11 марта 2015

Евгений Наер: Между "блестяще" и "фантастически"

Чемпион Европы ответил на вопросы корреспондента сайта РШФ Этери Кублашвили

– Евгений, поздравляю с успехом на чемпионате Европы! Как оцениваешь свое выступление?

– Спасибо. Свое выступление оцениваю между «блестящим» и «фантастическим», потому что даже не знаю, какие эпитеты подобрать. Разумеется, это стало сюрпризом для всех, но для меня – в наибольшей степени, потому что на турнир я ехал с идеей сыграть достойно, отобраться на Кубок мира. Но поскольку турнир пошел хорошо…

В принципе, все вспоминают партию первого тура, где я играл с израильской шахматисткой Ольгой Васильев. Партия получилась отчасти забавная, не очень высокого качества: и я зевал, и моя соперница зевала. В итоге мне удалось выиграть ладейный эндшпиль, где у каждой из сторон оставалось по две пешки. И вот в середине турнира и даже ближе к его окончанию ко мне все еще подходили люди с вопросом: «Как же ты выиграл в первом туре?» Казалось бы, столько событий после этого произошло, но эта партия врезалась людям в память. Кстати, она оказалась самой длинной в первом туре, продолжалась сто с чем-то ходов – так долго никто не играл.

– Сам какую партию считаешь наиболее удачной?

– На мой взгляд, наиболее удачной можно назвать тяжелую партию с Давидом Наварой. Я играл черными против очень сильного шахматиста, которому до этого проиграл две последние партии черными. Мне кажется, что я играл довольно здорово, причем в таком жанре, который не очень у меня получается – пришлось защищаться. Может быть, позиция получилась и неплохая, но Давид атаковал, а это он умеет делать превосходно. Он сделал блестящий ход 17. Ng5, который я не видел, но мне удалось сохранить холодную голову и найти все лучшие защитные ресурсы. Отбив натиск белых, я вовремя предложил ничью.

С введением новых правил, позволяющих предложить или согласиться на ничью в любой момент, игра стала немножечко другой; мне кажется, это важно отметить.

– Когда, после какой партии появилось ощущение, что можешь выиграть турнир?

– Безусловно, после победы над Антоном Коробовым, когда у меня стало «+6», и я возглавил гонку. Перед партией с Антоном я был в дележе первого-третьего мест и понимал, что если удастся выиграть белыми, то появляются серьезные шансы на первое место. До этой встречи я не был фаворитом: у меня были хуже дополнительные показатели, чем у конкурентов, поэтому ни одна «дележка» меня не устраивала.

– Что можно сказать про организацию? Была ли специфика у чемпионата в Иерусалиме?

– Во-первых, надо сказать, что очень редко чемпионаты Европы проходят в таких фантастических городах, культурных центрах, как Иерусалим – я не помню ничего подобного. Были хорошие места проведения, например, Риека; может быть, во Франции тоже было здорово, но я там не играл. Но чтобы можно было выйти на прогулку и посмотреть Старый город, увидеть исторические места, с которыми столько всего связано, – это, конечно, замечательно и очень интересно для многих участников.

Что касается условий игры, то очень часто в больших турнирах главной проблемой является зал. Обычно зала, расположенного в гостинице, не хватает. Помню, в Ереване все было в порядке, но приходилось выходить дышать на балкончик, потому что воздуха не хватало. В этом плане в Иерусалиме было все хорошо.

Единственное, произошла накладка с расселением в первый день. Причем, по-моему, дольше всех ждали я, Антон Коробов и Денис Хисматуллин. В итоге оказалось, что не зря ждали (смеется).


– Удалось посмотреть город, съездить на экскурсии?

– На Мертвом море, куда возили участников в первый выходной день, я уже был, а на экскурсию по Старому городу сначала собирался поехать. Но второй выходной был перед заключительным туром, я напряженно готовился к Денису, пересмотрел тысячу дебютов. Хорошо, что Эмиль Сутовский с женой меня вывозили посмотреть исторические места, поэтому я увидел все, что хотел.

– В прошлом году чемпионом Европы стал Александр Мотылев, тренер мужской сборной. Можно ли говорить о том, что работа с командой способствует успеху в такой сильной и изматывающей щвейцарке?

– Тут есть две линии. С одной стороны, можно сказать и про тренеров, ведь еще чемпионом Европы становился Владимир Поткин.

Но также все знают, и во многих поздравлениях об этом говорилось: чтобы стать следующим чемпионом Европы, надо покупать квартиру в Котельниках. Я сейчас оттуда уехал, но раньше мы с Володей жили практически в соседних подъездах, а Александр живет примерно в 30 секундах ходьбы. Очень близко к Котельникам живет гроссмейстер Сергей Григорьянц, хотя чтобы добраться до нас, ему приходится переходить через дорогу. Возможно, Сергею стоит задуматься о более плотном участии в чемпионатах Европы!

– Много идей родилось в Котельниках?

– Безусловно. Хотя сейчас шахматными идеями мы обмениваемся в меньшей степени, по крайней мере, я с ребятами шахматами не занимаюсь. Но на этом чемпионате мы очень много общались с Володей и Сашей, и пару неоценимых советов они мне дали.

Самый важный шахматный совет я получил от Александра Мотылева перед партией с Нисипяну. Я играл белыми, мой основной ход 1. e4, а Ливиу-Дитер играет в ответ 6-7 дебютов. Обычно в таких ситуациях я не готовлюсь к партии, поскольку считаю это бесполезным. Но Саша сказал, что будет русская партия.

