2 октября 2014

Евгений Свешников: У партий матча есть собственник

Выдающийся теоретик в беседе с Владимиром Барским рассказал о том, почему он хотел сыграть с Алексеем Шировым

– Матч этот для меня уникальный: еще до старта меня мало волновала спортивная сторона. Я прекрасно понимал (и даже сказал об этом Леше), что мои шансы невелики, но результат оказался даже ниже ожидаемого. Рассчитывал набрать полтора-два очка. Я хорошо подготовился, отдохнул; играя в Италии, старался себя не перетруждать, и подошел к матчу в хорошей форме. Это не оправдание, а объяснение: сегодня Леша на голову, а в данном матче – на две головы выше меня как практик. У меня не было иллюзий на этот счет. Я хотел провести матч так, чтобы не было стыдно за свою игру, и могу с чистой совестью сказать: матч получился интересным.

"Могу с чистой совестью сказать: матч получился интересным!"

Считаю, что дебютную стадию я выиграл. Особняком стоит лишь шестая партия; в ответ на редкое продолжение 14…h5 (это идея моего сына Володи) Леша сделал непринципиальный ход 15.Nf5, который мы смотрели совсем немного, буквально одну минуту, и я всё забыл. Прежде всего, надо было сыграть 17…0-0, после чего о перевесе белых можно забыть. А дальше на 19.Qd3 я, конечно, должен был пойти 19…Nc2.

Почему я так слабо провел шестую партию? Напрасно согласился на предложение Леши играть с контролем 50+10 по две партии в день. А главное, в последний день мы начали в 11 утра, а накануне закончили в полдевятого вечера. То есть это была уже четвертая партия за сутки. Леша находится в расцвете сил, а для меня такой график уже тяжеловат: мозг потребовал отдыха, отказался считать варианты. Я вообще заметил, что вторую партию каждого дня играл значительно хуже, чем первую. ФИДЕ сейчас смотрит сквозь пальцы на то, что многие организаторы проводят по два тура в день. В мои времена это вообще было недопустимо!

В первой партии Алексей допустил серьезную ошибку – 8…h6? Я выиграл пешку, но недооценил силу атаки черных. Надо было проводить эту же идею иначе – 9.Bxc6+ bxc6 10.f4!, после чего идет игра на два результата. Так что схема 2.b3 достаточно ядовитая; Широв не справился с дебютными проблемами. В новой книжке «Сицилианская защита. Пикник на обочине», над которой мы вместе с тобой работали, вместо 8…h6 рассматривается правильный ход 8…Nd4!

Во второй партии Леша получил по дебюту просто плохо. В третьей я разыграл надежный вариант, возникла примерно равная позиция, но черные допустили пару неточностей и столкнулись с серьезными проблемами. Я видел продолжение, которое позволяло мне выиграть фигуру, но подумал, что после вторжения моей ладьи на c7 у черных вообще нет ходов. А дальше Широв защищался отлично, и получилась ничья.

В четвертой партии Леша совсем беззубо разыграл челябинский вариант. Он вообще не очень уверенно его играет, хоть и набрал в нем около 80 процентов очков. Однако его трактовка варианта неубедительна. Я напрасно разменял своего слона на коня е3: после размена на е6 мой чернопольный слон стал хорошим, его надо было отвести на е7 или f8, чтобы он защищал единственную слабость в лагере черных – пешку d6. После этого я спокойно готовил бы наступление на ферзевом фланге, а у белых не было бы реальной контригры. Правильно меня потом отругал мой тренер за то, что я отдал слона. В дальнейшем мне следовало разменять коней на с2 и удерживать чуть худшую позицию. Я же отвел коня на с6, а потом на b8, и после перевода белого коня на f3 положение черных стало плохим. Хоть мне и удалось на флажке найти красивый ресурс Re7!, но позиция черных всё равно, к сожалению, осталась проигранной.

