8 января 2022

Матч в неоновом цвете

Этери Кублашвили делится впечатлениями и кадрами со съемок фильма «Чемпион мира»

 

В шахматном мире едва утихли споры (интриги, расследования) по поводу матча Карлсен – Непомнящий в Дубае, когда наш вид спорта с темой поединка за шахматную корону хлынул в широкие массы. 30 декабря, под Новый год, на экраны вышел художественный фильм «Чемпион мира». 

Манила, 1978 год. Чемпион мира Анатолий Карпов и летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Виталий Севастьянов, в те годы возглавлявший Шахматную федерацию СССР, приходят на финал чемпионата мира по баскетболу. Играют СССР и Югославия. Чтобы снять дикое напряжение, царящее на памятном матче Карпов – Корчной в Багио, было решено отправить советского гроссмейстера на баскетбольный матч. Сборная СССР с Сергеем Беловым в составе в тот день проиграла, но это уже сюжет для другого фильма. А Карпов же, наоборот, набрался необходимой энергии и в итоге добился победы над своим соперником, который практически все время посвятил подготовке. Есть версия, что чемпион как будто бы сам «прожил» этот проигрыш, после чего его отпустило, и он с новыми силами вышел на матч с Корчным…

 

Иван Янковский в роли Анатолия Карпова


В целом, тема исторических шахматных противостояний, да и просто шахмат как модели войны и способа манипуляций (вспомним «Карточный домик» и «Миллиарды»), всегда будоражила умы деятелей искусства и шоу-бизнеса, особенно – западных. В конце октября 2020 года на Netflix вышел мини-сериал «Ход королевы», который стал настоящей сенсацией и получил прекрасные рецензии в прессе, высокие рейтинги и – что самое невероятное – хорошие отзывы от шахматистов. В профессиональном сообществе только ленивый не делился впечатлениями от Бет Хармон и компании, в Chess.com создали одноименный бот, спортсменки стали фотографироваться в образе вымышленной шахматистки-вундеркинда и прочее, и прочее. 

Удивительно, что в другой точке земного шара тема шахмат выстрелила примерно в то же время. В Москве с успехом идет русская версия бродвейского мюзикла «Шахматы», премьера которого стала настоящим событием. Лаконичные черно-белые афиши со словом из семи букв то тут, то там всплывали на просторах российской столицы. А в конце декабря силами создателей мюзикла – компании «Бродвей Москва», Метрополитена, Федерации шахмат России и других партнеров – на «красной» ветке метро был запущен тематический поезд «Шахматы», где собрано все самое красивое и выдающееся, связанное с нашим видом спорта в массовой культуре.  

Фильм «Чемпион мира», в свою очередь, обещает стать настоящим блокбастером. Создатели во главе с режиссером Алексеем Сидоровым сохранили общую историческую канву, при этом оставив много пространства для творчества. Конечно, представители профессионального сообщества найдут в фильме много спорных мест, и мне при просмотре сильно мешала профессиональная деформация, но, как мне кажется, кино найдет отклик у широкого зрителя, и этот отклик будет положительным. 

Благодаря Дмитрию Олейникову, ставшему консультантом по шахматной составляющей и даже сыгравшему роль обозревателя в телевизоре, мне удалось несколько раз съездить на съемки, получить массу впечатлений и сделать много фотографий. Отдельное спасибо съемочной группе, которая была очень благосклонна и позволила приезжать и снимать в любое время.   

В целом, шахматы обладают удивительной притягательностью: очень часто ими в уже вполне сознательном возрасте начинают увлекаться люди, бывшие совершенно далекими от них. На съемках порой можно было увидеть играющих операторов, а уж позиции и ходы из партий Карпова и Корчного обсуждались очень обстоятельно и серьезно. Актерам приходилось заучивать довольно объемные куски партий, а также перенимать привычки шахматистов, чтобы выглядеть максимально органично. К тому же представитель известнейшей актерской династии Иван Янковский, сыгравший Анатолия Карпова, а также его друг-коллега Михаил Тройник, воплотивший образ Юрия Балашова, очень увлеклись шахматами и регулярно играли онлайн. Иногда Иван работал с Даниилом Дубовым.

