11 ноября 2006

Тур четвертый: трактат об относительной ценности белопольных слонов

Внимательный анализ показывает, что в каждой партии четвертого тура особую роль играли белопольные слоны. Раньше других закончились в четвертом туре партии российских шахматистов. Пока стены родного дома членам нашей сборной не помогают, скорее наоборот. Свидлер вновь не сумел белыми завязать полноценной борьбы, Морозевич и Грищук боролись за право занять последнюю строчку в турнирной таблице.

Петр Свидлер остался верен испанской партии, которая пока не приносит ему никаких дивидендов. В трех белых партиях Петр вынужден был соглашаться на ничью в районе 30-го хода, причем отнюдь не по причине собственного миролюбия. Как заметил петербуржец во время совместного анализа партии с Карлсеном, после дебюта он хотел доиграть хотя бы до 30-го хода.Совместный анализ после партии.

Не получилось – позиция выхолостилась раньше, мир был зафиксирован на 29-м ходу. В пресс-центре Петр рассказал, что в редком разветвлении варианта Брейера норвежский юноша сумел удивить не очень корректным, на первый взгляд, продолжением – 16…d5. "Советская шахматная школа учила, что такой разгрузочный ход должен долго готовиться, в противном случае ослабляется пешка b5. Доказать справедливость этого мне, к сожалению, не удалось", - подвел итоги дебюта Свидлер.
Пока четырехкратный чемпион России вспоминал за доской заветы учителей, советская шахматная школа материализовалась в офисе нашего сайта. Иными словами, Анатолий Евгеньевич Карпов приступил к комментированию текущих партий в режиме онлайн.Анатолий Карпов прогнозирует развитие событий.

К сожалению, прославленный чемпион не мог дожидаться окончания тура (в комментаторской будке его заменил Влад Ткачев), но миттельшпильные оценки Карпова оказались настолько точными, что партии завершались четко по заданному им сценарию. Сказанное в полной мере относится и к встрече Свидлера с Карлсеном. Дальнейшее течение партии не было приятным для россиянина – Петр зевал какие-то мелкие ходы соперника, который играл конкретно и точно. После 25…Ba8 и последующего размена белопольных слонов Свидлер понял, что прихватить соперника вряд ли удастся, и согласился с еще одним упущенным белым цветом. Завтра Петру предстоит встреча черными с Пономаревым.
Пострадавшие от украинского гроссмейстера Морозевич и Грищук выясняли между собой, кому занять последнюю строчку в таблице.Противостояние завершилось в дебюте.

Партии этих шахматистов часто заканчиваются результативно: зрители были вправе ожидать полноценной игры. Судя по результату, ожидания сбылись, но, как заметил после партии Александр Морозевич, все закончилось уже в дебюте. В очень остром варианте Топалова, который Грищук успешно применял против Ананда и (на этом турнире) Леко, Морозевич подготовил важное усиление. Грищук не разобрался в тонкостях позиции, сыграл по старому шаблону. Согласно Морозевичу, решающая ошибка – 16…Bd6, после чего большой перевес дает 17.Nf5. Ради этого хода белые затянули с рокировкой: нападения с шахом на h2 у черных нет, терять контроль над полем d6 после 17…Be5 18.f4! они не могут, потому что белые дадут ладьей шах на c8 и выиграют ферзя. После случившегося в партии 17…0-0 получилась "техническая позиция". За белопольного слона белых Грищук отдал ладью, но это не помогло затянуть сопротивление. Закончив демонстрацию партии там, где закончился его домашний анализ, Морозевич покинул пресс-центр. Это был первый выход Александра к журналистам.Александр Морозевич впервые показался в пресс-бюро.

Хочется надеяться, что мы еще не раз увидим талантливого москвича. Не раз доводилось наблюдать, как Морозевич после первой победы начинает играть в турнире на порядок сильнее. Что касается Грищука, то к его поражению на двести процентов применимо набившее оскомину футбольное правило – не забиваешь ты, забивают тебе. После того, как Александр спалил две прекрасные дебютные идеи, нынешняя катастрофа кажется закономерностью, а не досадным недоразумением.Довольно странным оказался поединок Алексея Широва и Левона Ароняна. Поклонникам испанской партии живется сейчас непросто. Если в классических вариантах никак не удается добиться перевеса, то в атаке Маршалла все складывается еще хуже: форсированная ничья или трудная позиция.

