7 марта 2018

Ликбез для претендентов

О вечере памяти В. Дворковича рассказывает Владимир Барский

В воскресенье 4 марта в Москве состоялся вечер памяти Владимира Яковлевича Дворковича (30.12.1937-29.06.2005) – авторитетного международного арбитра и журналиста, очень эрудированного человека. В Шахматной гостиной, которая носит его имя, собрались друзья и коллеги Владимира Яковлевича, его родные – жена Галина Львовна, сыновья Аркадий и Михаил, внуки. Приехали участники Мемориала Таля, а также 12-й чемпион мира Анатолий Карпов, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и другие известные люди.

Открыла вечер хозяйка Гостиной Галина Львовна, которая рассказала, каким был Владимир Яковлевич заботливым семьянином, как он радовался и переживал за своих близких. При этом он беззаветно любил шахматы и очень ответственно относился к своей работе.

Анатолий Карпов вспомнил, что познакомился с Дворковичем почти 60 лет назад: «В далеком 1961 году в Боровичах Новгородской области состоялся мой дебют в первенстве России среди юношей. Дворкович трудился там ответственным секретарем судейской коллегии. К тому времени я, выступив в городском чемпионате Златоуста, выполнил норму 1-го разряда, но мне не успели выписать квалификационное удостоверение. Поэтому среди участников турнира в Боровичах я, по-моему, оказался единственным де-юре второразрядником. Тем не менее, мне удалось повторить норматив 1-го разряда, о чем собственноручно и документально засвидетельствовал Владимир Яковлевич. Тогда он жил и работал в Таганроге, спустя несколько лет переехал в Москву. После чего наши пути-дорожки часто перекрещивались на многих соревнованиях с моим участием…»

Воспоминания перемежались музыкальными номерами. Перед гостями выступил 6-летний пианист Елисей Мысин. Он исполнял весьма сложные произведения, причем вначале играл стоя, чтобы удобнее было дотягиваться до клавиш, а потом нырнул под фортепиано и пристроил себе под ноги специальную подставку. Невольно вспомнилась знаменитая фотография, на которой Хосе Рауль Капабланка играет в шахматы с отцом.

11-летняя Софья Тюрина блестяще играла на саксофоне, а пианист Александр Малофеев в свои 15 лет стал уже настоящей звездой, на его концерты непросто достать билеты. По словам Марка Глуховского, который вел вечер вместе с Аркадием Дворковичем, Малофеев в музыке – гроссмейстер экстра-класса, с рейтингом 2700-2750.

По словам Виши Ананда, он познакомился с Владимиром Яковлевичем в середине 90-х годов на одном из турниров в Линаресе. «Я сейчас листал один из номеров журнала “64”, которые разложены тут на стульях, и наткнулся на старую фотографию, где запечатлены Владимир Дворкович, Александр Рошаль и Гарри Каспаров. И перенесся мысленно в то далекое время… Мы не так много общались с Дворковичем, поскольку мешал языковой барьер, но было видно, что он наслаждается атмосферой крупных шахматных соревнований, ему это близко и дорого».

Владимир Крамник: «С Владимиром Яковлевичем было очень интересно общаться, он вникал во все детали. Помню, как-то раз мы целый час обсуждали какие-то нюансы шахматных правил. Он был одним из наиболее компетентных организаторов, с которым мне посчастливилось быть знакомым. Он мог чуть ли не в одиночку провести турнир любого уровня, а когда возникала необходимость, умел собрать команду, в которой, в зависимости от обстоятельств, работал и выдающимся дирижером, и превосходным исполнителем. Он постоянно занимался совершенствованием правил и регламентов, входя в несколько Комиссий ФИДЕ, по праву считался главным статистиком шахмат в СССР и России. Безусловным признанием заслуг В.Я. Дворковича, одного из чрезвычайно эрудированных шахматных арбитров, стало его избрание на пост председателя коллегии судей РШФ».

