17 августа 2022

Михаил Ботвинник: В СССР нет профессионалов – только специалисты-инструкторы

К дню рождения шестого чемпиона мира шахматный блогер и переводчик Алексей Захаров разыскал давние, неизвестные в нашей стране публикации

Источник: De Tribune (06.01.1934) 

Как мы и обещали нашим читателям, ниже мы приводим обзор матча Ботвинник – Флор. Для нас большая честь напечатать статью Ботвинника, написанную специально для нас.

 

Мой матч с Флором

Михаил Ботвинник

 

Перед матчем я считал, что проиграю. В качестве подготовки я изучил примерно 100 партий, сыгранных Флором с различными мастерами в последнее время. Из них я узнал, что Флор любит применять определенные «новинки», которые затем весьма артистично развивает. Во время матча я избегал этих «новинок»: например, я почти не играл за черных нормальные дебюты ферзевой пешки.

Месячная подготовка убедила меня, что я смогу набрать примерно 5 очков в 12 партиях. Это казалось мне вполне реальным результатом.

Первая часть матча, игранная в Москве, где мне удалось набрать в 6 партиях 2 очка, лишь доказала верность моего предположения. Ленинградскую часть матча я надеялся свести вничью и взять искомые 5 очков. Эта надежда была основана на том, что первую партию я проиграл грубой ошибкой в цейтноте, а шестую – из-за неблагоприятного дебюта.

Как видно из конечного результата, во второй части я выиграл две партии. Первую – благодаря серьезной подготовке, вторую – благодаря хорошо подобранному дебюту, который я тщательно изучил, а вот Флор не знал его во всех тонкостях.

Интересно отметить, что среди советских шахматистов бытует мнение, что Флор – отличный комбинационный игрок. Изучение его партий, анализ его игры показали мне, что комбинация для него – не главное. В каждой партии он стремится получить преимущество, причем наиболее весомым он считает преимущество в дебюте.

Флор – несомненно, один из сильнейших шахматных мастеров нашего времени. Не стану отрицать, что мне пришлось в этих 12 партиях приложить намного больше усилий, чем Флору. Особенно это было заметно, когда я получал небольшое преимущество, но Флор без особых трудностей сводил партии к ничьей.

Флор имеет большой опыт игры с известными мастерами и именно благодаря этому намного быстрее ориентируется в разных позициях; еще он обладает экстраординарной техникой. Конечно, он в большой степени сумел добиться этого благодаря статусу «профессионала»; он регулярно выступает в турнирах и дает сеансы одновременной игры.

Матч доказал, что мастера Советского Союза принадлежат к международному классу. В СССР есть и другие мастера, такие, как я, – например, Левенфиш, Илья Рабинович, Романовский, Ильин-Женевский, молодые Алаторцев, Рюмин и Раузер. Все эти мастера входят в двадцатку сильнейших в мире.

Сеанс Флора в Доме прессы в Ленинграде против 50 шахматистов первой и второй категории не только показал огромную силу нашего шахматного коллектива, в котором есть целый ряд хороших игроков: Флор в сеансе показал великолепную игру, и пусть результат получился хуже, чем в Москве, он оказался вполне достойным. В первые семь часов Флор играл великолепно, поначалу у него было лучше на всех досках, но затем он потерпел неожиданное поражение, которое было бы невозможно в любом другом городе. Несомненно, Алехин показал бы против тех же соперников намного худший результат. Я считаю Флора величайшим сеансовым игроком в мире.

Я очень доволен исходом матча. Он показал, что шахматисты Советского Союза не хуже других и могут добиться даже еще лучших результатов.

 

Мы благодарим Ботвинника за этот интересный обзор соревнования. Однако мы не можем не добавить несколько своих мыслей к его соображениям, с которыми мы не полностью согласны.

Утверждая, что Левенфиш, Рабинович и другие равны ему в силе, Ботвинник выказывает большую скромность. Нет никаких сомнений, что Ботвинник – с большим отрывом самый сильный шахматист в Советском Союзе, и он, очевидно, это доказал, уже несколько лет удерживая чемпионский титул.

Утверждение Ботвинника, что Флор – скорее не комбинационный, а позиционный шахматист, никак не подкрепляется его довольно наивным замечанием, что Флор пытается получить позиционное преимущество в «дебютной» стадии игры. Не берем мы на себя ответственности и за выпад против Алехина. Было бы странно, если бы в статье из СССР не было какой-нибудь «шпильки» в адрес Алехина.

