3 сентября 2009

По дороге очарований

Наш китайский корреспондент Евгений Суров делится первыми впечатлениями от командного чемпионата мира среди женщин в Нинбо.

Одна из типичных и частых журналистских ошибок – думать, что мир начинается с тебя.
Здравствуйте! Я, Евгений Суров, расскажу и покажу вам, что происходит на втором в истории женском командном чемпионате мира по шахматам в Нинбо. При этом – вы не поверите – я абсолютно убежден, что жизнь в этом китайском городке протекала и до моего скромного приезда сюда. В том числе и шахматная жизнь.
Внимательные читатели этого сайта, конечно же, помнят годичной давности товарищеский матч Китай – Россия, прошедший здесь же, в Нинбо. Поэтому я не стану говорить вам о многом.
Я не скажу, что путь в Нинбо лежит через Шанхай – вы об этом прекрасно помните. В Нинбо, кстати, тоже есть аэропорт, да только рейсы туда либо очень уж неудобно стыкуются, либо слишком дорогие, либо и то, и другое.
Я не скажу вам, что от Шанхая до Нинбо около трех часов неторопливой езды и непременно через самый длинный мост в мире.Зачем мне говорить, что длина моста 36 километров, если вы, читатели внимательные и образованные, уже знаете об этом?
Кстати, наш водитель, имея перед собой ровную, широкую, почти пустую, одностороннюю, с тремя полосами дорогу, ни разу не превысил скорость, равную 90 километров в час. Именно поэтому путь занял около трех часов. Русскому шоферу вполне хватило бы полутора. По дороге происходит главное событие дня: мы приближаемся, а затем обгоняем автобус, внутри которого сидят некоторые участники чемпионата: команды России, Украины и Армении. «Мы» – это ваш корреспондент и две американки – Анна Затонских. .....и Татев Абрахамян. Почему мы ехали в таком составе отдельно от остальных, я вам тоже не скажу. Вот мы догоняем конкурентов.Машем им ручкой. Они делают вид, что не замечают.
И – до свиданья.
Мы первые лицезреем Нинбо. Зачем же я стану сравнивать Нинбо со Строгино, если до меня эта блестящая мысль уже пришла в голову год назад главному редактору этого сайта Марку Глуховскому? Я бы только добавил: Нинбо – это Строгино с велосипедистами и мотоциклистами. Их здесь много. Ездят себе по специально для них выделенным широченным дорогам и получают удовольствие. Вот и отель, где будут происходить все события. Количество звезд, равное пяти, заставляет все-таки на время забыть о Строгино. Король ты или пешка, а все равно после игры тебя положат в ящик и закроют. Американец ты или русский, да хоть кто, а все равно тебя раньше или позже довезут в New Century Grand Hotel. Показавшийся из автобуса силуэт Надежды Косинцевой не оставляет сомнений в этой истине.
Вы не поверите, но эта дверь открылась ровно полсекунды назад. Мой глаз еще не заглянул в номер, а камера уже запечатлела его.Эти девушки своими улыбками приглашают на открытие соревнования. Впрочем, улыбаются в этом отеле все китайцы. Сколько раз в день увидят, столько и улыбнутся; столько и скажут «здравствуйте»; столько и покажут дорогу, куда бы мы ни шли. Они заранее знают, куда мы идем – в ресторан ли, в спортзал ли, на открытие ли...
Но что это я? Мы же договорились – здесь все происходило ровно так и до нашего приезда. Разве я открою Китай, если скажу, что грузинки, мягко выражаясь, очаровательны? Надо ли представлять эти лица? Да нет, конечно. Вы и сами их прекрасно знаете.Правая рука Юрия Дохояна – Марина Романько. Еще правее – Валентина Гунина. Еще ничего не началось, а Александр Бах и Михаил Кобалия (тренер нашей сборной, вы же в курсе) уже что-то просчитывают. Эти две фотографии сделаны одновременно. Автор первой – ваш покорный слуга. Автор второй – Майя Ломинейшвили. Она дней десять назад пообещала мне к чемпионату «набрать форму» (во всех смыслах). Как вы думаете, у нее получилось?
Оказывается, организаторы предупредили, что на открытии командам желательно быть в своих национальных одеждах. Однако на самом открытии выяснилось, что знали об этом только две сборные: Украины и Индии. В самом национальном из всех национальных костюмов – Мария Музычук. Да и двух Наташ, Жукову и Здебскую, ни с кем не спутаешь – истинные украинки!Глядя на наряды индианок, девушки из других стран произносили примерно следующее: «Я тоже такие платья хочу...»
На открытии произносится много слов. Один за другим выходят китайские официальные лица и очень эмоционально о чем-то говорят. Более краткой речью отмечается главный судья турнира Леонг Игнасиус. Церемония жеребьевки. Улыбающиеся китайские девушки держат в руках десять мягких игрушек.Жребий слепой, да не совсем. По регламенту команды Китай и Китай-2 должны встретиться в первом туре. Китай вытянул восьмой номер. Маленькое отступление. Слева на фото – та самая Се Цзюнь. Чемпионка мира, отобравшая титул у Майи Чибурданидзе в 1991 году. А ныне – ведущая церемонии жребия.
