19 сентября 2007

О правильном выборе профессии

Гимн фристайлу.
Каталонский тест.Фактор Мотылёва.
Радость Свидлера.
Как сыграла «Барселона»?
Шестой тур чемпионата мира в репортаже Михаила Савинова.

6 тур

Гельфанд – Морозевич 1-0

Грищук – Свидлер ½-½

Леко – Ананд ½-½

Аронян – Крамник ½-½

Перед началом тура в холле четвертого этажа гостиницы появился Александр Мотылёв. Постоянный помощник Петра Свидлера был занят красноярским отбором, но жизнь доказала правоту пословицы о двух зайцах. Отобраться так не удалось, а подопечный тем временем откатился на непривычные «минус два». Что ж, потеряно не всё, и Александр, засучив рукава, окунулся в работу. В самой зрелищной партии тура есть и его доля вины...
Как обычно, тур начался в два часа дня, а около трёх началась пресс-конференция компьютерщиков. В Мехико будет играться матч между чемпионкой мира среди программ, «Рыбкой», и занявшей второе место «Заппой». 10 партий, по часу на каждую, призовой фонд десять килобаксов, и победитель получает всё. Создатель «Заппы» Энтони Коззи приехать не смог – слишком занят работой на Google. Разумеется, в центре внимания был не нуждающийся в особом представлении Васик Райлих. Ему адресовалось большинство вопросов на пресс-конференции.
Вопросы не баловали остротой. Видимо, размер призового фонда не будоражил воображение акул пера. Почувствовав это настроение, коллега Питерсон из ICC напрямую спросил, что делает этот матч из ряда вон выходящим, заслуживающим места в наших умах и сердцах. Райлих и главный арбитр почти всех значимых компьютерных матчей Дэвид Леви ответили, что будет показан очень высокий уровень игры. Васик особо отметил, что любая шахматная программа переживает спады и взлеты формы – очевидно, первые приходятся на моменты апгрейда, внесения изменений в программу. К матчу с «Заппой» «Рыбка», по его словам, подходит на пике. Как мне показалось, говорил он об этом без особого энтузиазма. Конечно, лучше сыграть с «Джуниором» на сто тысяч...
Спросили о том, стоит ли бояться вмешательства человека по ходу партий. В качестве примера были приведены обвинения, высказанные Каспаровым в адрес IBM. Логики подобного мошенничества я не нашел, ведь за «Заппой» не стоит курс акций, который стоило бы поднимать с помощью победы над сильнейшей программой планеты. «Рыбке» же славы и без того хватает. Но господин Леви вдруг заговорил совсем о другом. Что Каспаров, без сомнения, был под воздействием эмоций и вообще кругом неправ. Что современным программам помочь невозможно, так как они играют намного сильнее людей. Что он сделает всё, чтобы обеспечить чистоту соревнования. (Кстати, обе программы сыграют на одинаковом «железе», что уже большой шаг вперед по сравнению с матчем в Элисте.)
В общем, каков вопрос, таков ответ. Но за людей стало обидно, и я попросил Райлиха прокомментировать его стабильно успешные выступления в турнирах по «фристайлу». Для тех, кто не в курсе, игровой сервер Playchess регулярно проводит состязания, в которых людям разрешается использовать подсказки программ, и даже выписывает под них какой-то призовой фонд. Сидевший до этого с гордым видом Паганеля среди индейцев Райлих вдруг оживился, схватил микрофон и с горящими глазами принялся вбивать гвоздь за гвоздём в теорию бесполезности человеческих подсказок.
– Конечно, программы прекрасно считают. Но эвристическая модель выбора хода далека от совершенства. «Рыбка» играет в силу шахматиста с рейтингом 2100, имеющего сто лет на обдумывание каждого хода. Человек, хорошо понимающий игру, всегда может указать: этот эндшпиль бесперспективен, туда идти не надо, этот ход является потерей темпа, лишь отдаляющей неприятный вариант, и так далее.
– Турниры по «фристайлу» показали, что сильные гроссмейстеры, как правило, выступают не слишком удачно. Может быть, они чересчур доверяют себе. Но «чистые» компьютеры вообще не имеют никаких шансов на победу.
