16 июня 2014

Игорь Лысый: С «Гудини» мы все – суровые аналитики

С победителем Высшей лиги побеседовала Этери Кублашвили 

– Игорь, поздравляю с крупной победой! Недавно ты успешно выступил в одном из европейских турниров, сейчас выиграл Высшую лигу. Чувствуешь подъем?

Да, до этого я занял второе место в Румынии, действительно выступил очень успешно. Но какого-то особого подъема, качественного усиления не ощущаю. Скорее всего, это просто какая-то волна, удачное стечение обстоятельств, когда партии, которые, в общем-то, могли закончиться поражением, вдруг заканчиваются победами. Видимо, этим и объясняется то, что результаты так удачно один за другим следуют. Но я отлично понимаю, что всё могло быть по-другому.

–Какую партию Высшей лиги можешь назвать ключевой?

Скорее, выделю две ключевые партии. Одна в шестом туре с Эрнесто Инаркиевым, как раз после выходного: у Эрнесто был белый цвет и на пол-очка меньше. Перед партией я чувствовал, что вряд ли борьба пройдет в спокойном ключе, и готовился во время выходного с таким настроением, что ничьей точно не будет. Тем более, Эрнесто отличается очень бескомпромиссным, боевым стилем игры. Поэтому я с самого начала пытался морально настроиться на большую борьбу. И, в общем-то, так оно и вышло. В какой-то момент Эрнесто пожертвовал фигуру, получив серьезную компенсацию, сильную атаку. Весьма вероятно, что в цейтноте в один момент я получал очень тяжелую позицию. К счастью, после цейтнота выяснилось, что всё для меня закончилось очень удачно, и я выигрываю. Это первая важная партия.

А вторая – в следующем туре с Максимом Матлаковым. Кстати, мой комментарий по горячим следам оказался полной ерундой. После компьютерной проверки выяснилось, что у Максима действительно было получше, но «большой перевес» – это явное преувеличение. Моя позиция была довольно неприятной, но не более того. А если бы он сделал «выигрывающий», как нам казалось в анализе после партии, ход, то там за белых находился компьютерный ответный удар, и перевес переходил на мою сторону. Но в целом по характеру борьбы, чисто по-человечески позиция у меня была неприятная. И то, что Максим перегнул палку и даже проиграл, стало вторым ключевым моментом, и, видимо, именно это решило исход турнира. Так что шестой-седьмой туры оказались решающими.


– Понравилась ли организация?

Безусловно, я впечатлен инфраструктурой Дальневосточного федерального университета. Здесь прекрасные спортивные площадки и замечательный комплекс, в котором мы играли. Также можно отметить очень хорошие номера, в которых мы жили. Я отлично помню, что где-то с середины 2000-х годов Высшая лига была крупнейшим турниром, в котором участвовали все, кто не имел права играть в Суперфинале. Потом как-то с течением времени, в связи с тем, что не было приема, и люди играли практически за свой счет, она перестала быть самым серьезным и ключевым соревнованием года в России. Хочется думать, что наступил поворотный момент – на Высшей лиге снова давали прием участникам, и может быть, сейчас всё начнет возвращаться на круги своя, отказов от выступлений в Высшей лиге будет меньше и меньше. Считаю, что Российская шахматная федерация сделала шаг вперед в этом вопросе.

– До этого тебе доводилось выступать в Суперфинале?

Нет, я ни разу в Высшей лиге не набирал больше 5 очков из 9. Поэтому, естественно, и Суперфинал буду играть впервые.

– Какие эмоции испытываешь по поводу выхода в Суперфинал? Будешь к нему как-то особенно готовиться?

Пока главная эмоция связана с тем, что здесь я выступил очень успешно, заработал на хлеб, а когда определятся сроки и место проведения Суперфинала, то пойму, как буду готовиться. Это уже будет отдельная тема. Пока что эмоции связаны с тем, что уже случилось.


- Известно, что ты занимаешься обширной тренерской деятельностью. С кем сейчас занимаешься, преподаешь ли шахматы?

– Моя обширная тренерская деятельность – это преувеличение, особенно в последнее время. Я работаю спортсменом-инструктором Уральской шахматной академии в Екатеринбурге, и первоочередная задача у меня, как записано в трудовом договоре, – представлять Свердловскую область на соревнованиях. Да, периодически я читаю отдельные лекции; например, после Румынии рассказывал о своих партиях. Однако регулярной тренерской деятельностью это назвать нельзя, это разовые выступления. И персонально я сейчас никого не тренирую. В данный момент у меня довольно много турниров, поэтому я занимаюсь сам, готовлюсь к соревнованиям.

– Недавно в составе команды «Малахит» ты стал чемпионом России. Какая атмосфера в команде, где собрались ведущие гроссмейстеры мира?