Однако все это не портит отличного выступления Ботвинника в матче с Флором. Впрочем, мы не считаем, что Ботвинник уже равен Флору по силам. Ботвинник играл в крайне благоприятных условиях, а вот Флор выступил в тяжелом турнире в Испании, затем его ждало долгое путешествие на поезде, а времени на акклиматизацию не осталось. Последнее, как мы узнали на собственном опыте, это фактор, который не стоит недооценивать.

Однако этот матч – большой успех Ботвинника, а также для всего шахматного движения Советского Союза. Это стало очень четким доказательством того, что использование шахмат как инструмента общего культурного развития, как в Советском Союзе, – уместный и единственно правильный метод. Организация матча, за которым в СССР следили миллионы, – имя Ботвинника там известно всем, в том числе и не шахматистам Советского Союза, – несомненно, стала большим шагом в сторону великой шахматной цели, поставленной в стране: чтобы все жители СССР знали о шахматах и умели в них играть.

Михаил Ботвинник и Сало Флор, Москва 1936. Фото: https://pastvu.com/p/418869

 

Het Volk, 29.10.1938

Амстердам 

Михаил Ботвинник: В Советском Союзе нет профессионалов – только специалисты-инструкторы 

По случаю первого в жизни визита знаменитого русского шахматного мастера Ботвинника в Амстердам – он примет участие в сильнейшем шахматном турнире, который вскоре начинается, – мы воспользовались возможностью, чтобы задать ему несколько вопросов о шахматах в Советском Союзе.

Ботвинник, имя которого хорошо известно в международных шахматных кругах, начал играть в шахматы в 1923 году. С тех пор он принял участие во множестве турниров. В последнее время, впрочем, учеба по инженерной специальности почти не позволяет ему уделять внимание шахматным турнирам.

На вопрос, много ли в Советском Союзе профессиональных шахматистов, он ответил:

– В Советском Союзе нет профессионалов в том смысле, который вкладывается в это слово в других странах. Шахматные специалисты тоже выступают в турнирах, но не за гонорары. Эти специалисты, выбравшие шахматы своей профессией, обычно возглавляют шахматные клубы. Они дают практические и теоретические уроки, читают лекции, которые очень хорошо посещаются, и изучают шахматы как науку. Подобных клубов очень много. Они есть не только в каждом городе, но и в каждой школе, на каждой фабрике. Один из самых знаменитых шахматных клубов – клуб музыкантов. Между музыкальным и шахматным талантом, похоже, есть какая-то связь, потому что знаменитый скрипач Давид Ойстрах – очень сильный шахматист. Но композитор Прокофьев играет еще сильнее.

Шахматы у нас очень популярны, в них сейчас играют все больше и больше школьников. Можно с уверенностью сказать, что в СССР не один миллион шахматистов. Даже на Северном полюсе про них не забывают; радист Кренкель стал «чемпионом Северного полюса по шахматам».

В каждом районе есть шахматная секция, которая занимается организацией турниров и т. д. Все секции подчиняются Центральному комитету, который заседает в Москве. Самый важный турнир – чемпионат Советского Союза. Его проводят каждые два года, следующий пройдет в Москве в январе 1939 года. В нем участвуют восемнадцать сильнейших советских шахматистов, в том числе Левенфиш, Рагозин, Богатырчук, Рабинович и другие. Сначала всем им пришлось проходить квалификацию в полуфиналах.

Ботвинник считает большим талантам 18-летнего студента Смыслова, который в прошлом году выиграл молодежный чемпионат.

Ботвинник ничего не сказал о результате большого международного турнира, «который очень интересует шахматный мир Советского Союза».

– Состав турнира настолько сильный, что что-то загадывать наперед трудно. Мне кажется, у д-ра Эйве отличные шансы.

– А вы сами не хотели бы сыграть матч на первенство мира?

В один голос с очаровательной молодой женой, которая играет в шахматы «только дома», хотя в данном случае, конечно, это довольно относительная оценка, Ботвинник ответил:

– Об этом я еще вообще не думал!

 

Het Volksdagblad, 29.10.1938 

Het Volksdagblad берет интервью у шахматного мастера Ботвинника

 

Восемь всемирно известных шахматистов померятся силой

 

Знаменитый шахматный мастер из Советского Союза, Ботвинник, прибыл в Амстердам на большой АВРО-турнир, который начинается 5 ноября. Конечно же, «Het Volksblad» не упустила случая познакомиться с прославленным мастером. Ботвинник тут же согласился побеседовать с корреспондентом. 

– Да, я приехал рано, потому что мне нужно немного привыкнуть к климату вашей страны. Это заметно сказывается на качестве игры. Мне нравятся Нидерланды – это сильнейшая шахматная держава всей Западной Европы.