– Как добиться успеха во «фристайле»? Во-первых, исключительно важна хорошая дебютная книга! Понимаете, компьютерные шахматы это игра на два результата. Любой ляп белыми – настоящая катастрофа. Во-вторых, надо хорошо знать сильные и слабые стороны твоей программы и, конечно, уметь их использовать.
– Я очень надеюсь, что такие турниры будут становиться всё более и более популярными. Я сам шахматист, но мне больно смотреть на человеческие партии: зевок на зевке, ошибка на ошибке. При поддержке компьютеров мы можем создавать настоящие произведения искусства. Ты добиваешься преимущества тонкой игрой, противник отчаянно защищается, не упуская ни одной возможности усложнить тебе жизнь... Это настоящая борьба и, выигрывая в ней, ты получаешь огромное удовольствие!
Так-то! А теперь вернемся в мир зевков и ошибок.
Левон Аронян попробовал поговорить с Владимиром Крамником по-каталонски. В чём причина этого неожиданного решения?
– Габриэль, что, Крамника можно обыграть в «каталоне»? – задал я наивный вопрос секунданту Ароняна, проверявшему почту на одном из компьютерных терминалов. Габи засмеялся.
– А где его можно обыграть? – спросил он в ответ. Справедливо.
Крамник избрал редко встречающееся продолжение и довольно легко уравнял игру. Так что даже любопытство армянского гроссмейстера, ожидавшего профессорской консультации по более актуальным вариантам, удовлетворено не было.
– Выбор соперника меня немного удивил, – сознался Крамник после игры, – но, как видите, никаких проблем я не испытывал.
– Вас не смущает отставание от лидера?
– Абсолютно нет. Я играю в свои шахматы. Чёрными трудно бороться за победу без согласия соперника. Может быть, на финише игра пойдёт более открытая, а пока ничья – нормальный результат. Туров впереди много, с Анандом во втором круге я играю белыми... – В общем, всё под контролем.
– Не готов я к таким шахматам, – пожаловался журналистам Левон. – Надо больше работать!
Леко и Ананд на двоих исполнили архангельский «сушнячок». И тот, и другой были «в курсе». Ни тот, ни другой не возражали против передышки. Всё нормально. Я, честно говоря, подумал было, что соперники согласились на ничью ходу на пятом, когда через несколько минут после начала тура они вдруг пожали друг другу руки. Но оказалось, просто не запустились часы, и партию начали заново. На характер борьбы это не повлияло.
Ну а настоящим гвоздем программы стала битва между Москвой и Питером. Александр Грищук и Пётр Свидлер – большие друзья. Как играть с другом, когда необходимо бороться за победу? Перед некоторыми такой проблемы не стоит вовсе, кому-то приходится психологически трудно (то же относится к партиям с девушками). Не знаю, к какому лагерю принадлежит Грищук, но способ, избранный им, безупречен – отдать пешку и пойти на сложную острую борьбу. Тут не до психологии – позиция сама вынуждает тебя играть максимально агрессивно.
К дебюту Свидлер оказался готов. После его новинки, хода Qc5, соперник задумался почти на час.
– По ходу партии я вспомнил, что помощник Петра Александр Мотылёв является большим знатоком этого дебюта, и это не прибавило оптимизма. Ну а когда я увидел Qc5, решил, что могу быстро проиграть, – рассказал Грищук. – Пришлось серьёзно задуматься. Не от хорошей жизни я нашел идею Ng5 и Bxc4. Другого способа бороться просто не было.
– Сегодня я впервые почувствовал удовольствие от своей игры в этом турнире, – сознался Пётр. – Результат не имеет значения: после таких партий понимаешь, что в возрасте шести лет ты не ошибся в выборе профессии... Возможно, мы наделали ошибок, но это была очень интересная игра!
