26 ноября 2008

Дави на кнопку – получишь результат

Гроссмейстер из Санкт-Петербурга Никита Витюгов стал обладателем Кубка России-2008. О последних днях соревнований рассказывает наш корреспондент Илья Одесский.

Серпухов. Городской сквер. Памятник Чехову.
По-моему, не очень похож. Я лично не был знаком с покойным, но как-то представлял его иначе. Скульптор даже обошелся без пенсне, зато зачем-то закинул знаменитому писателю одну ногу на другую. Поза получилась раскованная, мало располагающая к тяжелому кропотливому труду. «А не написать ли мне «Трех сестер», – как бы спрашивает Чехов городских пешеходов и автомобилистов. – Или ограничиться «Вишневым садом»... А может, ну их совсем, эти странные, несмешные пьесы, обреченные на непонимание и провал. А просто спросить себе чаю, и дуть его вприхлёб с крыжовенным вареньем, и сидеть вот так, закинувши ногу на ногу, не марая бумаги и не делая никому ничего дурного».
Мысль, от которой делается грустно и тепло. Я стоял на перекрестке: слева памятник, справа банк, позади постоялый двор. Темнеет рано. Скоро начнутся заморозки.Чуть поодаль, на соседней улице стоит дом. Опрятный, чистенький, он мало отличается от прочих опрятных, чистеньких, свежепобеленных двухэтажных серпуховских домов.
Дом, однако же, непростой. Как следует из таблички, здесь располагалась земская управа. Сюда хаживал Чехов, и не он один. Видите краем глаза другую табличку, на правой стороне от двери? Подойдем поближе.Дмитрий Ильич Ульянов принял эстафету из слабеющих писательских рук. Как следует из предыдущего фото, Чехов перестал здесь «бывать» в 1899 году, и вот, изволите видеть сами: семи лет не прошло, как в дом стал захаживать брат вождя.
Все это, впрочем, лишь домыслы вашего корреспондента. Текст на табличке составлен хитро; букв много, но не все на месте. Где «бывал» брат В.И. Ленина? В этом доме, на этой улице, в этом городе – или так, вообще, на белом свете, но строго с 1906-го по 1911-й годы? Из текста это понять невозможно. Краеведы еще не сказали своего веского слова.
За кадром осталась третья мемориальная табличка, слева от чеховской. Выполненная под богатый зеленый мрамор с прожилками, она золотыми буквами сообщает прохожим, что еще и Николай Хмелев имел честь бывать в этом доме.
Я не знаю, кто такой Николай Хмелев. Может, глава земской управы, а, может, знатный революционер и подпольщик. В городе, где Советская улица утыкается в площадь князя Владимира Храброго, а над мэрией развевается красный флаг, и дворяне, и подпольщики давно примирились между собой, образуя единое и неделимое Наше Славное Прошлое.
И слава богу, товарищи.Первая партия финала. Гроссмейстер Витюгов на сцене и давно уже сделал свой хороший ход с d2 на d4, а Савченко, как поется в опере, все нет.
И 10 минут его нет, и 20. Когда стрелка готова была описать получасовой круг, главный судья, не выдержав, пошел звонить в гостиницу. Оттуда сообщили, что пару минут назад Савченко сдал ключи и вышел на улицу. Значит, жив-здоров, ничего с ним не случилось. А какими долями расходовать отведенное на партию время – личного дело каждого участника.
Мне объяснили, что в таком поведении Бориса нет ничего сверх обычного. Он не презирает своих соперников и не стремится подавить их психологически. Просто опаздывает. Когда на сцене играют 24 пары, такое поведение остается почти незамеченным. Но когда остаются двое... А поединок между ними называется финалом Кубка России... В общем, есть вопросы. Тем не менее: что не запрещено регламентом, то разрешено.
В регламенте из полутора часов, отведенных на партию, разрешено опоздать на час. Саввченко успел прийти раньше.За отсутствием событий фотографирую кубок. На сцене он остался один. Его брата-близнеца вчера вручали Свете Матвеевой; вручили и тут же забрали обратно. Послезавтра мы повезем его в коробке в Москву. А в конце декабря, в гостиной Дворковича его будут вручать заново.В дверях показался второй финалист. Наконец-то! Нимало не суетясь, Борис Савченко пропустил девочек из балетной школы. Затем придержал дверь: что твой Штирлиц, помог женщине с коляской. Поздоровался с судьями, не спеша стал выходить на сцену.
«Хорошо, когда опаздываешь, немного замедлить шаг», – цитата, приписываемая то Оскару Уайльду, то Абраму Терцу. Нечасто приходится видеть, чтобы этой цитате следовали буквально; но сегодня был как раз такой день.Борис – высокий, красивый парень. Он знает, что нравится публике, и жесты – сознательно ли, подсознательно ли – подбирает соответствующие. Этот подобен взмаху перед началом концерта. Не хватает лишь палочки в руках дирижера, но ансамбль – король и ферзь за первым пультом, ладьи за вторым, легкие фигуры и пешки за третьим – собраны и готовы взять начальный аккорд.
