16 ноября 2006

Виши Ананд: "Я вырос в клубе имени Таля"

Сегодня на турнире появился Виши Ананд. Второй шахматист мира приехал посмотреть на два последних тура Мемориала Таля, а также принять участие в Кубке Таля по блицу, который состоится 18 и 19 ноября. По ходу тура Виши посетил «техническую» комнату, где в течение получаса помогал вести онлайн Александру Мотылёву, а также ответил на вопросы корреспондента нашего сайта.

Виши, как получилось, что вы не играете в Мемориале Таля?
Дело в том, что я должен был играть матч с Касымжановым, который по срокам пересекался с Мемориалом Таля. Когда же наш матч отменили, было уже слишком поздно… Господин Бах любезно пригласил меня принять участие в блицтурнире, и я с радостью приехал.

Виши Ананд: «Я с радостью приехал»

Приходилось ли вам играть в столь сильных блицтурнирах?
Конечно, скажем, в чемпионате мира по блицу в Ришон-ле-Ционе. Ещё я играл в Рейкьявике, но там состав был, пожалуй, послабее. Но в любом случае этот турнир будет непростым испытанием.Есть мнение, что результат любого блицтурнира предсказать невозможно – всё зависит от того, насколько хорошо ты выспишься перед игрой…
В этом есть свой резон, но мне кажется, что подобное справедливо для соревнований с любым контролем. Даже играя в классические шахматы, нужно хорошо высыпаться! Всегда бывают дни удачные и дни неудачные. Конечно, когда в блицтурнире от тебя требуется сыграть 15 партий в один присест, многое зависит от твоего состояния в этот день. Но я не имею ничего против, блиц – формат интересный.Каспаров как-то сказал, что он может сыграть в полную силу не более 12 блицпартий, потом начинает сказываться усталость. Есть ли у вас подобный лимит?
Признаться, я не занимался изучением этого вопроса...Есть ли в предстоящем блицтурнире фавориты, или его результат совершенно непредсказуем?
В некоторой степени верно и то, и другое. Шансы таких игроков как Грищук, Аронян, Карлсен кажутся мне достаточно серьёзными. Можно вспомнить результаты чемпионата мира по блицу: Грищук, Свидлер… Я бы, пожалуй, включил в этот список и себя. И, конечно, надо ещё посмотреть, кто пройдёт отбор. Вернёмся к главному турниру Мемориала – каковы ваши впечатления?
Партии довольно интересные. Плотно и стабильно играют только Леко и Пономарёв. Правда, у Ароняна тоже «+2». Но поскольку состав очень ровный, по-моему, всё зависит от подхода... Порой случаются неудачные дни, как у Грищука на старте или у Свидлера в последние дни, и важно чувствовать их приближение. В современных шахматах турниры отличает особенно плотный состав, что заставляет тебя поддерживать стабильно высокий уровень игры, иначе провалов не избежать. К примеру, у Ароняна случилось небольшое затмение, и Свидлер тут же этим воспользовался. Ну, по-моему, турниров с действительно плотным составом не так уж много, чаще встречаются турниры смешанные, в которых есть кого обыгрывать…
Не согласен. По-моему, средний уровень игры в наши дни очень вырос. И все научились упорно и изобретательно защищаться.

Интервью сайту РШФ

Кто из участников производит на вас наиболее сильное впечатление?
Впечатляет игра Пономарёва. Он очень стабилен.А как вы оцениваете выступление Магнуса Карлсена?
Хорошо, что он не уклоняется от подобных испытаний. И не стоит экстраполировать результаты отдельного турнира! В большинстве супертурниров состав участников достаточно ровный, и многое зависит от моментальных колебаний формы. И Мемориал Таля в этом смысле не является исключением.
Как вы думаете, будет ли в этом турнире единоличный победитель, или дело закончится дележом?
В данный момент я бы поставил на делёж. Вообще-то я не делаю ставок, но если бы ставил, то на делёж!
Запомнились ли вам какие-то отдельные партии?
Меня заинтересовал дебютный спор в варианте Брейера. Кроме него, кажется, серьёзных теоретических дискуссий не было. Возможно, интересен «Грюнфельд» в партии Гельфанд-Свидлер. Но лучшую партию турнира выделить пока сложно.Имеет ли смысла ввести на всех супертурнирах «софийские» правила?
Мне не кажется это важным. В общем-то, в последние годы во всех турнирах шахматисты борются без введения каких-то особых правил. Это стало тенденцией. Возможно, «корсиканские» или «софийские» правила, неважно как их называть, могут послужить определённым стимулом, но в целом я не считаю их введение необходимым.Не могли бы вы сказать несколько слов о ваших встречах с Михаилом Талем и о том, как вы познакомились с его партиями?
Вообще-то я вырос в клубе имени Михаила Таля! Мне было 10 или 11 лет, и я был довольно слабым шахматистом, когда я впервые увидел партии Таля. Меня потрясла 6-я партия матча с Ботвинником. В староиндийской защите Ботвинник ходит 21.Ra1, и получает 21…Nf4! Сама идея – подставить коня и играть как ни в чём не бывало! Это было сильное впечатление. Ещё запомнилась французская из того же матча, где Таль пошёл Kd1 – для меня этот ход стал откровением. Конечно, я могу вспомнить ещё сотню его партий! Например, партия с Хьяртарссоном 1986 года, в которой Таль сыграл Rc5!! – великолепный ход!.. Мне кажется, такой игрой Таль завоевал совершенно особое отношение к себе во всём мире. Большинство людей, даже если они не считают Таля безусловно любимым шахматистом, искренне им восхищаются. Также он был очень приятным человеком. Я играл с ним в Матче поколений в Каннах. Таль был уже очень болен, тем не менее, было очень приятно увидеться с ним, сыграть партию… Запомнилась и наша встреча в Брюсселе – я был молодым гроссмейстером, но Таль, несмотря на свой «звёздный» статус, был со мной очень мил и дружелюбен...

Командный чемпионат азиатских городов