24 февраля 2009

Новые схемы Натальи Погониной

pogonina.jpgСлучай, когда в плотной "швейцарке" победитель отрывается от ближайших преследователей на целое очко, довольно редкий. Наталья Погонина оставила конкуренток по женскому турниру Moscow open позади себя именно на таком расстоянии. Запас позволил девушке не только остановиться и отдышаться, но и даже рассказать об успехе корреспонденту сайта РШФ Евгению Сурову.

– Наталья, со стороны показалось, что турнир вы провели на одном дыхании...– Наверное, в этом есть доля истины, хотя, ближе к финишу, очевидно, подустала. Сначала в партии с Репиной получила плохую позицию, затем с Матвеевой... Чувствовалось, что голова работает не так хорошо, как ранее. Только в последнем туре удалось достичь нормального уровня игры. И все-таки какой-то игровой стержень, наверное, действительно присутствовал. Возможно, именно он и позволил мне устоять в тех двух партиях. – Восемь очков из девяти возможных – такому успеху позавидует любой шахматист. Вы сами чем объясните столь внушительный результат?– Да просто хорошо себя чувствовала, играла спокойно, уверенно. Думаю, это и сыграло ключевую роль. – А подготовка?– Специально именно к этому турниру я не готовилась. Однако непосредственно перед соревнованием пригласила в Саратов гроссмейстера, с которым провела сборы. На них особое внимание уделяла изучению дебютов и, в частности, новых для меня схем. Это, безусловно, придало мне дополнительную уверенность в своих силах. – То есть, целью сборов не было покорение столицы?– Нет! Я ехала в Москву просто играть в шахматы. – Солидный подход. И все-таки, в какой момент вы осознали, что судьба первого места находится в ваших руках? – Не знаю. Наверное, о первом месте задумалась только накануне восьмого тура... В итоге получилось вот что:
я потратила кучу энергии на этот внутренний скандал, в конце концов
решила идти на борьбу и получила «хуже»...– ...Когда пришлось считать коэффициенты? – А чего их считать? Висела таблица, на которой все было написано! Действительно, средний рейтинг моих соперниц оказался выше, чем у прямых конкуренток. Из-за этого перед партией со Светой Матвеевой, где я играла белыми фигурами, внутри меня разгорелся нешуточный спор: «сушить» игру (ничья меня, в общем-то, устраивала) либо идти на борьбу. В итоге получилось вот что: я потратила кучу энергии на этот внутренний скандал, в конце концов решила идти на борьбу и получила «хуже»... А уже когда сыграла вничью, стало спокойнее. Хотя, если бы я поскользнулась в последнем туре, первое место, простите за тавтологию, ускользнуло бы.– В последнем туре вы снова владели белыми фигурами, и вас теперь уже точно устраивала ничья. А какова была турнирная ситуация для вашей соперницы Марины Романько?– У нее было 6,5 очка, и мне кажется, что ничья черными представлялась для нее нормальным результатом. Если бы она предложила мне ее, я бы, конечно, согласилась. Мне бы такой исход позволил занять первое место, ей – разделить то ли второе, то ли третье место. Но, видимо, она решила рискнуть и сыграть на большее. – В женских шахматах предложение ничьей без борьбы – случай достаточно редкий...– Да, очень редкий. – Наталью Погонину можно считать в этом смысле традиционной шахматисткой?– Конечно. У меня никогда заранее не возникает мыслей, с какими соперницами играть, а с какими можно уклониться от борьбы. Взять хотя бы Аню Музычук. Почему-то все считают, что мы в каждой партии хотим расписать ничью, так как мы и за одну команду играем, и в жизни подруги. А мы никогда ничего не расписываем!– И чем же завершаются ваши партии?– Ничьими! Но – после долгой, упорной борьбы. – Получается, победительница Moscow open-2008 по-дружески передала эстафету вам? – Это очень интересно. Мы же в прошлом году жили здесь с Аней вместе, и она тогда выиграла турнир. А теперь мы хоть и не вместе жили, но постоянно общались, и выиграла уже я. То есть, практически команда «АВС» покоряет Москву второй раз подряд! – Расскажите немного о своей жизни в Саратове. Чем занимаетесь помимо шахмат?– Учусь в Саратовской государственной академии права на первом курсе магистратуры. – Как в процентном отношении разделяете время между учебой и шахматами?– Знаете, когда я училась «нормально» (то есть, основные пять лет), процентное соотношение было вполне приличным. Конечно, основное внимание я уделяла шахматам, но и занятия старалась не пропускать. Сейчас, когда я уже имею диплом и пытаюсь покорить вершину магистратуры, мне сделали большую поблажку, в результате чего на занятиях я появляюсь редко. Практически все время уделяю шахматам. Хотя, должна заметить, что от написания магистерской работы меня никто не освобождал.