3 июля 2008

Дортмунд, 4-й тур – кофейная гуща

front.jpgКак тяжело все-таки писать о турнирах-коротышах: день на день не приходится, и вслед за богатым на события туром вполне может случиться такой, что и говорить особо не о чем.

Конечно, при большом желании интригу можно найти во всем. В особой осанке Крамника, во что бы то ни стало возжелавшего одолеть белыми Леко и перехватить у того эстафетную палочку. В холодной уверенности в себе Непомнящего, белыми подсекающего рыбу-Люка. В спокойствии Густафссона, понимавшего, что травмированный – физически и морально – Иванчук попытается, хоть и черными, навалиться на него всей своей мощью. В дружеской игре в «угадайку» между Найдичем и Мамедьяровым. Но все же не было ее, этой интриги – простой, ничем не запомнившийся тур. Обычная синусоида: то качнуло вверх, то, как сейчас, – вниз.
Быть может, виновата жара, в последние дни ставшая нестерпимой – столбик термометра поднялся далеко за отметку «+30». Это, конечно, не 2003 год, когда по улицам волнами ходило настоящее марево, и из-под кондиционеров никто носу не казал, но тоже – «не айс». В такую погодку хорошо бы лежать где-нибудь на бортике бассейна с бокалом холодного мохито, а не напрягать мозги. Общее снижение интереса чувствуется даже по пресс-центру: если в первые несколько дней он бурлил предвкушением чего-нибудь особенного, то в последние стал подчеркнуто вял – даже традиционный тотализатор сошел на нет. Да и игроки заглядывают сюда почти мельком. Особенно расстраивает отсутствие Крамника, его вообще можно увидеть исключительно на сцене драмтеатра.
Володя, против обыкновения, кажется, далек от своей идеальной формы. Иначе стал бы он столь настойчиво избегать посторонних взглядов – факт, что лучше всего он выглядит в момент рукопожатия перед партией, с каждой минутой после этого становясь все более и более озабоченным. Вот в прошлом году перед самым началом турнира прошла информация, что Крамник серьезно болен и рассматривает даже варианты отказаться от участия (на тот же банкет пришел еле-еле), а после этого взял и шутя выиграл первое место, оставив всех далеко позади. Теперь же?! Что после выигрыша (у ван Вели), что после поражения (от Найдича) он в пожарном порядке запрыгивает на борт казенного Мерседеса – и отправляется в отель. Ни улыбок, ни автографов, ни интервью. Ничего. И, главное – никаких объяснений. Ведь в Дортмунде, в отличие от Софии, игрок вовсе не обязан являться на пресс-конференцию…
Интересно, общая картина как-нибудь изменилась бы, одолей Володя Петера? Некоторые шансы для этого были. Однако тактические рубки в этой партии в основном разыгрывались на досках комментаторов партии, а на сцене весь ворох продолжений оказался за кадром – и соперники пожали руки, не дожидаясь наступления контроля. Леко с некоторым облегчением, Крамник – с разочарованием: что ни говори, позиция его казалась перспективней.
После этой важной половинки у венгра практически прямая дорога к первому месту. Он устоял черными против Крамника и Мамедьярова, одолел белыми Иванчука – впереди пара белых цветов на трио молодых талантов. Кажется, идеальный вариант для прорыва блокады, о которой я писал несколькими днями ранее. Леко очень нужна эта победа. В подобных ситуациях, да при таких сопутствующих обстоятельствах Петер своего уже не упускает!
Как ни странно, по всему выходит, что главными его конкурентами в борьбе за дортмундское золото (а точнее сказать – стекло) станут два Яна. Густафссон и Непомнящий…
Немец, думаю, в меньшей степени – после подарка от Найдича он, как мне кажется, гораздо больше заботится о том, чтобы не упустить добытого, чем о том, чтобы его преумножить. А что, имеет право! «Плюс раз» на такой скоротечной дистанции, да к тому же без явно выделяющегося лидера – истинное богатство.
Этим богатством, перемахнув экватор, завладел и Непомнящий. В целом турнир пока складывается для молодого россиянина совершенно беспроблемно, и он скорее может сетовать не о находках, а о потерях. Не додавил Мамедьярова, мог создать проблемы Иванчуку, а уж ван Вели белыми – ну, не смешите меня! Уж насколько сдержан в эмоциях Костя Ланда, так и он не выдержал, в какой-то момент сказав в адрес Люка, что с таким уровнем игры в таких турнирах делать нечего. Что здесь делает голландец и вправду непонятно – лучше бы включили Алексеева, который в прошлом году стал вторым… А вот у Непомнящего появляются даже шансы на первое. Чего стоит ровесник Карлсена и Карякина, станет ясно в ближайшие дни: Яну предстоит сыграть с «китами» турнира в Дортмунде – Леко и Крамником. А еще с Густафссоном.
Кстати, неясно, согласны ли играть роли второго плана Найдич с Мамедьяровым. Шах признавался, что находится не в самой лучшей форме, а вот Аркаша, особенно после победы над Крамником, все еще полон честолюбивых замыслов. Он, кажется, и впрямь взялся за ум: каждый день по многу часов работает с Павасовичем, причем является инициатором этих занятий, что уж вовсе внове для знающих его людей. Два года подряд Найдич занимался каким-то эксцентричным самоуничтожением, словно подвергая испытанию свой шахматный талант и высокие природные способности к концентрации. Результаты этого «теста» легко можно было заметить в таблице коэффициентов ФИДЕ или достижениях вроде «-2» в последнем «Аэрофлот-опене». Полгода назад Аркаша поставил жирную точку на дуракавалянии, и вот теперь фортуна понемногу возвращает долги.
Впрочем, все мои рассуждения – лишь гадание на кофейной гуще (заниматься больше нечем). При столь шатком турнирном положении с уверенностью можно сказать только одно: первого места не займет ван Вели. Все остальное еще вполне допустимо – вплоть до «воскрешения» Иванчука. Лично я поставил бы на Леко, но не сбрасывал бы со счетов Непомнящего и Крамника, ведь Володе удавались в Дортмунде и не такие финиши… На улице стоит испепеляющая жара. Выдерживают только памятники – да и то в тениВ кафе на свежем воздухе – ни души. Все прячутся в кондиционированных норахИ только шахматистам все нипочем, дедушки у драмтеатра играют при любой погоде!Главное блюдо экватора – Крамник против Леко. Фактически партия за первое местоКак тут обойтись без эффектного первого хода. Сделал его директор гостиницы DreesПод камеры Володя мило улыбался, перед партией его лицо безмятежным не назовешьПосле нуля от Найдича турнирный план его покатился в тартарары. Надо выигрыватьДля Леко это желание Крамника – не новость. И на этот раз у Петера все сложилосьИванчук. Живой. Хотя, судя по тому, что он продвигается по лестнице наощупь и бочком, вчерашнее падение не прошло для Василия бесследно, и он заметно прихрамывалГлавное – добраться до Густафссона, а там уж как карта ляжет. Легла она на ничьюЯн явно перешел на режим «удержания», активности от него мы так и не дождалисьА вот пробивная сила украинца оказалась не та, что в Софии или Форосе. Устал...Могло показаться, что ван Вели приговорил себя уже перед партией с НепомнящимКонтора Найдича пишет, но найти аргументов против Мамедьярова он не сумелШах следовал своим предыдущим опытам в отношении «ничейной смерти шахмат»Единственный способ спастись от удушающей дортмундского жарыТяжелые будни КрамникаВидимо, девятая победа Володи в Дортмунде пока откладывается до лучших временЛеко отмучился. Теперь путь к первому месту открыт, главное - ничего не испортитьКак справедливо заметил Петер: «Надавить на меня мало». А большего не нашлосьПревосходство Борн... то есть – Непомнящего. Эго победа была чем-то само собой разумеющимся. Ян просто знал, что сильнееНайдич, сделав ничью с позиции слабости, тоже присоединился к общему весельюЛучшие шахматные кадры Дортмунда, которые, как известно, решают всеЕвгений Атаров

Турнир претендентов