Па-па-па-пам. d7-d5. Па-па-па-пам. е7-е6. И далее по партитуре дебюта ферзевых пешек.Повтор на бис. Правда, в этом ракурсе движения больше напоминают производственную гимнастику. «Разминает члены», – как написали бы во времена А.П. Чехова.
Первая партия финала закончилась вничью. Оставшегося от дневной прогулки времени Борису хватило, чтобы уравнять черными, сделать несуразный ход, столкнуться с трудностями, тут же преодолеть их и с позиции силы принудить соперника к миру.
Решающее сражение отложено на завтра.А завтра было все то же, что вчера. Одинокий Никита, полагающий, что точность – вежливость королей. Пустой стол напротив. И главный судья, переключающий часы.Партия началась. Но первый ход сделать некому.Теперь уже Витюгов уподоблен пианисту. Вот он пробует клавиши справа от себя......а вот слева. Прислушивается: не фальшивит ли инструмент. Ногами пробует педаль.
Сравнение, конечно, натянуто, а, скорее всего, и шаблонно. Но что делать? На сцене решительно ничего не происходит.Никита даже успевает перекинуться двумя словами с местным фотографом. Тот дарит ему фотографию; Витюгов расписывается на другой и возвращает ее владельцу.
Это, конечно, расхолаживает, сбивает игровой настрой. Но соперника по-прежнему нет, так что можно успеть настроиться заново.Наконец появляется Савченко. Я не слышу слов извинения, но это не значит, что они не были произнесены. Возможно, за сценой? Не стану гадать.
Начинается решающая партия Кубка России по шахматам 2008 года.Те же спортсмены спустя четыре с небольшим часа. Савченко останавливает часы в знак сдачи. Соперники подписывают бланки. Раздаются аплодисменты. Рукопожатие прошло незаметно, фотографы просят повторить. Игроки выполняют просьбу.Затем наступает пауза. Кубок на сцене, но церемония не начинается. Ждут то ли мэра, то ли букет с цветами. Никита идет ко мне в комментаторскую светелку. Там есть Интернет, и можно поболеть за наших на Олимпиаде.
Этот ритуал Никита повторял после каждого круга. Но сейчас заметно, что силы его оставляют. Он садится спиной к компьютеру. Его лицо бледно.Я снимал Сашу Костенюк сразу по окончании победного для нее финала первенства мира. Большинство этих снимков навсегда останутся в моем архиве. Их нельзя показывать.
Никита держится молодцом. И все же пауза дается ему нелегко. Напряжение уходит, остается усталость – не смертельная, но все равно тягостная. Нужно дотерпеть. Осталось совсем немного.Финалисты вновь на сцене. Если бы не кубок в руках Витюгова, можно предположить, что турнир выиграл Савченко.
Не знаю, как это у него получается. Имею в виду Никиту. Он умеет одеваться элегантно, говорит просто и четко, камер и репортеров не дичится. И все равно, даже выйдя на сцену в ранге победителя, умудряется оказаться на втором плане.
Это не скромность, а если скромность, то избыточная. Надо уметь работать не только головой, но и локтями. Хотя... Кому-то надо, а кто-то, быть может, пробьется и так, без локтей. Хотелось бы в это верить. Воспитан Никита безукоризненно, поведение его безупречно. Он только что добился большого успеха. Но главные его успехи – впереди.
Фотосессия окончена. Действующих лиц просят подняться на второй этаж.Повторение – мать учения. Где-то подобный кадр мы уже видели. И не «где-то», а конкретно в предыдущем репортаже. Когда чествовали победительниц женского Кубка.«За нашу победу, Серпухов и шахматы!»
Вино и усталость сделали свое дело. Очень скоро разговор принял свободное направление. Главный судья пустился в воспоминания: дефолт десятилетней давности, первое время после дефолта, натуральный обмен во спасение шахматных турниров, какие-то кирпичи и почему-то Оболенский завод по производству эротических кремов. Я понял, что теряю нить, а ведь еще предстояло записать заключительный репортаж с победителем.
Мы перемигнулись с Никитой и поспешили откланяться. Хозяева, впрочем, тоже поняли, что пора разойтись. Торжественная часть была окончена. Нас подвезли до гостиницы. Присели в моем номере. Я достал диктофон, включил ноутбук. Естественным образом разговор коснулся недавно закончившейся партии. Никита согласился прокомментировать ее всю.Б. Савченко – Н. Витюгов2-я партия финала
Французская защита С001.e4 e6 2.d3.
