергей Карякин. Тогда Грищук вывел слона на g5 и в острой борьбе победил (хотя по ходу партии у черных были хорошие контршансы), а на сей раз предпочел более скромное продолжение 5.е3.

Гроссмейстеры действовали с большим запасом прочности и вскоре закупорили центр ходами f7-f5 и f2-f4. «Обе стороны воспрепятствовали планам соперника, но что делать самому – неясно», – рассуждал Аниш Гири. Молодой голландский гроссмейстер избрал смелый план с g7-g5 и рассказал, что изучал дальше несколько азартное продолжение, но оно не проходило. «Здесь черные не играют на перевес», – подытожил свой экспресс-анализ Аниш. «А что, в партии играли?» – улыбнулся Александр. После чего Гири вынужден был признать, что несколько переоценивал свою позицию: «Я думал, что выигрываю, но когда Александр пошел 20.d5, то оказалось, что у меня ничего не получается на королевском фланге. После 25.b4 я утратил оптимизм и рассчитывал только на цейтнот соперника».

«Даже без цейтнота – это сумасшедшая позиция!» – высказал свое мнение российский гроссмейстер. Оба короля были слабы, фигуры прыгали по доске. Александр не захотел рисковать и, сделав свой 32-й ход, предложил ничью. «Конечно, Грищук в цейтноте, но для него это ничего не значит, поэтому я принял предложение», – объяснил свое решение Гири.

При этом оба гроссмейстера были несколько разочарованы своей практичностью. «Это очень глупое правило – разрешить предложение ничьи после 30 хода, – заявил Грищук, и Гири с ним согласился. – Надо разрешать либо с самого начала, либо после 40 хода. А действующее здесь правило часто приводит к тому, что партия прерывается на самом интересном месте».


Д. Яковенко – С. Карякин, 1:0

Эта партия закончилась последней после 6-часовой борьбы. «Сергею тоже надо было играть на выигрыш, поэтому он избрал интересный, но рискованный вариант», – начал свой рассказ победитель. Критическая позиция возникла после 23 хода белых.

Позиция после 23-го хода белых

«У меня было похуже после дебюта, однако турнирное положение вынуждало играть на победу. В другой ситуации я бы отвел коня на d7 и постарался защитить эту позицию. Ход 23…Ng4 ошибочен, я не заметил очень сильный маневр Bb4-d6 с последующим Rc5, после чего черные практически вынуждены отдавать ферзя. Дмитрий провел эту партию очень сильно», – поздравил своего соперника с заслуженной победой Сергей Карякин.

Завершив свою комбинацию, белые могли ворваться ферзем в неприятельский лагерь и после размена слонов забрать пешки «а» и «b». Однако Яковенко побоялся нарваться на какую-нибудь ничейную стойку с ладьей против ферзя в том случае, если черным удастся отдать коня за пешки «b» и «е». Поэтому он продолжил игру со всеми оставшимися на доске фигурами, чтобы создать атаку на короля.

В итоге не без помощи соперника Яковенко реализовал этот план, Карякин же осудил свой ход 32…Kg7?, который позволил белой пешке прийти на f6 с шахом. Черный король попал «в коробочку», и белые добились подавляющего перевеса. Правда, Яковенко долгое время не мог найти решающего продолжения: боялся ошибиться, понимая всю ценность этой партии, и наверняка нет-нет да вспоминал свое обидное упущение в предыдущем туре. На сей раз Дмитрий действовал предельно аккуратно, обошел все ловушки своего изобретательного и упорного соперника и довел партию до победы.

* * *

Положение после 10 тура:

1-3. Ф. Каруана, Х. Накамура, Д. Яковенко – по 6, 4-5. Б. Гельфанд, Л. Домингес – по 5,5, 6-8. А. Грищук, А. Гири, С. Карякин – по 5,– по 4,5, 9-10. П. Свидлер, Е. Томашевский – по 4,5 11. Б. Джобава – 4, 12. М. Вашье-Лаграв – 3.

В заключительном, 11 туре встречаются:

С. Карякин – Б. Гельфанд, Х. Накамура – Д. Яковенко, А. Гири – Ф. Каруана, Л. Домингес – А. Грищук, П. Свидлер – Б. Джобава, Е. Томашевский – М. Вашье-Лагра.

Фотографии Владимира Барского

Командный чемпионат азиатских городов