 

Константин Хабенский наблюдает за игрой коллег
 

Первой съемкой, на которую мне удалось попасть, был описанный выше баскетбольный матч. В таких масштабных сценах поражает техническая сторона вопроса: это трудно описать, но очень любопытно наблюдать вживую. Остальные сцены были гораздо более камерными. В другой раз мне посчастливилось увидеть то, как снимались пресс-конференции (уж эта часть работы мне все-таки понятнее, чем баскетбол). В зале издалека трудно было разглядеть «спикеров», однако довольно быстро я услышала очень знакомый голос. В человеке в очках и сером советском пиджаке, сидящем в центре стола, я через видоискатель разглядела Виктора Сухорукова – одного из любимых наших актеров. 

 

Виктор Сухоруков воплотил образ Виктора Батуринского


Я уже знала, что Виктора Корчного играет Константин Хабенский, и когда он появился на площадке, можно было в полной мере оценить отличную работу костюмеров и гримеров. На мой взгляд, им прекрасно удалось добиться внешнего сходства, а внутреннее наполнение – уже дело рук самого мастера. Можно сказать одно: огромное удовольствие наблюдать, как работают большие артисты.

Еще раз стать свидетелем магии кино в действии удалось на съемках финальных партий претендентских матчей Корчного – с Петросяном и Полугаевским. Авторы постарались максимально точно воспроизвести все детали тех поединков: от аутентичной афиши, грима, костюмов, реквизита до актерских перевоплощений. Дмитрий Олейников работал на всех сценах игр и следил за тем, чтобы все шахматное было исполнено максимально точно. 

 

Константин Хабенский в роли Виктора Корчного
 

Как известно, Корчной и Петросян люто ненавидели друг друга, поэтому не пожимали руки и не подписывали бланки соперника. А Полугаевский все-таки не оставил без ответа протянутую руку Корчного, когда тот оформил победу в полуфинальном матче. Но сделал это с оглядкой. 

Сам скандально-легендарный матч в Багио был воссоздан с миллиметровой точностью: декорации, реквизит, партии… Артисты, играющие под массивной белой афишей, к тому моменту еще сильнее слились со своими персонажами, под чутким руководством Дмитрия Олейникова уверенно разыгрывали партии и с интересом анализировали процесс в перерывах и на репетициях. На съемках, в полной тишине, под стук ходов и часов, создавалось ощущение настоящего шахматного матча.

 

Матч в Багио
 

Тот резонансный матч 1978 года при 21 ничьей завершился победой Анатолия Карпова со счетом 6:5. Чемпион мира выиграл заключительную 32-ю партию и сохранил корону.

Но какой матч возможен без секундантов? Вот и в кино им отведена особая роль. Порывистый Михаил Таль, рассудительный Игорь Зайцев, вдумчивый Юрий Балашов также заняли свое законное место в этом киноповествовании. 

Пандемия сильно осложнила все сферы жизни, но тем не менее это масштабное кинополотно увидело свет. Не могу говорить за всех шахматистов, но мне всегда очень хотелось увидеть наш вид спорта в большом кино. Увидеть не как случайный элемент или штрих к портрету протагониста, а как самостоятельную сущность, которая зачастую становится для героя всем и заменяет ему все, толкает на судьбоносные поступки, делает из друзей врагов или из малознакомых людей – соратников. Ведь бывших шахматистов не бывает, и даже тем, кто давно бросил играть, порой снится обидное поражение и вспоминаются проигранные партии; они увлекаются расставленной на доске позицией и начинают ее анализировать, забыв про другие дела.  

Этот материал – ни в коем случае не рецензия, не призыв к просмотру и не попытка проанализировать фильм. Те, кто пойдут смотреть «Чемпиона мира», сложат собственное мнение. Я же просто делюсь своим опытом пребывания на съемках настоящего большого кино с великолепными артистами и профессиональной командой, а также прилагаю несколько фотографий, ждавших публикации больше года.

«Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь».