29 июня 2007

Экватор рассудит

Прорвало! То, о чем накануне сквозь сон и скуку приходилось лишь мечтать, свершилось: на сцене дортмундского драмтеатра кипели настоящие шекспировские страсти. И не в результативности дело, а в самой борьбе, которая полдня держала всех в страшном напряжении.

Евгений Атаров рассказывает о четвертом игровом дне с фотоаппаратом в руках.


Может, чуть меньше напряжения было у Алексеева с Леко, где соперники оказались вполне толерантны друг другу, да и Крамник, благодаря отточенной дебютной подготовке, по сути, так и не дал вздохнуть полной молодецкой грудью Карлсену.Владимир, использовал второй (из трех) белый цвет и вышел на чистое первое место. Ну а вдогонку за ним (вместе с Алексеевым) пустился Ананд, получивший подарок от Найдича.НОВЫЙ КРАМНИК

О том, что Крамнику почему-то жутко везет (традиционный в данном случае перифраз от «хорошо играет») в Дортмунде, написаны тома – поистине, сложно представить себе другое более удачное сочетание человека и парохода. Разве что «Каспаров в Линаресе» – включая два дележа, Гарри золотыми буквами вписал свое имя в историю испанского супертурнира девять раз: в 1990, 1992, 1993, 1997, 1999, 2000, 2001, 2002 и 2005 годах. Но то был Каспаров, который на протяжении почти двух десятилетий безраздельно правил шахматным миром; Крамник, при всех своих достоинствах, ни на что подобное никогда не замахивался. В качестве альтернативы можно привести Топалова и три из трех домашние победы в Софии. И еще прибавить, что каждая из них была достигнута феноменальным спуртом во втором круге, с обязательным решающим выигрышем в последнем туре у прямого конкурента…
Даже в период «застоя» (примерно года три, между матчами с Каспаровым и Леко) Крамник в Дортмунде играл достаточно содержательно и результативно, ни разу не опустившись ниже второго места. Что уж говорить о том, что происходит теперь! На мой взгляд, и в этом я не одинок, нынче Володя все больше и больше начинает походить на того Крамника конца 90-х, которого мы, казалось, навсегда потеряли после его победы над Каспаровым. Веселого, смелого и изобретательного, не боящегося рисковать и способного поставить партию с ног на голову, совсем не того сверхосторожного и временами откровенно скучного, к которому в новом тысячелетии прочно прикрепилось интернетовское «Drawnik». Избавившись (временно или навсегда?) от вечных проблем со спиной, соединившись с любимой девушкой, Крамник начал жить для собственного удовольствия (респект жизнелюбцу Рублевскому, с которым Володя теперь не только плотно работает, но и много общается «за жизнь») и его, кажется, наконец, отпустил, мучавший много лет «чемпионский пресс»…
Действительно, зачем заниматься самоистязанием в угоду общественному мнению? Крамник совершенно не стремится а-ля Каспаров «олицетворять собой шахматы», в чем не стесняется честно признаться. Когда тебе 30 с хвостиком и ты уже тысячу раз доказал, что когда надо, способен собраться и вопреки любым обстоятельствам – собственным болячкам, туалетным скандалам и пр. – и выиграть у кого угодно, то к чему вообще эти ментальные проблемы. У Крамника прояснилось на душе, и откуда не возьмись, пришла давно утраченная легкость и неподдельная радость от игры что, помноженное на титаническую подготовку.… В общем, тушите свет! Сами видели, что новый парижанин сотворил нынешней весной в Монако.
Тот же задор, несмотря на внезапно нагрянувшую болезнь (Володя во время туров по-прежнему смачно прочищает нос и много пьет), он демонстрирует в Дортмунде. Никакой тяжеловесности – стерильный скальпель хирурга! Малыш Карлсен в четвертом туре даже не почувствовал, в какой момент можно «сушить весла». Ходу на 15-м все было уже кончено. Тем удивительней сила инерции неверия в Крамника: из десятка журналистов и гроссмейстеров, увлеченно играющих в угадайку, никто не поставил на его победу белыми фигурами(!) против 17-летнего паренька ни одного евро?!
В пятом туре Володю ждет «классико»: черными против Леко, а на финише – «проверочные работы» с Найдичем и Алексеевым. Кто-то еще сомневается, что Крамник в седьмой раз займет первое место в Дортмунде? Прямых конкурента пока два: Ананд и… Алексеев.РАЗНЫЕ ДОРОГИ