– Тридцать партий из 30-ти, если верить базе, Борис играл 2.d4. А тут d2-d3 пошел.2...c5 3.Nf3 Nc6 4.g3 d5 5.Nbd2 Nf6 6.Bg2 g6 7.0-0 Bg7 8.exd5 Nxd5 9.Nb3 b6.
– Я эту позицию анализировал и давно, и недавно. Не думаю, что продолжение, избранное Борисом, опасно для черных.10.c3 0-0 11.d4 cxd4 12.Nfxd4 Nxd4 13.Nxd4 Ba6.
– Итогами дебюта я остался доволен. Хотя как сказать... В принципе, я считал, что в быстрые шахматы мой соперник – фаворит. И поэтому ничья черными с одной стороны нормальный результат, а с другой – все-таки уступка, ведь счет становился 1:1. Но перегибать палку в любом случае не стоит.14.Re1 Rc8 15.Qa4 Bc4 16.Nc6 b5 17.Qxc4 bxc4 18.Nxd8 Rfxd8 19.Bf1 Rc6 20.Re4 Rdc8.
– Здесь я считал, что у меня серьезное преимущество. Возможно, слишком оптимистичная оценка. Позиция белых не так плоха, как казалось, а следующий перевод ладьи на с2 и вовсе очень силен.21.Re2 a5 22.Rc2 a4 23.a3.– Я был доволен и собой, и позицией, но плана усиления не нашел. Возможно, его не было. Тогда оценку следует скорректировать. Скажем так: у черных комфортная игра, но не более.– В какой-то момент у черных наметилось отставание по времени. Которое затем все усугублялось и усугублялось. Хотя на первый взгляд не совсем понятно: а на что тут, собственно, тратить время?
– У меня более классический стиль, чем у Бориса. Играть «на кнопку» я не умею и не хочу.– Более классический?
– Да, я так считаю.– А мне все говорили, что Витюгов – хитрый тактик.
– Мало ли кто чего говорил. Может, я эволюционировал...
Но вернемся к позиции на диаграмме. Две черные пешки – а4 и с4 – держат три пешки белых. Как я понимаю шахматы, это плюс. Затем конь на d5 – тоже весьма красивая фигура. Перевести коня на d3 – цены б такой фигуре не было. Но что-то никак этого не сделать.– Нимцович говорил, что есть позиции, в которых ничего не хочется делать. А просто вставить в раму и любоваться.
– Делать-то хотелось, но не видел, как. Даже если белые тупо начнут ходить Ra1-a2-a1, как мне усиливаться? Скажем, был план: h7-h5, Kg8-h7 и Bg7-h6, вызывая размен слона – защитника пешки b2. Но вполне возможно, что это план «под себя». Слоны уйдут с доски, ладья перейдет на d4 – и что хорошего?!
Неожиданно оказалось, что белые стоят надежно. Так же складывались дела и в прошлой партии. Вообще, этот эффект я наблюдаю всякий раз, как сажусь играть с Борисом. Не понимаю, как так можно играть в шахматы! Должна же быть какая-то логика на моей стороне!
На поиски этой логики и уходит драгоценное время.– Это первая ваша победа над Савченко в классические шахматы?
–Да-да-да. Борис крайне неудобный для меня соперник.
Недавно играли в Дании, опен-турнир. Поделили первое место. Там я не выиграл у него абсолютно выигранную позицию. То есть, партия протекала сложно, но в какой-то момент стоял абсолютно выиграно. Но не смог, опять не смог разобраться.
А первая наша встреча ознаменовалась дебютом 1.d4 b5...23...Rb6.
– Досада взяла и на себя, и на позицию. Вроде все правильно делаю, и... И ничего.– А время утекало.
– А время текло, совершенно верно.24.Bd2 f5 25.Re1 Kf7 26.Bc1 Rd6.
– Тут я принял волевое решение: стоять!27.Rd2 Bf6 28.Be2 h5 29.Bd1 Ra6 30.Bf3 Rd8 31.h4.
– Этот ход меня порадовал: отпала необходимость следить за возможным подрывом h2-h3 и g3-g4. Затем сбить-сбить, пешки уходят, и появляется возможность где-то с поля h5 меня тревожить. Возможность, согласен, чисто теоретическая, отвлеченная, но все же.31...Rad6.
– Белые могут сделать ничью на любом ходу. Если хотят, разумеется. Но они продолжают игру в стиле «давление на кнопку».– Так ведь на турнире действовали антиничейные правила.
– А старое доброе повторение ходов? По тексту партии видно, что я не возражал: Ra6-d6-a6-d6. Но белые решили на кнопочку подавить.
В принципе, возможный метод борьбы в шахматах. Правилами, во всяком случае, он не запрещен. Но, в общем... (пауза) мне казалось... (еще более длительная, ничем не прерываемая пауза), что можно было бы обойтись и без этого.– Неожиданный поворот сюжета. Я-то полагал, что как структура зафиксировалась к 23-му ходу, так черные и приступили к вымучиванию своего противника. А, оказывается, это белые играли на победу – причем простым пережатием кнопки?!