– Но Советский Союз – на лидирующих позициях в этой благородной игре, – заметили мы.

– Да, но это не меняет того факта, что в Западной Европе Нидерланды занимают первое место, там родился великий шахматист Эйве.

– Вы не профессиональный шахматист? – спросили мы.

– Нет, профессиональных шахматистов в Советском Союзе нет. Я инженер-электрик.

Он рассказал нам, что в 1932 году получил диплом инженера в Ленинградском политехническом институте, три года проработал в лаборатории, а сейчас там преподает. Шахматами он занимается в свободное время; на время выступления в турнирах ему дают отпуск.

– Что вы скажете о своих коллегах-участниках предстоящего турнира? Как вы оцениваете собственные шансы?

– Без сомнений можно сказать, что сюда приехали восемь сильнейших шахматистов мира, все лучшие силы. Что касается силы моей игры – я предпочту обсудить ее после турнира.

Мы выразили удивление, что чемпионом Советского Союза стал не он, Ботвинник, а Левенфиш. Оказалось, что Ботвинник не смог принять участие в последнем турнире в 1937 году, и его выиграл Левенфиш. Позже он встретился с этим мастером в матче, но матч завершился вничью.

– Несомненно, в Советском Союзе есть еще два мастера, достойные принять участие в турнире в Нидерландах, – это Рагозин и Левенфиш.

Мы обсудили предстоящий матч Флора с Алехиным.

– Это крайне важный матч, – говорит мастер Ботвинник. – Флор талантливый шахматист, и это соревнование поможет лучше оценить его талант.

Мы спросили мастера, сможет ли он после АВРО-турнира выступить в нидерландских клубах. Этому были бы рады многие шахматисты. Об этом он ничего пока сказать не может. Он с удовольствием бы познакомился с Амстердамом и Нидерландами, но, возможно, ему придется быстро уехать. Следующий чемпионат Советского Союза начнется в январе. Пока точная дата неизвестна, но если он начнется в начале января, то Ботвиннику придется уехать сразу же после окончания турнира.

Мы спросили Ботвинника о популярности шахмат в Советском Союзе.

– Сколько у нас шахматистов – трудно сказать. Шахматные клубы есть почти в каждой школе, на фабриках и предприятиях. Школьники особенно любят шахматы. Соответственно, за АВРО-турниром в Советском Союзе будут следить многие, с величайшим вниманием. Шахматистов у нас определенно больше миллиона.

– А сколько из них будут оспаривать первенство Советского Союза в январе?

– Соревнование проходит каждые два года. В нынешнем чемпионате примут участие восемнадцать шахматистов, среди них гроссмейстеры – Левенфиш, Рагозин, Романовский, Богатырчук, Илья Рабинович. Кроме чемпионата СССР, разыгрывается и чемпионат профсоюзов. Сейчас там два чемпиона – Алаторцев из Москвы и Шамаев из Ленинграда.

– Все они любители? – спросили мы.

– Да, повторюсь: профессиональных шахматистов у нас нет. Но бывает так, что сильные шахматисты достаточно зарабатывают своими статьями и уроками. Иногда они полностью посвящают себя шахматами. Но они не зарабатывают деньги участием в турнирах.

Среди молодежи много новых талантов. Например, Смыслов – в прошлом году он выиграл первенство страны среди школьников. Сейчас ему уже восемнадцать лет, он студент.

Перед чемпионатом Советского Союза было проведено два полуфинальных турнира в Киеве и Ленинграде. Они длились 25 дней, каждый участник сыграл по 17 партий.

– Представители нацменьшинств тоже участвуют?

– Товарищ, – ответил Ботвинник, – в Советском Союзе нет нацменьшинств. В турнирах участвуют представители многих народов Советского Союза: украинцы, грузины, армяне, русские, белорусы.

После ленинградского полуфинала Ботвинник не играл в шахматы и только сейчас, на АВРО-турнире, вернется к практической игре.

В шахматы в Советском Союзе играют и мастера других искусств. Например, свой шахматный клуб есть у музыкантов; знаменитый скрипач Давид Ойстрах и выдающийся композитор Прокофьев – отличные шахматисты.

– Еще, – заметил Ботвинник, – у нас есть совершенно особые шахматисты: чемпионы Северного полюса.

Он рассказал, что Кренкель, храбрый радист дрейфующей станции, научил играть в шахматы Папанина, и тот тоже стал большим поклонником этого благородного спорта.

 

Командный чемпионат азиатских городов