Китаю-2 автоматически присуждается третий номер. Но все равно его еще надо вытянуть. Далее по очереди выходят «первые доски» всех команд, вытягивают что угодно, только не тройку.Вот Ирина Круш, например. Не часто ее увидишь в столь парадной форме.
Предпоследней выходит представительница второй команды Китая и вытягивает с первой попытки... третий номер. Все нормально! Главное, в соответствии с регламентом.Вы уже догадываетесь, что я не стану вам объяснять, каким образом команда Китай-2 очутилась среди соискателей титула чемпиона мира. Официальной версии на этот счет никто не разглашал, а по слухам, причина банальна. Какая-то из команд не успевала оформить визы и была вынуждена сняться с турнира. Чтобы залатать дыру, и понадобился Китай-2. Пусть вас, однако, не смущает цифра «2» – по составу команда сильна. Чемпионами они не станут (не для того были приглашены), но любое другое место занять могут. Не показать армянскую сборную было бы еще одной журналистской ошибкой.Волею жребия в первом туре Россия и Украина сыграют между собой. Команды готовы. Команды настроены. Только не подумайте, что крайняя фигура слева – это Хоу Ифань. Нет, это тренер Ли Веньлян. А юная звезда китайских и мировых шахмат на открытии отсутствует, ибо только ближайшей ночью прилетит из Европы.
Некоторое время казалось, что китайские организаторы решили обойтись без всяких там концертов-шмонцертов. Но не тут-то было.Местные артисты и пели...... и играли на музыкальных инструментах. С душой играли. Дальше стало еще веселее. Участников и гостей стали сначала пугать.Потом вышли девушки, которые чего только не делали. И на головах стояли, и друг на друге стояли, и какие только позы не принимали.А дальше вышел фокусник и стал превращать игральные карты в голубей и наоборот.Когда фокусник с помощью одной только скатерти стал поднимать стол, все поняли: Китай для победы в чемпионате сделает все. Воссоединение сборных Грузии и Индии можно смело считать закулисной кульминацией вечера. После всего этого ваш корреспондент отправился в супермаркет, чтобы приобрести что-нибудь китайское. Получился вот такой мужской набор.На следующий день – первый тур. Центральное противостояние: Россия – Украина.Да и все остальные пары вызывают спортивный интерес. В чемпионате ведь только две команды, которых можно не причислять к фаворитам. А это значит, что каждый день нас ждут несколько интереснейших противостояний. Таня Сачдев: «Харика, одолеем армянок?»Харика: «Тань, расслабься. Все будет хорошо»Лилит Галоян: «Ничего, пусть девушки похихикают. А ничью-то мы сделаем...»Китянки сыграли между собой договорной матч с заранее утвержденным счетом. Хочется добавить «по регламенту», но я точно не знаю, прописано ли это в регламенте. Для Натальи Жуковой первый тур не сложился. Вроде бы «вела» Надежду Косинцеву по домашнему анализу, а получила в итоге эндшпиль, в котором одни мучения. Надежда выиграла, Ковалевская проиграла, Романько принесла пол-очка. Теперь результат матча зависит от партии Ушенина – Т. Косинцева. Девушки вместе с тренером наблюдают за битвой по монитору.
Но вскоре тренеру пришлось ворваться в зал, чтобы выяснить, что случилось. А там капитан украинок Вячеслав Эйнгорн отчитывает Татьяну якобы за неправомерную остановку часов. Ладно бы только Эйнгорн. Но на помощь ему приходит капитан грузинок Нино Гуриели. С двоими Татьяне не справиться. Слишком уж неравна весовая категория. Юрий Дохоян тактично молчит и не вступает в споры.
Выяснилось вот что. У девушек ближайшим ходом намечалось троекратное повторение позиции. Татьяна, записав этот ход, предложила ничью. Анна пошла советоваться с капитаном. Часы Татьяны продолжали тикать, и дабы не «уронить флаг», она их остановила и встала, чтобы обратиться к судье с требованием ничьей. Тут-то Эйнгорн и возмутился: почему это, мол, она самовольно остановила часы? Судьи сверили требования с записями в бланке. Согласны с ничьей. Леонг Игнасиус не сомневается в вердикте. Косинцева пытается понять, что же она сделала не так. Эйнгорн пытается это объяснить. Получается эмоционально, но не продуктивно.
При всем при этом Анна Ушенина спокойно сидит и не возражает против мирного исхода. Через секунду она подпишет бланк ровно в том месте, куда ей показывает судья. Тур окончен. Впереди еще девять. В Нинбо вечером, как и днем, +30.
Простите, если сказал что-то лишнее – то, чего вы уже знали. В следующем репортаже постараюсь исправиться.