– Считаю, что да. Может, Борис что-нибудь приведет, какие-то варианты, которые он рассматривал... Но для квалифицированного шахматиста ситуация ясна.– А если черные начнут двигать вперед свою как бы лишнюю пешку е6?..
– ...Это как раз то, чего ждал мой соперник. Конь с d5 собьется, а слоны белых все-таки очень сильны.32.Bd1 Ra6 33.Kf1.
– Этот маневр меня насторожил. Я скорее почувствовал, чем понял, что у меня вновь появляется шанс. Потому что, в самом деле: ну, куда белые идут?!33...Rd7 34.Be2 Rc6 35.Bf3 Rcd6 36.Red1 Rd8 37.Ke1 R8d7 38.Be2 Rc6 39.Rc2 Ke7 40.Bh6 Rb7 41.Bf3 Rcb6 42.Rdd2 Rb5 43.Kd1 Kf7 44.Kc1 R7b6 45.Rd1 Rb8 46.Be2 Rc8 47.Rcd2 Rc7 48.Bf3 Rcc5 49.Bg5 Be5 50.Kc2.
– Загадочная часть партии. Единственное, что можно сказать: белые играют с огнем.50...Bg7 51.Bd8 Be5 52.Re2 Bg7 53.Bg5 Rc7.
– В этом ходе умысла особого не было. Просто если 53...Rc6, то 54.Bxd5 exd5, и белые на 7-ю залезают: 55.Re7+. Может, и пусть залезают себе, но – неприятно. 54.Bg2.– Зевок?
– Во-вторых, зевок, а, во-первых, бессмыслица. Потому что единственная цель белых – передать очередь хода, то есть, опять-таки подавить на кнопку.54...Rxb2+! 55.Kxb2 Nxc3 56.Red2 Nxd1+ 57.Kc2 Nc3 58.Bd8 Rc8 59.Rd7+ Kg8 60.Bb7 Rb8 61.Be7 Nb5 62.Ba6 Nd4+ 63.Kc1 c3 64.Bd6 Rb6 65.Bc4 Rc6 66.Bd3 c2 67.Rxg7+ Kxg7 68.Be5+ Kf7 69.Bxd4 Rd6 70.Kxc2 Rxd4 71.Kc3 e5 72.Bb5 Kf6 73.Be8 f4. Белые сдались.– После партии вы сказали что-то о торжестве справедливости. Спустя несколько часов, когда все уже поостыли, готовы в какой-то форме повторить эти слова вновь?
– «Справедливость восторжествовала» – патетически сказано, конечно. Но я действительно считаю, что в шахматах есть свои привлекательные особенности, и не следует их изымать из игры. Как в любом другом виде спорта. Например, в футболе – можно бегать, бегать, бегать, и в конце концов перебегать измученного соперника. А можно играть в футбол.
То же и в шахматах. Можно жать, жать, жать на кнопку – и пережать в конце концов. А можно играть в шахматы. Это, наверное, грубо звучит, и я никого не хочу обидеть, но тем не менее. Мой соперник хотел выиграть партию – я не имею права его осуждать, но вы только что видели, как именно он хотел ее выиграть. А я считаю, что к шахматам это не имеет отношения. Пожалуйста, есть Интернет, идите туда, блицуйте, рубите флаги, жмите на кнопку в свое удовольствие. А в финале Кубка России... да дело даже не в финале... а просто надо уважать нашу игру, уважать, если угодно, то дело, которым мы все занимаемся.* * *На этом Никита не остановился, а взял и прокомментировал... все свои оставшиеся 13 партий на турнире! Но об этом позвольте как-нибудь в другой раз. Читайте первый номер журнала «64» в следующем году – там комментарии Никиты найдут свое отражение.
В общем, сели в 10 вечера, а закончили разговор в полпервого ночи. Две кассеты с пленкой исписали. Голова полна, а брюхо пусто. Пошли в ночной магазин, благо он совсем рядом с гостиницей.
Город спал. Брехали уличные псы, тускло мигали такси без шашечек. В магазине я взял хлебного квасу (с хреном), Никита – две порции мороженого «Лакомка». Обратной дорогой на правах старшего давал советы, как распорядиться выигрышем. Никита отвечал невпопад. Воспитание не позволяло ему сказать, что как-нибудь он обойдется без советов. Но это подразумевалось.
Кубок России завершился бутылкой кваса и двумя порциями мороженого. Впереди была – вся жизнь.
Технические результаты.
Мужчины. Финал.
Витюгов Н. – Савченко Б. ½-½, 1-0.
Командный чемпионат азиатских городов