7 ноября 2007

«Дворяне» в ресторане

Дворянское гнездо и человек без паспорта.
Боевая система и штрафы за миролюбие.
«Всё начнётся вот-вот, только зрителей нет».
Корреспондент сайта РШФ Евгений Суров рассказывает о финале Кубка России среди мужчин, проходящем в подмосковном Серпухове.


Холодным ноябрьским вечером в подмосковный Серпухов прибыл автобус, из которого вышли около десятка молодых людей с серьёзными лицами и один человек без паспорта. Незнакомцы прошли в гостиницу «Дворянская», где симпатичная девушка-администратор быстро распределила их по забронированным номерам и осталась один на один с человеком без паспорта. Приехавшими оказались участники Кубка России по шахматам, да не просто участники, а рейтинг-фавориты; человеком без основного документа, как вы понимаете, был ваш корреспондент.
Уладить вопрос, однако, удалось довольно живо: проголодавшиеся шахматисты ещё не успели дойти до ближайшего рекомендованного девушкой-администратором места для питания, как я уже догнал их. Официант кафе «Матрёна» (нет, вы чувствуете, какие названия у заведений в Серпухово?) с удивлением и некоторым подозрением оглядела десяток вошедших незнакомцев и соединила для них два небольших стола.
У компании был явный лидер, «авторитет» – Евгений Бареев. Через него организовались заказы блюд; он же, не стесняясь, давал оценки съеденному: от «очень вкусно» до «вы нас немного разочаровали». Практически все участники ужина были в приподнятом настроении, полны ожиданий и надежд, и лишь один присоединившийся к ним знал что-то большее, но уже ни на что не надеялся: для гроссмейстера Юрия Яковича, только что выбывшего из соревнования, это был, по сути, прощальный ужин.
Если кто-то ещё не понял, о чём речь, поясняю: в Серпухове проходит Кубок России по шахматам. 64 шахматиста вступили в борьбу за трофей по «боевой» системе, как её называет главный арбитр Михаил Крюков. Официально же она носит название «олимпийская» или «нокаут». На каждом этапе играются две основные партии с контролем 1,5 часа на всю игру + 30 секунд за каждый сделанный ход, затем, в случае ничейного исхода, две дополнительные быстрые партии, и если потребуется – блиц. В момент, когда главный арбитр стал рассказывать мне об одном существенном усилении системы, половина начального состава уже была вынуждена покинуть соревнование. Среди них и был тот самый Якович.
А усиление вот какое. Шахматист не может предложить ничью, что называется, на ровном месте. Исполнительная дирекция, по словам Крюкова, дала чёткую директиву: запрещать подобные действия.
- Значит, если кто-то захочет перенести тяжесть борьбы на быстрые партии и расписать «половинки» в основных, это у него не получится? – с надеждой уточняю я.
- Нет! – твёрдо отвечает Михаил Витальевич и делает ещё одно существенное добавление. – Кроме того, организаторы придумали интересный механизм с перераспределением призовых, которые меняются в зависимости от счёта матча. Если поединок завершился со счётом 2-0 или 1.5-0.5, то победитель получает 100 процентов полагающейся суммы. Если счёт 1-1, но обе партии были результативными, то учитывается понижающий коэффициент 0.8. Если же в протоколе значатся две ничьих, то коэффициент уже 0.6. Так что стимул бороться в каждой партии есть у всех.
Разговор с главным арбитром состоялся на следующий день после приезда, когда рейтинг-фавориты сели за игровые столы «составлять конкуренцию» одержавшим победу в первом круге. Ваш корреспондент чуть было не опоздал к началу столь знаменательного события. Двигаясь по направлению от гостиницы к месту игры, я следовал данным мне ранее указаниям, однако, в конечной точке маршрута кроме ресторана «Центральный» вокруг себя ничего не находил. Справа – парк, позади – жилые дома, впереди – дорога куда-то в никуда. Где тут шахматы? Где Кубок России? Если бы за минуту до пуска часов не встретил трёх спешащих гроссмейстеров, честное слово, мне так и не пришло бы в голову, что играют внутри здания с вывеской «ресторан «Центральный». Вспомнилось из Жванецкого: «Нет, бабушка, я не идиот. Я просто не местный».
