21 мая 2015

Обмен финтифлюшками

О седьмом туре Гран-при ФИДЕ рассказывает Владимир Барский

Две «испанские пытки» закончились для черных плачевно. Продолжил печальную серию Максим Вашье-Лаграв, но в его случае дебют, кажется, не играл решающей роли. Плюс три ничьи – одна мирная, две боевые.

Д. Яковенко – А. Грищук, ничья

Короткая ничья в защите Грюнфельда двух ровесников и друзей. Дмитрий Яковенко рассказал на пресс-конференции: «Мне почему-то показалось, что Саша уже бросил играть вариант с с6 и d5, и я не повторил свои записи. Принципиальное продолжение – 12.Qа4 Nb4. Я продумал над ним 15 минут, ничего не вспомнил и пошел на ничейный вариант, о существовании которого я знал».

Со своей стороны, Александр Грищук объяснил, что черным было опасно уклоняться от повторения ходов, и как специалист по покеру произвел оценку в процентах: «Вероятность проигрыша составляла примерно 70%, а это слишком рискованно».

Добавим еще несколько цифр. В Ханты-Мансийске играют сразу четыре гроссмейстера 1983 года рождения: Александр Грищук, Дмитрий Яковенко, Баадур Джобава и Леньер Домингес. Двое родились в 1987 году – Хикару Накамура и Евгений Томашевский, еще двое в 1990-м: Сергей Карякин и Максим Вашье-Лаграв. Старше всех Борис Гельфанд (1968 г.р.), самый молодой – Аниш Гири (1994). Наконец, Петр Свидлер появился на свет в 1976 году, а лидер турнира Фабиано Каруана – в 1992-м.


Х. Накамура – М. Вашье-Лаграв

Французский гроссмейстер проиграл четвертую партию подряд. Хикару Накамура начал партию весьма оригинально: 1.d4 Nf6 2.Bf4!?, объяснив позднее свой выбор: «Мне не хотелось сегодня играть какой-нибудь вариант с длинной теорией, поэтому решил проверить такой вот дебют».

Максим Вашье-Лаграв: «Хикару играет много дебютов, так что меня не особо удивил его выбор. Конечно, он понимал, что я сейчас не в лучшей форме, так что он все делал правильно – именно в такой манере и надо сейчас со мной играть».

На протяжении всей партии Вашье-Лаграв допускал просмотры. Так, он не слишком удачно трактовал дебют и остался без рокировки. Потом зевнул красивый прыжок 19.Nc5!, благодаря которому Накамура вскрыл линии для наступления. И в довершение всех бед крайне неудачным оказался псевдо-активный ход ладьей на d4: черные фигуры моментально попали под перекрестные связки, и французский гроссмейстер вынужден был признать свое поражение.

Позиция перед 19-м ходом белых

С. Карякин – Б. Джобава

Баадур Джобава не захотел продолжать дискуссию в защите Каро-Канн, которую он трактует весьма своеобразно, и применил французскую защиту. Но и там избрал «боковой» вариант 3…Nc6. «Несколько раз я уже играл раньше 3…Nс6, результаты у меня неплохие, хотя это вовсе не означает, что это неплохой ход! – улыбнулся Баадур. – Сергей избрал в ответ самое принципиальное продолжение, которое уже встречалось у меня в партии с Шаричем. Там я действовал неудачно, а сейчас усилил игру черных».

Также Джобава рассказал, что по дороге в пресс-центр узнал от одного из зрителей о ходе 10.Nh5, который указывал компьютер. Гроссмейстеры признались, что эта возможность даже не приходила им в голову. «Если бы Сергей так пошел, возникли бы вопросы, честно ли мы играет! – рассмеялся Баадур. – Но он сделал человеческий ход, и теперь мы знаем, что Карякин не читер!»

Позиция перед 10-м ходом белых

Началась оживленная фигурная борьба, в которой черные пожертвовали качество, получив взамен сильную инициативу. Карякин предпочел упростить позицию, отдав слона за пару пешек, но вынудив размен ферзей. «Опасно играть такую острую позицию в практической партии, когда мало времени на обдумывание», – объяснил свое решение Сергей.

В позиции динамического равновесия соперники начали повторять ходы.