Про ошибки говорили оба гроссмейстера. Как же они запуганы, мой бог! Компьютерами запуганы... Во время партии ICC просто бурлил. Эксперты и простые любители шахмат, вооруженные набором электронных отмычек, вопили от восторга: какая чистая, чистейшая партия!! Атака белых и защита чёрных прошли взыскательную компьютерную проверку и оказались достойны друг друга. Это потом, на падающих флажках, Пётр так неудачно расставил свои фигуры, что на 37-м ходу мог оказаться перед лицом неминуемой сдачи, найди Александр вместо жертвы коня шах ферзем с h8 с последующим Qg7. Но москвич, жертвовавший направо и налево, не смог остановиться.
Ничья не улучшила турнирного положения россиян, но она должна послужить катализатором мыслительных процессов, что ли. Игра Свидлера на старте чемпионата производила какое-то полусонное впечатление, но вот он вышел из засады и показал, что уже сегодня способен на большее. Значит, возрождение, в том числе и в таблице, должно быть не за горами. Ну а Грищук, процитирую коллегу Городецкого, «вторую партию подряд играет как дышит».
А тем временем опытный Борис Гельфанд обыграл Александра Морозевича и вышел в лидеры, догнав Виши Ананда. Отбившись в трех «чёрных» партиях на старте, Борис конвертировал две «белых» в два полновесных очка. Победы над Морозевичем и Ароняном в чем-то похожи. И тот, и другой попытались играть с Гельфандом в «свои» шахматы, а получилось, что «погибли своей смертью»... Поставленный дебют, нагнетание напряжения, принятие жертвы, уверенная реализация. Жертва качества со стороны Александра напрашивалась, и кому-то казалось, что после неё на победу начинают играть именно чёрные, но...
– Я нашёл удачный перевод ладьи по четвёртой горизонтали, после чего, по-моему, у белых преимущество, – объяснил Гельфанд. – Окончание затянулось, но оценка позиции от этого не менялась. Было ясно, что пешка b падёт, после чего у белых лишнее качество и пешка – никаких проблем.
От всех вопросов, связанных с его выходом в лидеры, Борис отмахивался как от назойливой осы: мол, играю в шахматы, партию за партией.
– Что, даже в ресторане не посидите по такому случаю? – не отставал американский журналист.
– Куда там. Сейчас пойду в номер и буду готовиться к следующей партии.
– Вы серьёзно?
– Абсолютно!
Ну да, завтра же играть с Крамником.
А я сознаюсь, что, во-первых, пришел в себя от простуды, досаждавшей с самого начала турнира (сквозняки тут серьёзные, всякий раз, когда открывается широченная дверь в пресс-центр, в лицо бьёт поток воздуха, как в аэродинамической трубе), а, во-вторых, за шахматами совершенно упустил из виду матчи Лиги чемпионов! Даже не смог ответить на вопрос Гельфанда, как сыграла «Барселона». Дело в том, что чемпионат мира набирает ход и становится всё интереснее! Футболу не угнаться.
P.S. Сказать, что ваш корреспондент сейчас отправится отведать тарелочку Parillado, или проживёте без этого знания? Ладно, пока обойдемся без ресторанного гида. ¡Hasta pronto!
Положение участников: Ананд и Гельфанд 4 (лидируют старшие!), Грищук и Крамник 3.5, Аронян и Леко 2.5, Морозевич и Свидлер 2.
В седьмом туре играют:
Ананд – Грищук
Крамник – Гельфанд
Морозевич – Леко
Свидлер – Аронян

Саша, что-то ты припозднился

Сами попробуйте из Сибири до Мексики добраться!

Даже Фридель из Гамбурга два дня ехал

Я – кровожадный? Я – беспощадный?

Играю как в тумане

Сотый раз вижу эту позицию... надоело!

Васик Райлих свысока смотрит на человеческие шахматы

Создатель дебютной библиотеки «Заппы» согласен на 5-5

Дебютных консультаций не даю!

Игра шла на территории чемпиона

Может быть, в другой раз попробовать дебют Гроба?

Я не против!

Сыграю белыми с Анандом – будет о чем говорить

Надо же, про Мотылёва забыл

Выбором профессии удовлетворён

Так что, мы почти не ошибались?

Тот, кто стоит за левым плечом

Так ты не знаешь, как сыграла «Барселона»?

Турнир претендентов