Трудной выбор Алексея Широва.

Во время анализа Анатолий Карпов выразил недоумение выбором бывшего рижанина. Понятно, что Алексей Широв, который играл белыми, планировал где-то усилить свою игру из недавней партии с Леко, но его сегодняшний соперник сошел с натоптанной тропки на ход раньше. Левон Аронян, который, по совету своего секунданта, играл очень быстро, как-то легко нейтрализовал двух слонов соперника (разменяв белопольных!), а затем получил очень приятный эндшпиль, в котором Алексей защищался не лучшим образом. Аронян продолжает поставлять учебный материал для молодых шахматистов, причем уровень материала растет.Молодые шахматисты учатся на партиях Левона Ароняна.

Если зевок в третьем туре может быть полезен лишь начинающим, то сегодняшний эндшпиль на ближайшем занятии будут изучать игроки второго разряда. Об этом мне рассказал бывший тренер, который сейчас работает в клубе имени Петросяна. Марк Борисович, который не может приезжать на турнир каждый день, сегодняшним туром остался доволен - квалифицированные зрители любят, когда игра идет до конца. В двух оставшихся партиях никто не хотел уступать.Начало упорнейшего поединка.

Шахрияр Мамедьяров до последнего изыскивал ресурсы в закованной пешечными цепями позиции, но тщетно. Даже самое строгое наказание не было бы несправедливым для его белопольного слона, бесполезного, как роман Оксаны Робски. В какой-то момент у утомленного Пономарева появился в глазах нехороший блеск, который, как мне показалось, свидетельствует о желании перейти от обороны к игре на победу. Позиция, однако, оставалась слишком статичной. На 79-м ходу результат был зафиксирован.
Самые стойкие журналисты остались, чтобы дождаться Петера Леко, который долго и методично выигрывал у Бориса Гельфанда. Несмотря на то, что Гельфанд признал свое поражение лишь на 80-м ходу, особых сомнений в судьбе партии не было. И возможно, напрасно: некоторые невидимые нам тонкости Петер объяснил после партии, несмотря на сильную усталость.Петер Леко объясняет тонкости эндшпиля.

Первую победу над Гельфандом в партии с классическим контролем Леко принес "поднятый" к матчу с Крамником ход d4. "Сколько раз я играл с ним 1.e4, и ничего!" – воскликнул (на хорошем русском языке) довольный Петер. В сегодняшней партии сработала новинка в славянской защите, которая поставила Бориса перед выбором: неприятный тягучий эндшпиль или ослабление собственного короля при ферзях. Борис выбрал эндшпиль, возможно, напрасно. Петер подтвердил, что новинка не одноразовая, и он готов играть эндшпиль еще раз. Игра, действительно, его – на два результата и без малейшего риска. Нескольких небольших неточностей соперника хватило для того, чтобы позицию приятную превратить в позицию, приятную во всех отношениях. Особую роль в партии опять сыграл белопольный слон, который старался и за себя, и за своего тупого собрата из партии Мамедьяров-Пономарев.
В эндшпиле с лишней фигурой Леко, однако, слегка замешкался, и Гельфанд мог поставить соперника перед большими проблемами. Но все закончилось для Петера благополучно: Гельфанд прошел мимо 57…Re7, после которого Леко не видел, как усиливать позицию. Ходом 57…g3 израильтянин упустил последний шанс и в дальнейшем сопротивлялся больше для проформы, в расчете на случай. Быть может, перед глазами у него стояла четвертая партия матча Каспаров-Крамник, в которой Гарри, с точно такой же материальной недостачей, соскочил в последний момент на ничью? Как бы то ни было, чуда не произошло, Борис с Петером обменялись местами в турнирной таблице. В таблице, которая хорошо отражает ровный состав сильнейшего турнира года.

Командный чемпионат азиатских городов