13 декабря 2021

Морис Эшли: На пресс-конференциях не бывает победителей

Американский гроссмейстер ответил на вопросы Этери Кублашвили

 

– Морис, могли представить себе, что матч завершится досрочно?

– Думаю, что никто не ожидал такого окончания матча. Ян – потрясающий, очень одаренный шахматист, самородок. Мы все думали, учитывая его стиль, что будет очень большая борьба. Никто не мог себе представить, что игрок такого калибра будет совершать подобные ошибки. Что-то пошло не так; Яну нужно понять, что именно, и вернуться еще более сильным.

– Как вы думаете, что могло пойти не так? Та самая шестая партия, о которой многие говорят, или что-то другое?

– Не могу поверить, что одна партия могла так повлиять на Яна, к тому же в следующей встрече он сыграл вничью. Если бы причина была только в ней, то мы бы сразу наблюдали эффект снежного кома. Не помню, чтобы мы видели такого рода ошибки в подобных ситуациях. Думаю, причина в чем-то другом. Яну и его команде нужно копнуть поглубже и понять, что произошло. На мой взгляд, это поможет ему подняться после нокдауна и стать еще лучше. Это как раз такая возможность.



– Ваш опыт работы ведущего для NBC, а также ведение пресс-конференций – понравилось? 

– Работать для NBC понравилось. Если быть точнее, то это не главный канал, а его спортивное подразделение. Они сказали, что все было прекрасно и очень подошло их аудитории. Для меня это был вызов, поскольку что я привык обращаться к шахматистам, хотя в моей жизни была и работа с начинающими, а здесь пришлось вести программу для зрителей, которые, возможно, вообще ничего не знают о нашем виде спорта и никогда не планировали смотреть программы о нем. Может, они видели только «Ход королевы». И вот нужно было сделать так, чтобы этой аудитории было интересно. Мне пришлось поменять манеру речи, быть ближе по стилю к ведущему и комментатору баскетбола, чем шахмат. Но канал говорит, что все получилось так, как нужно. Надеюсь, что и впредь мы увидим больше такой документалистики, потому что выход шахмат на американский рынок будет прекрасной возможностью для всех.

Что касается пресс-конференций, то, когда я ехал сюда, не знал, что буду их вести. Меня попросили это делать уже после прибытия, включая ведение церемонии открытия. Думаю, работа на пресс-конференциях – одна из самых сложных, потому что тут, с одной стороны, надо аккуратно задавать вопросы игрокам, а с другой – нельзя быть поверхностным. Любой вопрос может оказаться обидным, или агрессивным, или оскорбительным для одного из участников, а они очень чувствительны к этому. Также нужно модерировать и контролировать весь процесс: игроков, журналистов, а также помнить об онлайн-аудитории. Поэтому в теме пресс-конференции нет абсолютных победителей. Лично для меня все прошло нормально, я просто выполнял свою работу по принципу «делай как должно, и будь что будет».



– В интернете писали о том, что вопросы журналистов на пресс-конференциях бывали порой оскорбительными, иногда – глупыми. Что скажете про это?

– На мой взгляд, у всех свое видение относительно того, что является глупым или оскорбительным вопросом. Мне кажется, что иногда оскорбление зависит не от точки зрения говорящего, а от слушателя. Думаю, игроки понимают, что они – профессиональные спортсмены, чьей обязанностью является отвечать на вопросы после партии или события, поскольку без зрителей у нас ничего не будет. Вы не можете предвидеть, что спросит журналист, а ведь он или она не считает свой вопрос глупым. Поэтому оценка глупости или «умности» каждого отдельного вопроса лежит в нашем высокомерии: «Мы знаем лучше, чем они». Мне кажется, что нельзя судить людей, если не становится очевидно, что у кого-то были действительно плохие намерения по отношению к игроку, если его целенаправленно хотели обидеть. А в других случаях задачей спортсмена является ответить на вопрос максимально вежливо.



– В таком случае, нравились ли вам ответы гроссмейстеров?

– Это не входило в мои обязанности: быть довольным или недовольным ответами игроков. Моей задачей было модерировать пресс-конференцию. Шахматисты приходили после крайне стрессовых партий матча, где они боролись за главный приз своей жизни, наивысший титул в спорте, поэтому что бы они ни ответили – это уже их работа. Мне же надо было убедиться в том, что пресс-конференция укладывается в полчаса, журналисты работают относительно корректно, не задают слишком много вопросом подряд, не бьются за микрофон и так далее. А после пресс-конференций я был рад их окончанию, потому что потом мне нужно было еще два часа делать рекап для NBC, в то время как все остальные ехали домой (смеется). 




Фотографии Этери Кублашвили и Эрика Розена / ФИДЕ

Командный чемпионат азиатских городов