Ф. Каруана – Б. Гельфанд

Борис Гельфанд с улыбкой напомнил журналистам, что играл этот вариант защиты Грюнфельда против Анатолия Карпова в те годы, когда его сегодняшний соперник еще не родился. Тем не менее, все тайны этого варианта до конца пока не раскрыты. Вскоре завязались осложнения, и невозможно было понять, когда у гроссмейстеров закончились домашние познания и пошла самостоятельная игра за доской.

Анализируя вместе с Каруаной очередной витиеватый вариант со множеством тактических нюансов, Гельфанд вспомнил слова замечательного шахматиста Андрэ Арнольдовича Лилиенталя: «В этой позиции очень много финтифлюшек!» Только углубленный анализ покажет, были ли у белых реальные шансы на перевес, а при продолжении в партии у белых и черных оказалось поровну «финтифлюшек», и ничейный результат стал вполне закономерным!


Л. Домингес – П. Свидлер

«Пожалуйста, дайте мне белый цвет против Леньера! Очень хочется наконец-то сыграть с ним белыми!» – воскликнул Петр Свидлер. Действительно, после 2009 года он с завидным постоянством играет против кубинского гроссмейстера только черными и, по его признанию, регулярно страдает в дебюте.

На 9-м ходу Свидлер надолго задумался. «Наконец, я сделал рокировку, вышел в комнату отдыха и встретил там улыбающегося Грищука. Саша сказал: “Я был уверен, что ты долго продумаешь, потом сделаешь рокировку, придешь в комнату отдыха и начнешь проклинать свою позицию!” Так оно и вышло. На доске в этот момент стояла теоретическая позиция, но мне не очень хотелось ее играть».

Черным не удалось уравнять по дебюту. Играть белыми было легче, поскольку они могли комбинировать угрозы на ферзевом фланге и на королевском, в то время как фигуры черных были связаны защитой слабых пешек на а6, b4 и е5.

Вскоре белые вскрыли игру на королевском фланге и повели решительное наступление, пользуясь тем, что фигуры черных оказались плохо скоординированы. Наверняка черные могли защищаться более упорно, но в цейтноте Свидлер пропустил прорыв е5-е6, после чего мат либо крупные материальные потери стали для него неизбежны.

Позиция перед 38-м ходом белых


А. Гири – Е. Томашевский

Еще одна «испанская пытка», хотя и гораздо более затяжная. В дебюте черные добровольно испортили свою пешечную структуру, забрав пешку на а4, которую белые частенько жертвуют в этом дебюте.

«Очень интересный вариант, который изобрел как раз Евгений, – констатировал Аниш Гири. – Он выглядит рискованно, но его трудно опровергнуть. Я много его анализировал, но Томашевский, конечно, знает тут гораздо больше. Хотя вряд ли он захочет многое нам рассказать!»

«Я уже играл этот вариант и не испытывал проблем, выиграл несколько партий, так что дискуссия продолжается, – сказал Томашевский. – Проблема не в дебюте, а в том, что я пока плохо играю в этом турнире. Уже не первый раз не могу после партии объяснить некоторые свои ходы. Хотя принимал тут и более вопиющие решения».

Создав фигурное давление на королевском фланге, белые вынудили соперника предложить размен белопольных слонов. После этого Аниш отыграл пешку а4, зато Евгений провел важный прорыв в центре d6-d5. Возникла позиция динамического равновесия. Однако практически сразу после этого черные стали играть излишне пассивно, хотя от них требовались более активные действия. Белые удачно перегруппировались и повели наступление на королевском фланге. Испытывая недостаток времени, Томашевский допустил несколько неточностей и попал под атаку. На 58-м ходу черные признали свое поражение.

* * *

Положение после 7 тура: 1. Ф. Каруана – 5, 2-3. С. Карякин, Л. Домингес – по 4,5, 4-5. П. Свидлер, Х. Накамура, – по 4, 6-7. Б. Гельфанд, Д. Яковенко – по 3,5, 8-10. А. Грищук, Б. Джобава, А. Гири – по 3, 11. Е. Томашевский – 2,5, 12. М. Вашье-Лаграв – 1,5.

Фотографии Владимира Барского

Турнир претендентов