Атмосфера у нас великолепная, ходить на собрания всегда очень весело и интересно. С учетом того, что солирует на собраниях Наум Николаевич Рашковский, скучно нам не бывает. Таким вот веселым нравом тренера, наверное, и объясняется доброжелательная атмосфера в команде. Играть всем вместе приятно, интересно, и мы стараемся показывать высокие результаты. В этом году стали чемпионами России со второй попытки – год назад финишировали вторыми. Также мы остались вторыми на чемпионате Европы, но намерены двигаться вперед!

- Мой коллега Дмитрий Кряквин недавно написал в своем блоге: «Горе тому, кто не изучает Лысого!», назвав тебя «суровым аналитиком». Считаешь себя таковым? Согласен с тем, что вносишь большой вклад в развитие теории дебюта?

Сейчас у всех мощные компьютеры, и когда мы включаем «Гудини», то все становимся большими аналитиками. Конечно, мнение Дмитрия мне, безусловно, лестно. Но с нынешним развитием техники при определенном упорстве, отдаче времени и сил качественно анализировать стало значительно проще, чем лет 5-6 тому назад. Хотя тогда анализировать было интересней.


- Хотела бы коснуться острой темы. Как обстоит у вас в области ситуация с шахматными федерациями?

– Как известно, у нас в регионе две шахматные федерации. Одна аккредитована министерством спорта Свердловской области. А вторая, – и мое мнение, может быть, пристрастно, поскольку я являюсь вице-президентом этой федерации, – значительно более представительная. У нас гораздо более прозрачные юридические документы. В частности, могу сказать: сколько людей подали заявлений в нашу федерацию, столько и стали членами нашей организации. Тогда как во вторую, аккредитованную федерацию даже вступить невозможно. Я вот пытался дважды, писал заявление о вступлении, но ни к какому результату это не привело, всё как-то молча игнорировалось. В августе у наших партнеров по развитию шахмат в Свердловской области истекает срок действия аккредитации, и мы готовимся к участию в конкурсе на соискание государственной аккредитации.

– А как обстоит дело с развитием шахмат в регионе?

Я бы тут даже шире посмотрел на ситуацию. Если говорить о ситуации с развитием шахмат в Уральском федеральном округе в целом, то мое личное мнение: это катастрофа! Нашему самому молодому гроссмейстеру, Павлу Понкратову скоро исполняется 26 лет. Повторюсь, Паша – самый молодой гроссмейстер УРФО, не считая блистательной Александры Горячкиной, но она женский гроссмейстер. На мой взгляд, это свидетельство сложившейся в регионе неблагоприятной ситуации с развитием шахмат.

– Какие предпринимаются шаги, чтобы улучшить ситуацию?

Если мы станем аккредитованной федерацией, то будем предпринимать шаги, чтобы эту ситуацию изменить, хотя бы в масштабе Свердловской области.

– Какие твои дальнейшие профессиональные планы?

В июле буду участвовать в финале Всероссийской универсиады в составе своего вуза, Уральского государственного горного университета. Турнир стартует в Казани 1 июля, а в августе у меня достаточно интересные планы: буду участвовать в составе клубной команды в китайской лиге «Б».

– До этого бывал в Китае?

Нет, впервые полечу.

– Поздравляю, сначала – Дальний Восток, потом – Китай!

Да. Я тут потренировался, уже можно дальше лететь!

– Кто оказывает поддержку? Университет?

Да. Университет последние лет семь играет огромную, в том числе и финансовую роль в моем шахматном совершенствовании. Я хотел бы поблагодарить ректора Уральского государственного горного университета Николая Петровича Косарева за ту помощь, которую он мне всё это время оказывал в учебе и в финансовом плане. В итоге я два года назад получил диплом, а сейчас учусь аспирантуре. Также целый ряд турниров стал оплачивать клуб «Малахит». Главная заслуга в появлении команды, конечно, принадлежит Науму Николаевичу Рашковскому, и я ему очень благодарен за то, что в прошлом году чемпионат Европы и Кубок мира мне оплачивал «Малахит».

– Во время одного из разговоров ты упомянул, что сейчас получаешь второе высшее образование. Что это за специальность?

Я получаю спортивное образование в Южно-Уральском государственном университете в Челябинске. Буду в июле защищать диплом. В любом случае вся моя жизнь будет связана со спортом, с шахматами, поэтому я посчитал, что на базе моего высшего экономического образования мне необходимо получить еще спортивное, и в июле этот процесс завершится. Скоро мне предстоят госэкзамены, так что мое второе высшее образование выходит на финишную прямую.

– Игорь, желаю удачи!

Спасибо. 

Командный чемпионат азиатских городов