Пятая партия. Времени на подготовку почти нет; у меня был выбор из нескольких вариантов, и я решил проверить идею с 10.а4!?, которую нашел мой сын. К чести Леши надо сказать, что он разобрался в позиции, и это его лучшее достижение в матче. Возникла сложная, примерно равная позиция. Я мог сделать ничью, побив ферзем на а6, но сыграл более агрессивно – отправил коня на h5. А когда осталось мало времени, я уже не мог сопротивляться. Скажу больше: когда во второй партии я уронил флаг, то вообще не контролировал время. Это уже не звоночек: за последний год я потерял в темпо-шахматах около 150 пунктов рейтинга. Это колокол! И надо признать, что настало время играть только в ветеранских и в любительских турнирах. Если дебют и вообще первую половину партии я провожу на достаточно высоком уровне, ни в чем не уступаю суперменам, то последний час партии я просто «не по тому вопросу». Кстати, через три месяца я перейду в категорию ветеранов старше 65 лет и продолжу бороться за звание чемпиона мира в своем возрасте. (Через некоторое время Евгений Эллинович изменил свое мнение и начал подумывать о матч-реванше с А. Шировым – В.Б.)

"Настало время играть только в ветеранских и в любительских турнирах". Или еще не настало?

– Владимир Свешников стал хорошим теоретиком?

– Наконец-то у меня появился хороший тренер, который снабжает меня дебютными идеями! В детстве меня учил Леонид Аронович Гратвол; потом он иногда ездил со мной на взрослые соревнования, но в это время был уже, скорее, не тренером, а старшим товарищем, можно сказать, вторым отцом. Он многому научил меня по жизни, у нас до сих пор сохранились с Леонидом Ароновичем добрые отношения. Затем мне несколько раз помогали на турнирах Саша Панченко, Сережа Скуднов, Валера Арасланов – мои товарищами. Они меня поддерживали, но никто не давал мне новых дебютных идей. А сын нашел массу новинок! Он давно играет мои схемы, причем, что самое интересное, у меня никогда не спрашивал, где и как надо играть, старался до всего дойти самостоятельно.

Владимир и Евгений Свешниковы

Одна из идей матча заключается в том, чтобы объявить собственника наших партий. ФИДЕ не имеет к поединку никакого отношения, шахматная федерация Латвии не захотела принимать участие в его проведении. По согласованию со спонсором мы объявляем собственником партий шахматный клуб города Сургут. Зачем мы это делаем, если за матчем можно было наблюдать онлайн совершенно бесплатно? Вкратце напомню историю вопроса об авторском праве на партии.

Первые чемпионы мира Вильгельм Стейниц и Эмануил Ласкер включали в регламент матчей за корону пункт о том, что собственником сыгранных партий являются шахматисты. У них нашлись последователи – Михаил Ботвинник и Пауль Керес. У меня есть заключение по этому вопросу от Бориса Спасского и Анатолия Карпова, есть заключение трех академиков. В начале нового века я судился с Chess Assistan? но судья пресловутого Басманного суда Москвы приняла нелепое решение: игра в шахматы – процесс творческий, а запись партии – процесс механический, поэтому на запись авторские права не распространяются! Если следовать этой логике, то получается: когда Пушкин сочинял стихи – это было творчество, а перенес их на бумагу – совершил механическое действие. И с нотами то же самое.

Да, мы разрешили всем сайтам транслировать наши партии бесплатно. Но я заявляю: если Chess Base или Chess Assistant включат в свои базы партии матча без согласования с дирекцией шахматного клуба Сургута, то их ожидает судебная тяжба.

"По согласованию со спонсором мы объявляем собственником партий шахматный клуб города Сургут"

Как-то раз Игорь Аркадьевич Зайцев спросил у меня: «Женя, ведь мы же смотрели партии Ласкера, Капабланки, Смыслова. Почему люди не могут посмотреть наши партии?» Я ответил: «Пожалуйста, пусть смотрят! Но ведь мы, чтобы посмотреть партии, покупали книгу или бюллетень. Я же ничего сверх этого не прошу: пусть покупают и смотрят!» Например, в последние годы я написал несколько дебютных книг. Представьте себе, что моих важных для теории партий вообще не было бы в базах: тираж книг увеличился бы вдвое! По-моему, очень наглядный показатель того, что партии имеют цену. Заставляя организаторов вводить партии в компьютер, ФИДЕ изменила нам правила игры. Сейчас любой кандидат в мастера, готовясь к встрече со мной, включает компьютер, анализирует мои последние партии, и на следующий день я играю в дебюте не с кандидатом в мастера, а с «Гудини»! А по какому праву он просто так берет мои партии? Вот если хочет купить – пожалуйста!

Командный чемпионат азиатских городов