31 октября 2016

Классики на земле героев

Дмитрий Кряквин рассказывает о турнире имени М.И. Найдова в Кемерово

Пока в Новосибирске участники Суперфинала чемпионата России сражались за новенькие иномарки и медали (ну, и чуть-чуть денюжек полагалось гроссмейстерам), в Кемерово прошел один из последних этапов серии Рапид Гран-при России 2016 года. Предстоят еще Мемориал Александра Ластина и Кубок Губернатора Югры, но в Сибири это была последняя битва гигантов скоростной игры.

Мое путешествие на турнир началось с приятной встречи в поезде со стойкой журналов «Шахматного обозрения-64». Много лет тому назад, когда ваш автор был активным шахматистом и колесил по России на стальных крейсерах РЖД, то был свидетелем динамики местами не самых простых отношений «железки» и последнего шахматного журнала нашей страны. Хорошо помню, как в середине «нулевых» в купейных вагонах можно было отыскать лишь старые потрепанные номера полугодовой давности, да и то для этого надо было обойти весь состав. А однажды какая-то конкурирующая фирма беззастенчиво охмурила руководство железнодорожников, подменив главный журнал поездов на брошюрку моды.

Но разлука длилась недолго, а сейчас взаимодействию РЖД и «64» можно только порадоваться. В каждом вагончике по три свеженьких журнала! Поэтому даже если вы едете в плацкарте, обязательно загляните в купе, дорогие читатели. Вам даже 80 рублей не придется потратить (а кто не любит халяву?), чтобы изучить новые статьи Алексея Кузьмина и десятков других авторов. Итак, ознакомившись с подробностями как битвы Стейница против Андерсена, так и с шедеврами современных монстров шахматной мысли, господин корреспондент очнулся в Кемерово.

Уэсли, какая встреча!

Удачно получилось, что открытие турнира имени героя Кузбасса Михаила Ивановича Найдова, шахтера и горного мастера состоялось во время выходного в Новосибирске, что позволило прибыть в свою вотчину Максиму Ивахину, который судил Суперфинал. Сибирь – регион особенный, там невероятно ответственно относятся к подобного рода торжествам. Не стало исключением и Кемерово. Всех наградить, знаки отличия с серебряными и золотыми инкрустациями вручить. Руководители города и представители главы региона тепло приветствовали виновника торжества – легенду шахтерского дела, второй любовью в жизни которого всегда являлись шахматы.

Турнир собрал приличный состав, даже несмотря на то, что Суперфинал не позволил сыграть в рапид Дмитрию Бочарову с Павлом Малетиным, а многие во главе с Павлом Понкратовым поехали сражаться в Мемориале Чигорина. Тем не менее, на кузбасскую землю ступили главный современный классик Алексей Дреев, суперфиналист-2013 Антон Шомоев, открытие чемпионата мира по блицу-2014 Сергей Юдин (за два тура до финиша Серега был близок к медали и играл с Магнусом Карлсеном), суровый теоретик Павел Смирнов, Крузенштерн шахматного мира и мой старый добрый товарищ-земляк Василий Папин, лидер Красноярска Сергей Заблоцкий и многие крупные спецы по быстрой игре: Иван Бочаров, Михаил Демидов, Ян Джумагалиев, Егор Пахомов, Дмитрий Аниконов, Роман Кезин и Дмитрий Хегай.

Достойно выглядела местная когорта: секундант Гарри Каспарова в матче 1995 года против Виши Ананда Евгений Пигусов, отважный староиндиец и «золотой голос Сибири» Владимир Невоструев, давненько уже перебравшийся из столицы в Кемерово известный мастер, журналист и блоггер Николай Власов. Хорошо проявили себя и другие кемеровские шахматисты. Сильна кузбасская школа, но больше всего меня порадовала высокая культура хозяев поля. Как известно, любители бывают разные, и подчас на этапах Гран-при после партии можно услышать о себе всякое. Даже в городах с невероятными традициями встречаются известные всем «самородки». А тут судейская бригада во главе с Владимиром Федоровым и беззаботный Апелляционный комитет могли только наслаждаться процессом. Возможно, я чего-то не заметил или была проведена селекционная работа перед стартом, но общее впечатление осталось именно такое. Все, с кем я играл и с кем общался, были людьми исключительно приятными.

На мандатной комиссии приезжих встречала акция «застрахуйся всего за 45 рублей». Получается, тот, кто свистнул в поезде из купе журнал «Шахматное обозрение-64», уже был на 35 рублей в плюсе! Правда, брали взносы со всех, в том числе и гроссмейстеров. Понятно, конечно, что ныне гроссмейстер в глазах Минспорта – это вообще черт знает кто, и тут даже увольнение автора печально-знаменитого ответа Анатолию Карпову, а также фигуранта допингового скандала Юрия Нагорных вряд ли поможет шахматистам. Тенденция налицо.

Кто-то может сказать, что вот, мол, корреспондент прием получил, приз взял, а жалуется на потерю 800 руб. Нет, просто в детстве у меня над кроватью висела статья Максима Ноткина про чемпионат Москвы, где автор утверждал, что вопрос взносов для сильного шахматиста – самый принципиальный. И в нем надо стоять до последнего. Тем не менее, директор турнира Юрий Скворцов и его команда так хорошо делали свою работу, да и обстановка была такой теплой, что впечатления от турнира остались исключительно положительные.

На старте кемеровчане получили взбучку от женского карательного отряда: Невоструев был повержен Анастасией Травкиной (эта суровая «Немезида» проехала 4 дня в поезде, чтобы нокаутировать бедного Владимира Валерьяновича), а Власов сыграл вничью с Анастасией Сазоновой. Потом же местных бойцов было не остановить – Николай финишировал пятым, Невоструев и Владислав Гончаров попали в тройку, отбросив за призовую зону Антона Шомоева. Вне конкуренции оказался только Алексей Дреев, который «с запасом» занял первое место. Скандалов, интриг и расследований, как я уже писал, на турнире не было. Не было и главного источника моего вдохновения по версии Игоря Лысого. Поэтому напоследок предлагаю вам изучить фотографии – мои и Александра Скворцова. Они еще лучше передадут атмосферу турнира имени Найдова.

Командный чемпионат азиатских городов