Логика была такая: до этого Ливиу-Дитер очень быстро сыграл вничью с Коробовым белыми, а значит, он очень хочет отобраться на Кубок мира и, скорее всего, черными выберет наиболее солидный дебют – русскую партию. В базе примерно из 200 партий у него было сыграно всего три русские партии, но у нас на самом деле получился именно этот дебют.

Не уверен, что без совета Саши я бы стал готовиться к русской, а в результате удалось получить большой дебютный перевес; и хотя потом произошло много событий, это все-таки был очень важный момент. Не зря Александр является тренером мужской сборной, у него очень хорошая интуиция.


– С кем, помимо друзей из Котельников и Эмиля Сутовского, поддерживаешь дружеские отношения?

– Долгие годы я занимался с Женей Воробьевым. Сейчас он, в силу семейных обстоятельств, стал мало играть; надеюсь, что в дальнейшем ему удастся выступать чаще. С Мишей Кобалия дружим.

После турнира я получил массу поздравлений от многих хороших людей, за что им очень признателен. Действительно, за меня болели, и это тоже очень важно.

– Что нового привнесла работа с женской сборной в плане собственных выступлений в соревнованиях?

– Так получилось, что накануне чемпионата Европы были проведены сборы с командой. Сергей Рублевский и я занимались с нашими девушками, решали разные вопросы. Судя по результатам, занятия получились плодотворными.

Насколько я помню, Сергей Рублевский пересек планку в 2700 не тогда, когда работал с Владимиром Крамником, а после того, как начал тренировать женскую сборную. Мне кажется, он говорил об этом в одном из интервью.

Прежде всего, я считаю, что уровень проблем, которые решает женская сборная, уже очень серьезный. Лучшие шахматистки конкурентоспособны на мужском уровне: например, сейчас Валентина Гунина поделила первое место на очень сильном блицтурнире в Юрмале; о Хоу Ифань и говорить не приходится.

Во-вторых, я бы отметил позитивный настрой нашей женской сборной. С нашими шахматистками очень приятно общаться, у них много положительных эмоций, и перед турниром это очень помогает. Я считаю, что в моей победе, безусловно, есть и их доля.

Прочитал на сайте РШФ поздравление от наших девушек, Сергея и Александра – большое им спасибо! Я желаю нашим девушкам успешного выступления на чемпионате мира в Сочи, и очень надеюсь, что кто-то из них выйдет на матч с Хоу Ифань.


– А с кем проще работается: с мужчинами или женщинами?

– Дело в том, что я никогда не работал с мужской сборной, только отдельно с некоторыми шахматистами. А индивидуальная работа и работа с командой – это разные вещи, поэтому мне трудно сравнивать. Могу отметить, что с нашими девушками работать легко: видно, что занятия им интересны, и к работе они относятся предельно профессионально.

– Успеваешь ли заниматься с кем-то индивидуально?

– В последнее время нет, хотя возможность может представиться в любой момент. Как-то мы готовились к Кубку мира с Дмитрием Яковенко. Правда, оба потом выступили не очень удачно, но, тем не менее, работать было интересно. Общение с шахматистом высокого класса обогащает.

– Во время зимнего турнира «Щелкунчик», который проходил по инициативе Олега Скворцова, вы с Сергеем Рублевским выступали в роли комментаторов. Как оценишь такой опыт?

– Блестяще! Этот вид работы очень интересен, мы с Сергеем получили массу удовольствия. Мы комментировали очень сильный турнир – все помнят, какие звезды здесь сражались. Не секрет, что сейчас большая часть домашней работы проходит с компьютером, и в этом есть свои минусы, потому что, может, дебют-то улучшается, но это происходит в ущерб очень многим другим игровым навыкам. А на «Щелкунчике» мы с Сергеем без компьютера анализировали партии, обменивались мнениями. Безусловно, это было очень полезно. Если бы потом у меня были турниры, то не сомневаюсь, что почувствовал бы эту пользу немедленно.

Российское дерби последнего тура

– Какие у тебя амбиции как у игрока?

– Амбиции растут по мере роста результатов. Наверное, самая главная амбиция – это желание доказать, прежде всего, самому себе, что победа на чемпионате Европы не случайна, и что я могу хорошо играть и в других соревнованиях.

– Как будет проходить подготовка к Кубку мира?

– Честно говоря, еще не знаю, но обязательно буду серьезно готовиться, потому что этот турнир – главный в календаре для любого шахматиста.

– Какие увлечения и хобби, чем занимаешься в свободное от шахмат время?

– У меня семья, дочке 4 года. В основном, занимаюсь с ней, ее вопросами, и это дает очень много позитива. Наверняка это тоже поспособствовало успеху.

– Дочь начала заниматься шахматами?

– Она еще маленькая, но уже выучила, как ходят практически все фигуры, – так что пока на этом этапе.

– Какие любимые книги, фильмы?

– На этот вопрос трудно ответить, потому что всегда хочется перечислить примерно десяток. Но если фильм, то это будет «Покровские ворота», а если книга – то «12 стульев» Ильфа и Петрова.

– Наверное, во время турнира не до книг и фильмов?

– Да, потому что приходится много готовиться, идет очень много дебютной информации, которую приходится перерабатывать. Но зато в этот раз удалось пообщаться с друзьями, попить чаю, погулять, а на что-то большее, кроме подготовки, времени уже не оставалось.

– Евгений, спасибо за беседу и удачи!

– Спасибо!

Тройка лучших: Давид Навара (2 место), Евгений Наер (1 место) и Матеуш Бартель (3 место)

Фотографии официального сайта чемпионата Европы

Командный чемпионат азиатских городов