За Женей, конечно, наблюдать одно удовольствие! Такой фантастической ассимиляции к новым условиям я еще не видел. Что с того, что вокруг новая страна, первый супертурнир в жизни, да соперники, съевшие ни один пуд соли (для полного боекомплекта не хватает, пожалуй, только Топалова и Ароняна). Никакой робости или пиетета – рабочее настроение! А анализ с Леко, да и сама партия с ним… Будто бы человек и не был в шаге от звания чемпиона мира – так, сосед по подъезду! «Играем против фигур», если позиция равна или имеется перевес, какое значение имеет фамилия того, кто сидит напротив?! Создавалось ощущение, что Алексеев всю жизнь варится в этих супертурнирах – так, наверное, и надо. Адекватно.
И если накануне турнира, анализируя расписание можно было предположить, что Алексеев в партии пятого тура с Найдичем будет настраиваться на ничью, то теперь, когда у соперника в таблице два нуля, он может рассматривать половинку (даже черными) как потерю?!
С Аркашей что-то творится. Невероятный просмотр в партии с Анандом, которая по всем законам логики должна была завершиться вничью, в первом туре – ляп против Мамедьярова, неиспользованные шансы с Леко, тем более с Карлсеном. Все это настораживает: отличная дебютная подготовка, перспективы, а дальше… какой-то ступор. И нельзя сказать, что к Дортмунду Найдич подошел в плохой шахматной форме, видно, что его перманентно мучают другие вопросы. Сродни тем, что стояли перед ним в 2002-м, когда он только подбирался к главному турниру: что избрать для себя – шахматы или же «нормальную» профессию?
Тогда выбор был сделан в пользу шахмат (Малахов, а затем и Яковенко тоже долго мучались), а теперь Найдич, похоже, засомневался. Человеку, которому многое дано, всегда сомневается, взвешивает и не факт, что ему в этом вопросе может помочь кто-то со стороны. Жизнь-то одна! Легко «выбирать», когда «ничего делать больше не умеешь» и ты отдаешь (если можешь и хочешь) единственному делу все силы без остатка. На восстановление репутации у Найдича еще три партии: Алексеев, Крамник и Гельфанд!
Гельфанд после вялого старта решил дать решительный бой Мамедьярову. Шахрияр перчатку поднял; а когда было, чтобы не поднимал?! Борцы сцепились! Да так, что чуть ли не каждый ход в пресс-центре вызывал естественное волнение: тот давит – этот держится… И так три с лишним часа. В какой-то момент позиция черных показалась совсем уж тревожной, но Мамедьяров нашел интересный маневр ладьей, защитил все свои слабости – и вывернулся!
Когда соперники пришли в пресс-центр анализировать (наконец-то!), как же они отличались друг от друга: Борис будто в одночасье лишился всех сил, а Шахрияр, напротив, сидел расслабленный, с искорками в углах сощуренных глаз. После жесткого поражения от Алексеева игра бакинца как-то потускнела (на другой день даже белыми против Крамника он получил хуже) и эта партия во многом должна была стать определяющей для Мамедьярова. Входя в мировую пятерку по рейтингу, азербайджанец еще «не обстрелянный», опыта выступлений в турнирах самого высокого ранга у него почти нет.
Испытание Мамедьяров выдержал, остались еще Ананд, Карлсен и Леко. Кажется, у него хорошие шансы сохранить место в золотой середине. А вот перспективы Гельфанда туманней – все-таки, приготовившись разменять пятый десяток, сложно выдержать два столь напряженных соревнования подряд. Даже Леко, чьи матчи в Элисте были куда проще и короче, чем у Бориса, во всех интервью говорит о том, что предпочел бы сейчас отдыхать.
Турнир выкатывается на финишную прямую… Крамник по-прежнему впереди, но, думается, другие участники еще не сказали последнего слова!

День открытых дверей. Увы, пока не для Найдича

Муж и жена – одна сатана!

В Дортмунде Крамник и Хензель неразделимы

Клан Леко

Последние проводы. Через минуту - на сцену

Тень Командора

"Предлагаю играть вслепую!" - "Мы не в Монако"

"Каспарова брал. Карпова брал. Карлсен? Карлсена не брал..."

Углубление

"Кажется, попал..."

Перестрелка

Кто найдет...

...кто потеряет

Гельфанд – Мамельяров: потом и кровью

Ну-с, приступим?

Алексеев: "У меня все ходы дома были записаны..."

Леко коневрирует

С такими критиками не забалуешь!

А с такими?!

Кольмайер: "Шахматная жизнь в Питере без Несиса непредставляема"

Леко: "Представьте, что я сейчас на Карибах..."

Гельфанд: "Ну как тут черные держатся?"

Мамедьяров: "Как-то держатся..."

Ханц-Вальтер Шмидт кого хочешь рассмешит

Крамник: "Все идет путём!"

mosimage

Турнир претендентов