Михаил Дворкович прочел свое стихотворение с простым названием «Папе»:

Распоряжаться жизнью нам дано не часто,
Лишь изредка даровано судьбой
И только молодым энтузиастам
Вести эксперименты над собой.

Сначала, в детстве нас судьба проверит
На стойкость, на живучесть, на удачу,
А если выживем и устоим, поверит,
И в юности отправит под раздачу.

Пройдя все жернова, огонь и воду,
Набравшись знаний, опыта и веры,
Докажем своё право на свободу
И будем жить, не зная силам меры.

Мы будем созидать не ради славы,
Не для того мы созданы на свете.
Известность – настоящая отрава!
Важнее, чтоб гордились нами дети!

Оказалось, что Аркадий Дворкович тоже написал стихотворение, посвященное памяти отца. Немного позднее, уже во время ужина он его прочел:

Папа, мы тебя заждались! Ты где?
Все турнирные партии сыграны.
Отражается в тихой воде
Весь наш мир. И не стыдно, не стыдно нам.

Потому что мы помним, как ты,
Не боясь ничего и не жалуясь,
Шахматистов растил, как цветы –
Не за хлеб, за спасибо-пожалуйста.

И секунды ловя на лету,
Мы стараемся жить, соответствуя,
Чуть смягчая твою прямоту,
Но борьбу без поблажек приветствуя.

И победы приходят опять,
И летят самолеты ввысь.
Только б главное не потерять…
Пап, ты где? Мы тебя заждались!

По предложению Аркадия Владимировича три чемпиона мира – Анатолий Карпов, Виши Ананд и Владимир Крамник – сыграли консультационную партию с тремя молодыми гроссмейстерами – Сергеем Карякиным, Яном Непомнящим и Даниилом Дубовым. В роли демонстратора выступил Шахрияр Мамедьяров. Ходы шахматисты делали по очереди, друг с другом не советуясь. Поначалу молодые перехитрили старших товарищей и выиграли фигуру, но их подвело стремление не просто выиграть, а выиграть эффектно. В итоге они просчитались в длинном форсированном варианте, благодаря чему чемпионы отыграли фигуру и остались с двумя лишними пешками, которые успешно реализовали.

Марк Глуховский предложил гостям несколько тестов на знание правил шахмат. Например, такой.


Только что белые побили пешку на с7, но у них упал флаг. Какой результат должен зафиксировать арбитр?

Владимир Крамник присудил бы победу белым, Сергей Шипов – черным, а правильный ответ дал Евгений Мирошниченко: ничья. Белые не могут выиграть, потому что просрочили время, а черные – потому что нет никакого легального продолжения, ведущего к их победе (легко убедиться, что после двойного взятия на с7 черный король получает мат).

С помощью международного арбитра Алексея Москвина шахматисты разобрали недавний казус из партии Карлсен – Инаркиев, а также вспомнили знаменитую «пляску коней» из партии Сочко – Фойшор. В общем, хорошенько повторили шахматные правила, а это совсем не лишнее накануне турнира претендентов, куда вскоре отправятся четыре участника Мемориала Таля: Владимир Крамник, Сергей Карякин, Александр Грищук и Шахрияр Мамедьяров. Многоопытный Анатолий Авраамович Быховский предложил проводить конкурсы на знание шахматных правил, а победителям вручать призы имени В. Дворковича.

Приятно осознавать, что родные Владимира Яковлевича продолжают дело, которому он посвятил всю свою жизнь. В Гостиной имени В. Дворковича работает детская шахматная школа, регулярно проходят шахматные и музыкальные вечера, состоялось множество международных соревнований – Кубок Дворковича, «Щелкунчик», гандикап-турниры. Мемориал Таля стал традиционным, собирает звезд мировых шахмат. И, как уверил гостей вечера Аркадий Дворкович, работа по пропаганде шахмат обязательно продолжится.

Да будет так!