А игровое помещение, между прочим, произвело самое благоприятное впечатление. Чувствуется, что организаторы серьёзно готовились к мероприятию. Кстати, на разных этапах шахматисты будут играть в трёх разных по площади залах. Чем выше этап, тем меньше (но отнюдь не хуже!) зал. А партии полуфиналов и финала будут даже напрямую транслироваться для зрителей в самом зале. О том, что за всеми играми с самого начала можно наблюдать в режиме реального времени по Интернету, думаю, и напоминать излишне.
Зрителей, правда, на турнире пока что маловато. Спишем это на рабочие дни и на «не самые интересные» этапы и понадеемся, что красивый зал, в котором сейчас проходят последние приготовления к финалу, будет заполнен.
Как признался Михаил Крюков, вопрос, почему турнир проводится именно в Серпухове, самый распространённый из всех, что ему задают.
- Я всегда на него отвечаю так: а почему Кубок России не может быть проведён в Серпухове?
«Почему бы и нет...» - пожал я плечами, при этом всё же попросив Михаила Витальевича ответить не «так», а по-другому: более развёрнуто и без знака вопроса в конце.
- У любого шахматного турнира, с моей точки зрения, есть три главные составляющие: проживание участников, питание и игровой зал. Вы уже сами видели, что с проживанием и игровыми условиями проблем нет. Питаться участники могут очень неплохо на ту сумму, которую выделяет им РШФ. Кроме того, Серпухов – удобное место с точки зрения сочетания географии и финансовых расходов. Город расположен близко к Москве, а цены на проживание не сравнимы со столичными. Есть ещё и исторические традиции: в Серпухове бывали все чемпионы мира, начиная со Стейница.
Здесь, похоже, информация у Михаила Витальевича несколько устаревшая. Могу ошибиться, но, кажется, действующий чемпион мира Вишванатан Ананд ещё не успел доехать до Серпухова. А принимая в расчёт, что уже менее, чем через год индийцу предстоит матч за мировую корону с Владимиром Крамником, начинаешь опасаться, как бы вообще не была прервана историческая традиция...
- В организации турнира приняла активное участие администрация Серпухова, - заметил Крюков. - Под руководством главы города Павла Жданова прекрасно работает оргкомитет. Со стороны может показаться, что это малозначительная работа, но это не так. Любая «мелочь» - обеспечение транспортом, создание благоприятных условий в зале для игры, и т.д. – имеет значение и требует определённых усилий. Также администрация помогла компенсировать затраты на проживание - РШФ одна не потянула бы эти расходы.
Говоря о составе участников, Крюков удовлетворительно заключает:
- Приехали все из приглашённых рейтинг-фаворитов. Они начинают борьбу со второго круга, а на первом соревновались победители отборочных этапов, которые проводились в самых разных уголках России. Состав турнира получился очень неплохой. Было бы неплохо, конечно, видеть среди участников и Алексеева с Яковенко, и Инаркиева...
- А не считаете, что сроки проведения Кубка оказались неудачными? Они ведь наложились и на командный чемпионат Европы, и на Мемориал Таля.
- На Мемориале Таля количество российских шахматистов ограничено, поэтому не так страшно. А Крамник в любом случае не стал бы играть в Кубке.
...Спустя несколько часов главный арбитр протянет мне свежий протокол, составленный по итогам первых поединков второго круга, и радостно воскликнет: «65 процентов результативных партий!»
Значит, работают «воспитательные» меры.

Город, в котором «побывали все чемпионы мира», да без шахматного клуба? Да ни за что!

Гостиница «Дворянская» - очень уютное место для проживания. Правда, не дешёвое

У Михаила Кобалия не получилось прыгнуть «с бала на корабль»: приехав с командного чемпионата Европы, где женская сборная России одержала победу, один из тренеров наших девушек в Серпухове стартовал с поражения

Интересное противостояние Григорьянц – Бареев. В первой партии дело закончилось миром

А вот Владимир Малахов стал одним из тех, кто обеспечил 65-процентную результативность первого тура второго круга

Взгляд Евгения Томашевского, как обычно, отличается особой философичностью

А вот Михаилу Крюкову не до философии: главное - организационные вопросы все уладить!

Думается, в отличие от думских выборов, участники нынешнего соревнования вступили в борьбу с равными возможностями, и обладатель главного трофея вряд ли известен заранее

Здесь пройдут полуфиналы и финал

А вот здесь проходит второй этап

А вот и сам трофей

Антураж игрового зала чем-то напоминает телепередачу «Что? Где? Когда?» времён 90-х

Командный чемпионат азиатских городов